Защитники Руси (или «Три, даже - Четыре богатыря)
(сценарий отдельного номера на классный час, на концерт к Дню Победы, к Дню защитника Отечества)
Автор - Плотников Константин Юрьевич, учитель музыки, МАОУ Центр образования № 47 Иркутска
Использована репродукция картины К.Васильева «Витязь».
Методологическое обоснование:
Считаю наиболее правильным предлагать своим коллегам – творческим учителям и родителям школьников – не огромные сценарии целых праздников или концертов, а подобные мини-сценарии отдельных номеров, исходя из того, что:
- с текстами меньшего объёма в условиях цейтнота учительской и родительской жизни проще знакомиться (и усваивать их содержание);
- грамотный (а со временем, рано или поздно, все такими будем) сценарист (или режиссёр) ищет наполнение для реализации своей идеи, ищет и воспитывает со-воплотителей.
Предлагаемый текст может сгодиться у нас, в России (ведь, «где родился – там и сгодился»)
классным руководителям, режиссёрам школьных праздников (ими часто приходится становиться завучам по воспитательной работе), а также –
творческим родителям, устраивающим с детьми домашние представления (а не только семейные сцены) и
работникам летних детских оздоровительных лагерей.
Текст вполне доступен для освоения
подросткам (вплоть до Митрофанушек), и даже развитым 3– 4-классникам, но, всё-таки, рекомендован
школьникам 5–9 классов (именно репертуар для этого возраста подбирать сложнее всего, стараясь заинтересовать ребят, найти тему и язык, которые бы стали конкурентными эстрадной лёгкости при её частой низкопробности).
Включая номер, поставленный на основе предлагаемого текста, в концерт или классный час, уважаемые взрослые,
обратите внимание на каждую деталь (костюм, причёску, мимику, интонацию чтения либо декламации в ритме звучащей оркестровой фонограммы – добавим к чеховскому пожеланию «В человеку всё должно быть… не только прекрасно, но и искренне», а особенно – при обращении к теме патриотической).
Цель – воспитывать в школьниках (как в зрителях-слушателях, так и в исполнителях 4-х предлагаемых ролей) чувство патриотизма.
Задачи:
- формировать (либо – актуализировать) исторические знания (имена и подвиги людей, ставших символом воинской славы России и любви к своей стране);
- на примере русского фольклора (русская народная песня «Стенька Разин») приобщать молодёжь к традициям русской культуры;
- представлять школьникам примеры достойного юмора (отличного от примитивного или пошлого, что заполонили эстраду и TV);
- предоставить участникам возможность проявить свои творческие (актёра, гримёра, костюмера, звукорежиссёра и пр.) таланты.
Номер исполняется
на мотив русской народной песни «Стенька Разин» («Из-за острова на стрежень»; что важно делать, учитывая печальное положение с настоящим, а не лубочным русским фольклором, куда можно отнести и, талантливое и уместное в контексте сюжета сказки, исполнение Е. Леоновым этой песни в мультфильме «Волшебное кольцо»).
В качестве музыкального вступления, создающего перед началом номера атмосферу героическую, богатырскую, лучше использовать начало 1-й части «Богатырской» симфонии А. Бородина либо 1-й части «Симфонии» соль-минор Вас. Калинникова (в этом случае в прологе звучит главная, властная тема, а в эпилоге – в моменте после отзвучавших 4-х куплетов – побочная, лирическая партия).
Вместо иллюстрации!:
Эта песенная переделка, как и последующие (а, как вы не упираетесь, они-таки будут), принципиально не сопровождается НИКАкой иллюстрацией, чтобы у каждого читателя включалось своё, уНИКАльное воображение (за эту идею автор сам себе и тем, кто его поддержал, вручил сразу две «Ники»).
1-й куплет (поёт-хрипит Кутузов; повязка на глазу):
Завещал нам Саша Невский:
«Кто на Русь с мечом придёт,
Не с футбольным – а с острым, мерзким –
От меча того падёт».
Я, фельдмаршал князь Кутузов,
Приглашаю всех в Москву,
Но кто без спроса (я про французов),
Треуголку тем порву.
2-й куплет) Пётр I (роль исполняет, то есть, поёт-орёт тот, кто умеет стоять на ходулях, либо человек, имеющий признаки долговязости):
Я же Пётр, который Первый,
Дверь, Европа, отворяй!
Что, закрылись? Это нервы,
Но дурака тут не валяй.
Не беда – махнём в окошко,
Пододвинься, братец-швед!
Есть в России сил немножко,
И Ломоносов, а! и медвед!
3-й куплет (Маршал Жуков, патетично и искренне):
Ну, а я Георгий Жуков,
(продолжает с Кутузовым и Петром I) Всякий рад, кто нас узнал...
(опять один Жуков) Но не тот, кто до Берлина,
Хвост поджав, от нас бежал.
4-й куплет, составленный из сэкономленных букв; поручаем исполнять даже неказистому пацану, имя которого состоит из 1– 4-х слогов):
Я же Коля (я-то Пётр; я Серёга; Иммануил и т. д.), ну, если нужно,
И учусь в сорок седьмой
*.
(всем хором) Но если надо, встанем дружно
Мы за Русь, за город свой!
* «… в 47-й», так как это номер школы, где работает автор словечек; но без проблем аналогично зарифмуется *2-й, *6-й, -*8-й.
Для ОУ с номерами, заканчивающимися на 1, 3, 4, 5, 9, можно предложить вариант:
… И учусь в **-й я.
Но если надо, встанем дружно
За тебя, о Русь моя!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий спортивного мероприятия к 23 февраля для старшеклассников
Сценарий внеклассного мероприятия к 23 февраля, 8 - 11 классы
Внеклассное мероприятие «Военно-спортивная игра» для 8 - 10 классов. Сценарий
Классный час к 23 февраля в колледже
Похожие статьи:
Классный час на тему 23 февраля, 10-11 класс
Конкурсная программа на 23 февраля для старшеклассников в школе. Сценарий
Конкурсы к 23 февраля для учащихся 7-9 классов