Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование игровых технологий для развития речевого творчества дошкольников

Использование игровых технологий для развития речевого творчества дошкольников
Развитие речи ведет к развитию творчества.
Скиле.

Аннотация: в данной статье описывается проблема речевого развития дошкольников, а также педагогический опыт автора по развитию речевого творчества детей старшего возраста.
Ключевые слова: речевое развитие, речевое творчество, воображение.

Речь – вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит очень многое: развитие, обучение, познание окружающего мира и себя в нём. Язык является важнейшим средством человеческого общения, восприятия действительности и служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием обучения. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. При этом дети не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к правильному произношению всех звуков речи, её грамматическому оформлению, выразительности, эмоциональности, связности.
Задача взрослых – родителей и педагогов – помочь ему овладеть речью. К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Также одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка, конструкции или создание сказки. Чувствуя настоятельную потребность времени, педагоги находятся в поиске путей и способов творческого развития детей. Важно же, чтобы ребенок не только овладел знаниями, но и умел их использовать для генерирования собственных идей и мыслей. Воспитание творца – потребность времени. Поэтому необходимо уделять внимание формированию способностей ребенка к творчеству и использовать кроющиеся в психике ребенка огромные возможности для его развития. Л.С. Выготский говорил, что «… из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста».
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и, соответственно, развитие всех компонентов речи не возможно без активного включения ребёнка в этот процесс. Игра – это способ ориентации в окружающем мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.
Согласно мнению В. А. Сухомлинского, игра – это «огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности » [4, 112].
Известный психолог Д. Б. Эльконин в своих исследованиях делает вывод: "...игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных" [6, 171].
То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается у него при соответствующих требованиях взрослых. Исходя из всего этого мною было решено, развивать воображение, фантазию и речевое творчество, используя систему игр и игровых приемов.

Цель моей работы: развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста через использование системы игр и упражнений.
В ходе работы решались следующие задачи: расширять и активизировать словарь детей; развивать воображение; развивать словесно – логическое мышление; формировать интерес к игровой творческой деятельности; побуждать творческую активность.
Для решения задач использовались задания, направленные на формирование следующих умений:
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти: (д/и «Разноцветные узоры», «На что это похоже?», пазлы);
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков: (игровые упражнения: «Назови предметы по описанию», «Опиши предмет», загадки);
- узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы («Кляксография», «Монотипия» и др.);
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки (игры «Лишнее слово», «Назови отличие», «Найди общее», «Группировка слов»);
- составлять сюжетный рассказ про какой – либо предмет: (составление описательного рассказа по картинам, составление рассказа с помощью отдельных слов (мнемотехника);
- умение делать логические выводы (логические задачи); находить действия противоположные по значению (слова – антонимы).
Игры на развитие словесного творчества: «Шкатулка со сказками», «Рассказ по картинке», «Фантастическое животное», «Неоконченная сказка», «Прерванный мультик», «Сказочный город», «Королевство сказок», «Игра в рассказчика», «Фантастическая гипотеза», «Сказка наизнанку», «Хоровые ансамбли», «Телевидение», «Разыгрываем стихи» и др.
В результате игр и упражнении у детей активизировался запас известных сказок, глубже воспринимаются традиционные способы организации сюжета и построения сказки: прием повторности, повторения эпизодов, способы цепного построения композиции, структура появления и движения персонажей: «от большого – к малому», «от малого – к большому».
Дети стали самостоятельны в словесно – творческих проявлениях. Научились связно, последовательно, выразительно строить предложения.
В речевом творчестве детей принимали участие и их родители. Родителям предлагались консультации: «Как развивается речь ребенка», «Несколько хороших идей для совместных игр родителей и детей», «Зачем нужны сказочные истории», «Тридцать три коровы или учим сочинять стихи», «Развитие словаря», «Играем пальчиками – развиваем речь», «Учим детей рассказыванию», «Как научить ребенка любить литературу», «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей», «В гостях у сказки – уроки сочинительства».
В результате проведенной работы можно сделать выводы, что развитие творческих способностей детей позволит им в будущем решать следующие задачи: находить решения в нестандартных ситуациях; развивать оригинальность мыслительной деятельности; анализировать проблемную ситуацию с разных сторон; развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстроменяющемся современном мире.
Данная работа способствовала реализации потенциальных возможностей ребенка, повышению его уверенности, самостоятельности, личностному росту, развитию познавательных процессов, способности пространственного моделирования и в дальнейшем успешному обучению в школе. Закончить хочу словами Л. В. Успенского: «Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».

Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет. – М., 2007.
2. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. – Пермь: ПГПИ, 1991, – С. 3.
3. Рудик О.С. Развитие речи детей 6–7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009. – 176 с.
4. Сухомлинский В. А., Антология гуманной педагогики. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997
5. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. – М., 2008.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Д. Б. Эльконин.М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с

Рекомендуем посмотреть:

Игровые технологии в детском саду Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ Игровые технологии в ДОУ по ФГОС. Из опыта работы воспитателя. Презентация Игровая деятельность в ДОУ. Из опыта работы воспитателя
Педагогический совет в детском саду на тему: Художественно - эстетическое развитие дошкольников
Опубликовано: 2813 дня назад (10 апреля 2017)
Просмотров: 5062
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Снежана Анатольевна Колесникова # 10 апреля 2017 в 20:45 0
Статья получилась интересная и полезная. Вы представили очень много игр, которые помогут в развитие речи детей.
Очень хорошо, что к этой трудной и кропотливой работе привлечены и родители.
Единственное что хотелось увидеть, так это описание хотя бы нескольких игр, например для развития словесного творчества: «Шкатулка со сказками», «Рассказ по картинке», «Фантастическое животное», «Неоконченная сказка», «Прерванный мультик», «Сказочный город», «Королевство сказок», «Игра в рассказчика», «Фантастическая гипотеза», «Сказка наизнанку», «Хоровые ансамбли», «Телевидение», «Разыгрываем стихи» и др.
Примите голос +