Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ

Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на интеллектуальное развитие детей
Интеллект (понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей.
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
В дошкольном возрасте ребенок испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. В игре дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно работать со страхами и формировать конструктивные способы разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры.
Без "игрового" периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.
Родители современных детей сами принадлежат к "неиграющему" поколению. Они часто сами не умеют играть. К тому же у взрослых регулярно не хватает времени.
Педагоги отмечают, что дети, собравшись вместе, не могут придумать себе занятия, с трудом объединяются в группы, ждут инициативы от взрослого.
Очень важной задачей воспитателя-заключается в том, чтобы найти ребенку товарищей по играм и научить его играть вместе с другими детьми. Поэтому перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Особенность социального развития детей заключается в том, что ребенок постоянно наблюдает, имитирует и подражает отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых.
Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру.
Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно.
Всем нам необходимо помнить, что единственный язык, который легко дается детям, — это язык игры и беседы.
Нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу провоцирует преждевременное взросление малышей, приводит к серьезным проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: сложности с обучением в начальной школе, в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении.
Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Статья 31 Конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной жизни».
Игра – это умственное развитие ребенка. Знания, которые ребенок приобретает в детском саду и дома отражаются в его игре. Используя в игре жизненные события, эпизоды из сказок и рассказов, которые ему читали, ребенок размышляет над этим, и многие события становятся для него более понятными. Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный.
Какую роль в игре будет выполнять ребенок, зависит от его интересов, о мечтах о будущей профессии. В детстве все очень наивны, с возрастом дети меняются, но важно, что он мечтает о своей пользе в труде и обществе.
Такая деятельность позволяет искать, проявлять инициативу и за все это нести ответственность. Дети, которые постоянно подчиняются мнению взрослого, в конечном счете, не самостоятельны и постоянно зависимы от взрослого человека, они не видят результата своей деятельности, у них нет возможности самостоятельно выбрать себе занятие.
Важную роль в развитии детской игры играет предметно-развивающая среда.
Все объекты предметно-игровой среды должны быть связаны между собой по содержанию, эстетическому оформлению, по величине. Предметно-игровой мир должен быть достаточно разнообразным. Через предметно-игровой мир ребенок получает информацию об окружающем его мире.
Если детская инициатива зажимается, нет разнообразия игрушек — это делает жизнь ребенка скучной. Это ведет к пассивному образу жизни ребенка и развитие ребенка тормозит.
Особенностью современных детей является то, что они уже с ранних лет приучаются жить в виртуальном мире, мире компьютерных игр, где отсутствует какое-либо живое общение и взаимодействие.
Профессиональная проблема - поиск эффективных технологий организации и руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников среднего и старшего возраста.
Задача воспитателя – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать.
При организации игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, образ магазина для современных детей — это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким набором услуг. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре вызвали эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в играх.
Существуют игровые темы, которые утрачивают свою актуальность для современного дошкольника: «Почта», «Библиотека», «Ателье». Люди чаще пользуются электронной почтой и предпочитают покупать готовую одежду. Для ознакомления детей с окружающей действительностью можно предложить такие темы: «Путешествие письма», «Зачем людям нужна библиотека?», «Как одеваться модно и удобно?»
Задача воспитателя переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игр со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Решение этой задачи возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
• Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; например, девочки играют в кафе, а мальчики в машины. Девочки готовят для мальчиков обед, а мальчики в обеденный перерыв приезжают на своих машинах покушать в кафе.
• Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
Путем внесения новых атрибутов в игру детей обогащается ролевое поведение.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
Основным средством развития личности, источником знаний, социального опыта является развивающая среда. В игре деятельность ребёнка развивается в направлении изображения различных действий (купает, плавает, стирает и т.д.)
Далее деятельность детей принимает строительный характер, возникают конструктивно – строительные игры, в них нет ролей. Наконец, появляются ролевые игры, где дети создают тот или иной образ.
Жизнь современного ребёнка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками, секциями. На игру у ребёнка остаётся крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности. У современных детей появились новые игровые роли: «Банкир», «Агент», «Клиент», «Визажист», «Дизайнер» и новые игровые сюжеты: «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», и т.д. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы на льду» и «Танцы со звёздами». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых: «Бизнесмен», «Стилист», «Модель». Для того, чтобы игра перешла в более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям. Также необходимы условия для развития игрового сюжета; создание предметно –игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, т.к. именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если воспитатель будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.
Для этого воспитатель должен соблюдать особые условия организации сюжетно-ролевой игры.
• Одно из условий организации сюжетно-ролевой игры - воспитатель должен играть вместе с ними. В совместной игре с детьми педагог должен взять позицию играющего партнера.
• Из этого следует второе условие: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом: так, чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
• Третьим условием является формирование игровых умений, то есть одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам –взрослому или сверстники.
Однако, эти условия не будут реализовываться, если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании умений детей. Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включить моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Игровые технологии в детском саду Использование игровых технологий для развития речевого творчества дошкольников Игровые технологии в ДОУ по ФГОС. Из опыта работы воспитателя. Презентация Игровая деятельность в ДОУ. Из опыта работы воспитателя
Моделирование РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО | Экологический брейн-ринг для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2137 дней назад (13 июня 2018)
Просмотров: 1362
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Ольга Николаевна Гуменюк # 15 июня 2018 в 08:06 +1
Очень важен поиск эффективных технологий организации и руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников. И
задача воспитателя, сделать игру интересной - это самое главное! Чтобы в её процессе дети учились переживать все чувства, учились мечтать и фантазировать и воплощать мечты в жизнь! Спасибо за интересную статью.