Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока информатика для студентов 2 курса СПО. Кодирование информации

Сценарий урока на кодирование информации
Тема: Кодирование информации.
Автор: Карасева Виолетта Сергеевна.
Место работы: ГБПОУ "Арзамасский приборостроительный колледж им. П.И. Пландина"
Методическая разработка урока для 2 курса СПО.
Цель: дать учащимся общее представление о кодировании информации.
Задачи:
Образовательная: дать представление о кодировании информации, рассмотреть способы кодирования.
Развивающая: формировать умение анализировать, способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей учащихся, интереса к предмету.
Воспитательная: развить коммуникативные компетенции учащихся, толерантное отношение друг к другу, воспитать чувство ответственности и коллективизма.
Средства обучения:
• компьютер
• Мультимедиа-проектор
• Презентация
• Приложения: MS Word, калькулятор
• Кодировочные таблицы
Литература:
1. Н. Угринович. Информатика -9. Учебник для 9 класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний. 2005.
2. Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: Лаборатория Базовых Знаний. 2006.
План урока
I. Организационный этап урока 2 мин.
II. Актуализация знаний 2 мин.
III Мотивация знаний 1 мин
IV. Объяснение нового материала 15 мин.
V. Закрепление материала
Работа в тетрадях 9 мин.
Работа на компьютере 12 мин.
VI. Домашнее задание. 2 мин.
VII. Итог урока 2 мин.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Мы с вами начали изучать большой раздел «Защита и передача информации». Мы уже познакомились с понятием информации, познакомились с видами информации, рассматривали способы передачи информации, научились измерять количество информации и сжимать информацию.
Ученики: Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок, воспринимают информацию.
Учитель: Какие алгоритмы сжатия вы знаете?Для чего они служат?
Учащиеся:
Алгоритм RLE, Алгоритм Шеннона-Фено
Префиксный код, Алгоритм Хаффмена
Для сокращение записи, для того, чтобы поместить в память больше информации.
Учитель: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник(получатель). Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее.
Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым, звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку. Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел, школьный звонок - начало или конец урока.
Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться, как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда мы пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой. Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф.
Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи.
Хранить можно не только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый - растр.
С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись).
Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Света подготовила доклад на эту тему.
Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов.
Что же такое кодирование?
Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.
Код-система знаков для представления информации.
Декодирование – процесс обратный кодированию.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п.
Существуют три основных вида кодирования:
• Графический –с помощью специальных рисунков.
• Числовой –с помощью чисел
• Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Мы начнем наше изучение с символьного текста.
Один из самых первых известных методов кодирования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н.э.). Этот метод основан на замене каждой буквы кодируемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу, то есть после буквы Я рассматривается А.
Так слово БАЙТ при смещении на два символа вправо кодируется слово ГВЛФ. Давайте попробуем раскодировать фразу французского математика Р. Декарта. Если мы знаем, что ее закодировали при перемещении на 1 букву в право.
«Нбмп кнёуэ цпспщйк фн, дмбгоё- цпспщп ёдп рсйнёоауэ»
Что у вас получилось?
Учащиеся: Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Учитель:
Дана простейшая кодовая таблица
А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5
Е-6 Ж-7 З-8 И-9 Й-10
К-11 Л-12 М-13 Н-14 О-15
П-16 Р-17 С-18 Е-19 У-20
Ф-21 Х-22 Ц-23 Ч-24 Ш-25
Щ-26 Ъ-27 Ы-28 Ь-29 Э-30
Ю-31 Я-32 ПРОБЕЛ-33 ТОЧКА-34 ЗАПЯТАЯ-35
Расшифруй фразу
13 28 33 9 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34
Учитель:
Как вы думаете где используется двоичный принцип кодирования информации?
С помощью каких символов?
Какое количество различных символов можно закодировать?
Ученики:
0,1
1 символ кодируется 1 байтом,поэтому
N = 2I = 28 = 256
Учитель:
В компьютере каждый символ кодируется уникальным кодом.
Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII. В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам. Запишите название этой кодовой таблицы и диапазон кодируемых символов.
Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.
Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255).
Также есть другие таблицы
КОИ8-Р, СР1251, СР866, Мас, ISO. Unicode Учащиеся записывают в тетрадь определения.

Закрепление изученного материала.
1. Работа в рабочей тетради.
Учитель: Рассмотрим пример кодировки текста в различных кодировочных таблицах. В качестве справочного материала будем использовать представленные таблицы кодировок КОИ8-Р и CP1251. А)Закодируем слово “Рим”
Б)Закодируем «ЭВМ» в различных кодировках
Закодируйте следующие слова, используя таблицы ASCII-кодов: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, МИКРОПРОЦЕССОР, МОДЕЛИРОВАНИЕ
Раскодируйте следующие слова, используя таблицы ASCII-кодов:
88 AD E4 AE E0 AC A0 E2 A8 AA A0
50 72 6F 67 72 61 6D
43 6F 6D 70 75 74 65 72 20 49 42 4D 20 50 43
2.Работа за компьютерами
Рассаживаемся за компьютеры. В текстовом редакторе MS Word чтобы вывести на экране символ по его номеру кода, необходимо удерживая на клавиатуре клавишу “ALT” набрать код символа на дополнительной цифровой клавиатуре.
А)133 232 242
б) 73 66 77 → IBM;
в) 69 110 116 101 114 → Enter
Какое слово получили?
145 170 174 224 174 255 170 160 173 168 170 227 171 235;
Из предыдущего задания выяснить, каким кодом записана буква а. Учитывая, что буквы кодируются в алфавитном порядке, выяснить коды остальных букв.
Используя ключ к кодированию, закодировать слово – зима.
• Создать новый текстовый документ в Word;
• Выбрать – Команда – Вставка – Символ.
В открывшемся окне «Символ» установить из: Юникод (шестн.),
• В наборе символов находим букву К и щелкнем на ней левой кнопкой мыши (ЩЛКМ).
• В строке код знака появится код выбранной буквы 041А (незначащие нули тоже записываем).
• У буквы о код – 043Е и так далее: д – 0434, и – 0438, р – 0440, о – 043Е, в – 0432, к – 043А, а – 0430.
• Установить Кириллица (дес.)
• К – 0202, о – 0238, д – 0228, и – 0232, р – 0240, о – 0238, в –0226, к – 0202, а –0224.
. Открыть Word.
Используя окно «Вставка символа» выполнить задания: Закодировать слово Forest
а) Выбрать шрифт Courier New, кодировку ASCII(дес.) Ответ: 70 111 114 101 115 116
б) Выбрать шрифт Courier New, кодировку Юникод(шест.) Ответ: 0046 006F 0072 0665 0073 0074
в) Выбрать шрифт Times New Roman, кодировку Кирилица(дес.) Ответ: 70 111 114 101 115 116
г) Выбрать шрифт Times New Roman, кодировку ASCII(дес.) Ответ: 70 111 114 101 115 116
Проверим это на практике. Создайте текстовый документ в редакторе Блокнот и напечатайте в нём фразу “Компьютерная программа делает, то что вы приказали ей сделать, а не то, что вы хотели , чтобы она сделала”.
Сколько в ней символов?
Ответ: 105
Сохраните и закройте файл. Определите его объем в байтах. Каков он?
Ответ: 105 байт.
В заключении нашей работы самостоятельно закодируйте фразу по таблице Unicode.
Ученье свет, а неученье тьма.
Учащиеся выполняют задание в тетради.
Домашнее задание.
Учитель: Запишем домашнее задание.
Придумать свою таблицу кодировки.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с кодированием информации.
Что мы понимаем под кодированием?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Оценки получили…
Скачать Конспект урока информатика для студентов 2 курса СПО. Кодирование информации
Презентация на тему: Кодирование информации

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики для 2 курса колледжа. Информационные технологии Конспект открытого занятия по информатике с презентацией для обучающихся 1 года на тему: Представлен Практическая работа для студентов 3 курса по дисциплине «Пакеты прикладных программ» на тему «Автома Коснпект урока информатики для студентов колледжа. Задачи оптимизационного моделирования
Опубликовано: 1667 дней назад (5 апреля 2017)
Просмотров: 2166
+3
Голосов: 3
Надежда Николаевна Маслова # 6 апреля 2017 в 10:43 +2
Здравствуйте! Интересная информация для общего развития любого человека. Моему сыну (семикласснику) понравилось зашифровывать слова. Материал изложен в понятной и доступной форме для учеников. Примите голос.
Мария Анатольевна Блинова # 6 апреля 2017 в 10:59 +2
Конспект понравился,новые познания в работе с информацией и компьютером Голос.
Роман Иванов # 11 декабря 2017 в 20:28 +1
Буду использовать в своей практике!