Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока информатики для 2 курса колледжа. Информационные технологии

Конспект урока по теме: "Информационные технологии"
Автор: Пирязева Наталья Владимировна, преподаватель, ТОГАОУ СПО "Промышленно-технологический колледж" г.Мичуринск, Тамбовская область
Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока на тему: "Информационные технологии" для студентов 2 го курса колледжа. Этот конспект позволит отработать теоретическую часть данной темы и осуществить проверку качества знаний.
Цели занятия:
восприятие и первичное осмысление учебного материала по теме "Информационные технологии", запоминание основных понятий и определений.
Задачи:
обучающие:
знакомство с базовыми терминами и понятиями
развивающие:
развитие мышления (умение строить по аналогии с ранее изученным, сравнивать, обобщать, систематизировать)
развитие познавательного интереса у студентов, уверенности в собственных силах, интереса к предмету и будущей специальности
воспитательные:
привитие навыков самостоятельной работы
привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность
Информационные технологии (ИТ) – понятие, свойства, составляющие, классификация.
В.1.
Понятие ИТ. Режим работы и режим эксплуатации.
Термин «информационная технология» получил распространение сравнительно недавно в связи с использованием средств вычислительной техники при выполнении операций с информацией.
ИТ базируются на аппаратных средствах и программном обеспечении. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий, т.е. могут применяться в любых сферах человеческой деятельности. Программное обеспечение организует процесс обработки информации в компьютере и решение профессиональных задач пользователей.
Областями применения ИТ являются системы поддержки деятельности людей (управленческой, коммерческой, производственной), потребительская электроника и разнообразные услуги, например связь, развлечения.
Непременным условием повышения экономической эффективности управленческого труда является создание оптимальной ИТ.
В рамках предмета «Информационные Технологии» мы будем рассматривать автоматизированные ИТ.
ИТ – сочетание процедур реализующих функций сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационные структуры предприятия с использованием средств вычислительной техники и программного обеспечения.
Существенное влияние на качественный состав ИТ оказывают возможные режимы работы и режимы эксплуатации.
Режим Эксплуатации – определяется эффективностью работы пользователя (ПК это инструмент, который можно использовать полностью, а можно использовать как пишущую машинку или игровой автомат).
Режим Работы – определяется эффективностью работы самой вычислительной системы (ВС) (является определяющим, т.к. выше своей головы система не прыгнет).
Если рассматривать используемый режим функционирования информационной системы (ИС), то можно выделить:
1. Однопрограммный и мультипрограммный (позволяет подгружать несколько прикладных программ одновременно за счет возможности совмещения в системе работы устройств ввода-вывода и центрального процессора).
2. Однопроцессорные ИС (строящиеся на базе одного процессора в компьютере) и многопроцессорные системы (использующие ресурсы нескольких процессоров, что положительным образом влияет на производительность ВС)
3. Пакетная обработка – несколько прикладных программ объединяются в единую группу называемую пакетом. Обработка информации осуществляется единым массивом данных сразу несколькими программами. Для данного режима характерно минимальное вмешательство оператора и высокая эффективность ВС, но также большие затраты времени на ожидание результата (пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается). Индивидуальное пользование, когда все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя. При коллективном пользовании возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам ВС (система обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний).
4. Ускорение выдачи результата возможно при использовании режима работы системы называемого параллельной обработкой или квантованием времени (при этом каждой программе из пакета присваивается определенный квант (единица, промежуток, интервал) времени по истечении которого управление передается следующей программе, что позволяет получить результаты по коротким программам еще до окончания обработки всего пакета.
5. По особенностям функционирования ИС во времени выделяют режим реального времени – режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

В.2.
Составляющие ИТ.
В состав ИТ входят 4 составляющие:
1. Техническое обеспечение (ТО) – ПК, оргтехника, линии связи, оборудование ВС, периферийные устройства. ТО является определяющим при выборе проекта ИТ.
2. Программное обеспечение – это совокупность рабочих алгоритмов написанных на языке доступном для ВС (находится в прямой зависимости от техники) и реализует функции накопления, обработки, анализа и хранения данных.
3. Информационное обеспечение – это совокупность данных представляемых в определенной форме для компьютерной обработки.
4. Организационное и методическое обеспечение (ОО и МО) – они представляют собой комплекс мероприятий направленных на функционирование технического и программного обеспечения для получения искомого результата.
ОО – инструкции организующие первичную работу
МО – учебное пособие (для учебы, для дальнейшей работы), встроенные учебники

В.3.
Свойства ИТ
Основными свойствами ИТ являются:
1. Целесообразность – главная цель реализации ИТ состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, ПО и обслуживающего персонала, путем обеспечения циркуляции и переработки информации.
2. Наличие компонентов структуры
Структура ИТ – это внутренняя организация представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов.
Компоненты:
ПО – предметна область – это объект на котором функционирует ИТ
ФП – функциональный процессор – конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации выраженный в алгоритме решения задачи.
МПО – модель предметной области – это совокупность описаний обеспечивающая взаимодействие между пользователем и разработчиком.
ОТ – опорная технология – совокупность технических средств, системного и инструментального ПО.
ИТ – информационная технология
БЗ – база знаний – совокупность знаний хранящихся в памяти ЭВМ. Бывает – экстенсиональная (знания о каком-то конкретном предмете) и интенсиональная (общие знания)
РРПЗ – результат решения прикладной задачи.
3. Взаимодействие с внешней средой – это взаимодействие ИТ с объектом управления (другими предприятиями и системами, наукой, промышленность)
4. Целостность – ИТ является целостной системой способной решать задачи не свойственные ни одному из ее компонентов.
5. Реализация (развитие) во времени – это обеспечение динамичности развития ИТ, ее модернизация, модификация и адаптация.

В.4.
Классификация ИТ
1. По типу информации

Универсальность – это когда система делает все.
2. По степени типизации операций
a. Пооперационные ИТ – за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническими средствами
b. Попредметные ИТ – при этом все операции выполняются на одном рабочем месте (АРМ).
Тест по теме: «Информационные технологии»
1) ИТ это ...
а) Система сбора, хранения, обработки и распределения информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира
б) Сочетание процедур реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационные структуры предприятия с использованием средств ВТ и ПО
в) Множество элементов, образующих некоторую целостность и находящихся в определенном взаимодействии между собой
2) Что оказывает влияние на качественный состав ИТ ...
а) Режимы вставки и режим замены в работе
б) Режимы работы и режимы эксплуатации ВС
в) Режимы приема и режимы передачи информации
3) Основное влияние на режим эксплуатации оказывает ...
а) Пользователь
б) ВС
в) ЭВМ
4) Основное влияние на режим работы оказывает ...
а) Пользователь
б) ВС
в) ЭВМ
5) Какой режим является определяющим в ИТ...
а) Режим работы
б) Режим эксплуатации
в) Режим передачи
6) ИТ состоят из ...
а) ЭВМ, ПП, ИО, МО
б) ВТ, ИТ, ПО, ППП
в) ТО, ПО, ИО, ОО, МО
7) Техническое обеспечение это ...
а) ПК, организационная техника, линии связи, оборудование ВС, периферийные устройства
б) Информационное и программное обеспечение, компьютеры, компьютерные сети, люди
в) Компьютеры, сетевое программное обеспечение, модемы, кабели, периферийные устройства
8) Программное обеспечение это ...
а) Соблюдение правил создания, обработки, использования и защиты информации
б) Совокупность рабочих алгоритмов написанных на языке доступном для ВС
в) Документы и массивы документов в информационных системах
9) Информационное обеспечение это ...
а) Совокупность данных представленных в определенной форме для компьютерной обработки
б) Множество элементов, образующих некоторую целостность и находящихся в определенном взаимодействии между собой
в) Система сбора, хранения, обработки и распределения информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира
10)Организационное и методическое обеспечение это ...
а) Комплекс мероприятий направленных на функционирование технического и программного обеспечения для получения искомого результата
б) Решение задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации основанных на методах искусственного интеллекта
в) Взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей
11) Основными свойствами ИТ являются:
а) Открытая архитектура, функционирование технического и программного обеспечения, распределение информации
б) Целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с -внешней средой, целостность, реализация во времени
в) Сочетание процедур, множество элементов, целостность, взаимосвязь технического. организационного и программного обеспечения
12)ИТ классифицируются по ...
а) Типу информации и степени типизации операций
б) Типу программного обеспечения и технических средств обеспечения
в) Типу целевого назначения и области применения
13) По степени типизации операций ИТ делятся на:
а) Стратегические и поддерживающие
б) Прикладные и управленческие
в) Пооперационные и попредметные
14) Развитие ИТ во времени это ...
а) Обеспечение динамичности развития ИТ; ее модернизация, модификация и адаптация
б) Взаимодействие ИТ с объектом управления, др. предприятиями и системами, наукой, промышленностью технических и программных средств
в) Способность решать задачи несвойственные не одному из ее компонентов
15) Целостность ИТ это ...
а) Обеспечение динамичности развития ИТ; ее модернизация, модификация и адаптация
б) Взаимодействие ИТ с объектом управления, др. предприятиями и системами, наукой, промышленностью технических и программных средств
в) Способность решать задачи несвойственные не одному из ее компонентов
16)Взаимодействие ИГ с внешней средой это ...
а) Обеспечение динамичности развития ИТ; ее модернизация, модификация и адаптация
б) Взаимодействие ИТ с объектом управления, др. предприятиями и системами, наукой, промышленностью технических и программных средств
в) Способность решать задачи несвойственные не одному из ее компонентов
17)Многопрограммный режим работы ВС позволяет ...
а) Подгружать несколько прикладных программ одновременно за счет возможности совмещения в системе работы устройств ввода и вывода и центрального процессора
б) Обеспечивать рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи сводной информации, которая требуется для управления экономическим объектом
в) В пределах разработанного алгоритма изменить программу при ситуациях не соответствующих заданной программе выбранных решений
18)Пакетный режим эксплуатации позволяет ...
а) Осуществлять обработку информации единым массивом данных сразу несколькими программами; при минимальном вмешательстве оператора
б) Обеспечивать рутинную обработку и хранение информации с целью выдачи сводных данных, которые требуются для управления объектом
в) Осуществляет по заданным программам воздействие на производственный процесс с целью приведения его к заданному состоянию
19)Режим квантования времени позволяет ...
а) Повысить степень быстродействия ВС, с целью получения промежуточного результата
б) Присвоить каждой программе из пакета определенный интервал времени по истечении которого управление передается следующей программе
в) Изучать свойства информации, а так же способы представления, накопления, обработки и передачи данных с помощью технических средств
20) В чем отличие организационного и методического обеспечения ИТ:
а) ОО - организует первичную работу; МО - дальнейшую работу на ПК
б) ОО - организует дальнейшую работу на ПК; МО - первичную работу
в) ОО - предоставляет начальные сведения о МО
Ответы на тест:
1-б; 2-б; 3-а; 4-б; 5-а; 6-в; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а;
11-б; 12-а; 13-в; 14-а; 15-в; 16-б; 17-а; 18-а; 19-б; 20-а.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные программы", 10-11 класс Практическая работа для студентов 3 курса по дисциплине «Пакеты прикладных программ» на тему «Автома Коснпект урока информатики для студентов колледжа. Задачи оптимизационного моделирования Практическое пособие по MathCad для студентов СПО

Похожие статьи:

Конспект урока информатики по теме «Операции с текстом в графическом редакторе Corel Draw»

Конспект урока информатики для студентов колледжа. Системы счисления. Перевод чисел

Примеры и задания к теме «Информация и информационные процессы»

Конспект урока информатики для 1 курса колледжа. Основы работы на ПК | Практическая работа для студентов 3 курса по дисциплине «Пакеты прикладных программ» на тему «Автоматизация производственных процессов»
Опубликовано: 3639 дней назад (9 декабря 2014)
Просмотров: 11103
0
Голосов: 0
Понамарева Тамара Станиславовна # 10 декабря 2014 в 09:46 +1
Изучила предложенный конспект урока по первичному осмыслению учебного материала по теме "Информационные технологии". Теоретический блок достаточно обширный, соответствует теме урока и программе, есть наглядность. Для проверки качества знаний по предложенной теме используется тестирование. Тест охватывает весь предложенный теоретический блок.Есть ответы к тесту, что радует. Считаю, что данный конспект урока можно взять за основу при подготовке урока.
А.А.Хмыров # 10 декабря 2014 в 11:05 +1
На уроке используются современные технологии ИКТ. Методически правильно организованно изучение материала, метод и формы изучения соответствуют возрастным особенностям, осуществляется связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. Содержание урока соответствует требованиям программы. Урок ориентирован на новые образовательные стандарты, т.к. преподавателем были соблюдены все этапы по новым ФГОС, изучение нового материала осуществляется проблемным способом, т.е. знания не даются в готовом виде, преподаватель лишь обобщает ответы учащихся и направляет их деятельность. Конспект можно рекомендовать преподавателям по информациорным технологиям
Регина Александровна Федоровская # 10 декабря 2014 в 16:24 0
Наталья Владимировна! Ознакомилась с представленным конспектом урока. К сожалению, не увидела для студентов по какой специальности этот урок. Очень насыщенная теоретическая часть, но из конспекта не видно, каким образом материал представляется студентам (зачитывали, демонстрировали слайды или еще что-то). Сразу же дается тест из 20 вопросов на уроке знакомства с новыми терминами? А где развитие навыков самостоятельной работы? Не показано, каким образом развивается у студентов мышление (нет ни вопросов, ни заданий). Тест служит для проверки знаний, чаще на итоговых уроках, а не на вводных. В целом это не конспект урока, а информация для восприятия. Думаю, что вам нужно еще доработать и конспект и урок (если вы его уже проводили).
Подвочатная Елена Николаевна # 10 декабря 2014 в 20:01 0
В рассматриваемом конспекте урока понравился представленный тест, с помощью которого можно не просто выявить наличие некоторой суммы знаний, а довольно точно определить степень и уровень усвоенного материла. Положительным моментом является наличие ключа к тесту.
Дрокина В.И. # 11 декабря 2014 в 11:14 0
Работа структурирована, последовательна, логична. Содержание урока соответствует поставленным целям. Достаточно высока практическая значимость работы. В частности, все материалы могут быть использованы преподавателями информатики, информационных технологий. Вызывает уважение самостоятельность рассуждений автора, научная корректность, готовность к теоретическому анализу. Конспект урока интересен, реалистичен и будет результативен при использовании автором.
Надежда Анатольевна Ващенко # 11 декабря 2014 в 17:55 0
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Серьезный материал, хорошо структурирован, выделены ключевые слова. Материал и логика изложения соответствуют цели и задачам, определенным в начале конспекта. Но, я согласна с предыдущими коллегами, для проверки первичного усвоения нужно выбрать другой дидактический прием, а лучше сразу после теории дать практические задания, где произойдет повторное «проживание» теории, но уровне личного опыта.
Людмила Сергеевна Уфимская # 23 декабря 2014 в 19:37 0
Здравствуйте! Я считаю, что материал подобран замечательно, рассмотрены основные составляющие современных информационных технологий. Используются наглядные формы обучения: таблицы, схемы. Цели, поставленные в начале урока достигнуты путем решения учебных задач. В конце урока проводиться оценка знаний учащихся в форме тестирования. С удовольствием буду использовать материал на своих уроках. Спасибо!
Галина Цыбанова # 31 января 2015 в 20:44 0
Здравствуйте, Наталья Владимировна.
Хороший материал. Предложу своим студентам Ваш тест :)
Александр Сергеевич Левченко # 8 апреля 2015 в 12:07 0
Материал достаточно объемный. Выделил для себя полезное. Спасибо.