Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие. Картины из засушенного растительного материала

Учебное занятие: Картины из плоско-засушенного растительного материала. Тема «Силуэт на закате»
Аннотация.
Представленная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования детей, учителей технологии, воспитателей детских учреждений, использующих в своей работе программы художественной направленности. Учебное занятие разработано в технологии уровневой дифференциации. Предлагается опыт практической работы в городских условиях с разновозрастной группой детей, с использованием доступного растительного материала и заданий разного уровня сложности.
Расходные материалы экономичны по затратам, что позволяет детям из малообеспеченных семей успешно заниматься.

Пояснительная записка.
Работа с засушенными листьями растений широко используется в детских садах, входит в программу технологии для школ. Размер, форма, палитра осенних листьев отличаются разнообразием и побуждают детей к фантазии и творчеству. В детском творчестве используются как целые формы листьев, так и кусочки растительного материала.
Актуальность предлагаемой методической разработки в том, что она использует технологию уровневой дифференциации, которая позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне возможностей и способностей.
Технология уровневой дифференциации направлена не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей.
Внутренняя дифференциация осуществляется посредством вариативности учебного материала. Одна тема разработана на разные уровни сложности, поэтому может использоваться как с детьми одного возраста, так и в разновозрастной группе.
Новизна заключается в том, что на занятии проводится экспресс-диагностика умений детей и в зависимости от результатов, предлагаются различные варианты создания картины.
Для успешного выполнения учебного задания всей группой, важно иметь достаточное количество однотипного растительного материала. В условиях городской среды детям не сложно заготовить желтые, оранжевые, красные листья клена остролистного, высушив их под прессом. Также необходимо засушить выскобленную от мякоти кожуру банана, предварительно замороженную, чтобы она приобрела глубокий черный цвет. Все это выполняется на занятиях темы «Заготовка природного материала».
При создании фона «закатное небо» из кусочков листьев, для детей наибольшую трудность представляет качественно наклеить растительный материал, а также подобрать цветовую гамму для плавного перехода от желтого к темно-красному цвету. Поэтому рекомендуется сначала разложить материал на картоне по цвету, а потом уже постепенно наклеивать его, намазывая клеем ПВА кистью на специальной клеенке и прижимая сухой тряпочкой к листу. На этом этапе выполнения учебной работы вариативность предлагается за счет объема, т.е. размера будущей работы.
Вырезывание силуэтов тоже представляет сложность для детей, т.к. владение ножницами разное. Умение качественно вырезать силуэт является основным критерием для подбора варианта учебного задания. Поэтому подготовлена коллекция силуэтов животных, птиц, людей - разной степени сложности для вырезывания.
В конце занятия подводится промежуточный анализ, т.к. флористическая картина считается завершенной, когда она оформлена под стекло. Оформление флористической картины – тема отдельного занятия.
Таким образом, преимуществом данной методической разработки является:
- возможность получить 100% успешный результат, т.к. учитываются индивидуальные особенности детей;
- доступность растительного материала в условиях городской среды;
- экономическая эффективность: при минимальных затратах средств на приобретение расходных материалов, дети научатся создавать художественное произведение.
Тема учебного занятия «Силуэт на закате»
Цель занятия: научить выполнять флористическую картину из плоско-засушенного растительного материала.
Задачи:
1.Обучающие:
- учить подбирать растительный материал по цвету;
- учить последовательно и аккуратно наклеивать растительный материал на основу,
- учить приемам вырезывания силуэтов из кожуры банана.
2. Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности,
- развивать воображение, фантазию,
- развивать движения рук, мелкую моторику.
3. Воспитательные:
- прививать навыки культуры труда,
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Демонстрационный материал:
презентация «Силуэты на закате» (в электронном виде).
Раздаточный материал:
образцы силуэтов для вырезания разного уровня сложности.

Подготовительная работа:
сбор и гербаризация осенних листьев. Обработка и высушивание под прессом кожуры бананов.

Последующая работа:
Изучение темы «Оформление флористической картины».

Материалы и инструменты:
- плотный картон
- лист бумаги А 4
- клей ПВА, кисть, клеенка, 2 тряпочки (влажная и сухая),
- ножницы,
- калька,
- плоско-засушенный растительный материал: осенние листья клена остролистного желтого, оранжевого, красного цвета, кожура банана черного цвета.
Ход занятия
1.Организационный момент:
- постановка учебной задачи,
- проверка наличия оборудования и материалов,
- инструктаж по правилам работы с колющим и режущим инструментом,клеем.

2.Знакомство с темой.
Просмотр презентации «Силуэты на закате» (приложение №1).
Игра «Определение предметов по силуэту»
(используются карточки приложения № 2).
Обсуждение замыслов детей. Детям задаются наводящие вопросы:
- Где мы можем увидеть закат?
- Как вы думаете, что можно увидеть на фоне закатного неба?
- Какой силуэт на закатном небе вы бы хотели создать?

Экспресс- диагностика уровня владения технологией.
Задание: перевести и вырезать фламинго из бумаги (приложение №2)
Детям, не справившимся с заданием, предлагаются варианты уровня сложности А.
Детям, выполнившим задание с небольшими затруднениями – вариант В. Детям, легко выполнившим задание – вариант С.
Окончательное решение об уровне сложности работы и замысле в целом принимает ребенок.

3.Знакомство с техникой.
Чтобы выклеить фон «закатное небо», нужно подобрать листья клена желтого, оранжевого, красного цвета. Отламывая кусочки листьев, наклеивать так, чтобы получался постепенный переход от желтого к оранжевому, от оранжевого к красному, от красного к бордовому цвету.
Таким образом заклеить весь лист картона и положить под пресс.
Уровни сложности:
А. Небольшая работа по размеру, А5
В. Средняя работа по размеру, А 4
С. Фон с отражением (морской закат)
Для выполнения силуэтов, нужно выбранное изображение перенести на кальку, перевернуть, обвести контур по обратной стороне, перевернуть, заклеить кожурой банана изображение, подсушить под прессом 5 минут, вырезать по обратной стороне точно по контуру.
Уровни сложности: (приложение №2)
А. Силуэты без мелких деталей.
В. Силуэты с вырезыванием мелких деталей, тонких линий.
С. Силуэты с прорезными деталями.
Разложить готовые силуэты на фоне закатного неба, создавая композицию.
Наклеить силуэты на фон, положить просушиваться под пресс до следующего занятия. Работа нуждается в остеклении, поэтому на следующем занятии будем учиться оформлять флористическую картину под стекло.

4. Самостоятельная работа детей.
Помощь в подборе задания соответствующего уровня сложности. Контроль за соблюдением техники безопасности, организации рабочего места.

5. Подведение промежуточного итога:
- Что для вас было сегодня сложным, а что получилось легко?
- Что получилось особенно хорошо?
- Что хотелось бы изменить, добавить?
- Кого бы ты хотел порадовать своей картиной?

6. Домашнее задание:
Придумать название своей флористической картины.
Подобрать стекло толщиной 2-3 мм по размеру выполненной работы, плотный картон по размеру стекла, тесьму шириной 1-15 см, длиной 15 см для оформления флористической картины.

Диагностика результативности выполнения задания
Для диагностики результативности выполнения задания педагог использует следующие методы:
- метод включённого наблюдения;
- устный опрос детей о трудностях, с которыми они столкнулись в процессе выполнения задания;
- сравнение работ детей с образцами работ на соответствующих уровнях;
- сравнение работ детей с их предыдущими работами, для отслеживания роста мастерства ребёнка и качества изготовления от работы к работе.
Уровень самостоятельности при выполнении работы оценивается в трёхбалльной системе:
- 3 балла – делал работу самостоятельно;
- 2 балла – в основном, делал самостоятельно, но с помощью педагога или товарища по творческому объединению;
- 1 балл – работа выполнена, в основном, не самостоятельно.
Приложение
1. Презентация «Силуэт на закате».
2. Образцы силуэтов для вырезывания, уровни сложности А, В, С и экспресс-диагностика.
Презентация на тему: Силуэт на закате

Вот примеры работ, выполненные детьми.


Примеры детских работ, выполненных из засушенных растений.


Рекомендуем посмотреть:

Пейзаж из осенних листьев. Мастер-класс с фото Картина Лето из природного материала своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Композиции из засушенных растений своими руками Картина из цветов и листьев своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Ошибана. Мастер-класс

Как рисовать тополиным пухом на бархатной бумаге
Опубликовано: 2760 дней назад (14 апреля 2017)
Просмотров: 1819
+6
Голосов: 6
Мария Васильевна Ларионова # 16 апреля 2017 в 18:29 +1
Оригинальная техника. Довольно бюджетная идея. Однако, подготовка требует определенных усилий.
Иван Петрович Ураев # 18 апреля 2017 в 15:15 +1
Понравилась экспресс-диагностика и задания разного уровня сложности. В условиях, когда дети разного возраста в группе, все выполнят работу полностью самостоятельно.
Елена Витальевна Ананьина # 18 апреля 2017 в 15:48 +1
Технологию уровневой дифференциации люблю использовать в своей работе. Спасибо за разработку учебного занятия, возьму в копилочку.
Ольга Станиславовна Средина # 20 апреля 2017 в 17:04 +1
Ольга Владимировна, здравствуйте! Прекрасные работы получились у Ваших воспитанников. Презентация тоже очень понравилась!"
ГОЛОС!
Ольга Владимировна Дубова # 21 апреля 2017 в 09:23 0
Спасибо, Ольга Станиславовна! Добрые отзывы вдохновляют !
наталья николаевна кривич # 21 апреля 2017 в 03:26 +1
Очень интересный материал. Работы изумительные! Хотелось бы увидеть более подробный МК на примере одной картины. Спасибо за идею. Голос!
Ольга Владимировна Дубова # 21 апреля 2017 в 09:28 0
Спасибо. Я проводила среди детей конкурс на лучший мастер-класс по ошибане. Они снимали этапы своей работы и описывали процесс. Здесь нельзя публиковать фото с детьми, к сожалению.
Марина Леонидовна Голикова # 24 апреля 2017 в 21:54 +1
Красота!!! Примите голос. Отдельный голос вашим воспитанникам за их терпеливость и мастерство.
Людмила Александровна Родина # 5 мая 2017 в 20:50 +1
Очень трудоемкое, кропотливое занятие - создание флористических картин. Но зато прекрасно способствует развитию мелкой моторики, воспитывает усидчивость и аккуратность, прививает художественный вкус. Интересный материал, вызывающий желание повторить, дающий толчок для появления собственных идей. Спасибо. Творческих успехов!