Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Композиции из засушенных растений своими руками

Составление композиции из засушенных растений

Автор: Осинина Любовь Дмитриевна, педагог дополнительного образования.
Место работы: ГКООУ ЛО "Лужская санаторная школа-интернат", г. Луга Ленинградской области.
Составление композиции из засушенных трав и цветов.
Занятие рассчитано на учащихся кружков рукоделия (11-12 лет), педагогов дополнительного образования, родителей и всех творческих людей. В конце весны и в течение всего лета наступает время для создания гербария из трав и цветов родного края, которые осенью можно использовать для составления красивых композиций. Не использовать растения, занесенные в Красную книгу.
Цель: Изготовление панно из засушенных растений.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с травами и цветами родного края и законами композиции при изготовлении панно из засушенных растений.
Коррекционно-развивающая: Развить выразительность сюжетной композиции с помощью правил и законов. Развить передачу впечатлений от общения с природой с помощью рассказа.
Воспитательная: Научить бережно относиться к родной природе.
Оборудование и наглядные пособия.
Репродукции картин известных художников, на которых изображены цветочные композиции:
Винсент Ван Гог "Натюрморт с подсолнухами", 1888

И.Левитан "Одуванчики", 1889

И.Левитан "Лесные фиалки и незабудки", 1889

П.Кончаловский "Натюрморт. Сирень "героическая", 1933

Гербарий полевых цветов и трав

Образцы композиций из засушенных трав и цветов в виде букета

или венка

Плотная бумага белого, черного или какого-либо другого светлого оттенка в форме овала, круга, прямоугольника или квадрата, вырезанные из листа А4, или рамки из картона с отверстием внутри в виде простых геометрических фигур, клей ПВА, кисточка для клея или зубочистка вместо неё, ножницы, пинцет.

Ход занятия
1. Организация занятия.
Сообщение темы занятия и определение цели и задач занятия.
Психологический настрой воспитанников, проверка готовности к занятию и порядка на рабочем месте, наличие всех нужных материалов и инструментов. Напоминание о правильной осанке и технике безопасности при работе с ножницами и клеем:
1) Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
2) Передавать и переносить ножницы только колечками вперед с сомкнутыми лезвиями.
3) Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как взяв изделие, их можно уронить и поранить себя либо рядом стоящего человека.
4) Во время работы не подходить к учащемуся, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.
5) Пользуйся кисточкой, если это требуется.
6) Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
7) Запрещается резко надавливать на ёмкость с клеем.
8) Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая её.
9) Кисточку и руки после работы хорошо вымой водой и мылом.
10) Клей храни в плотно закрытой упаковке.
11)По окончании работы приведи в порядок рабочее место.
Проверка знаний и умений предыдущих уроков.
а) Проверка теоретических знаний.
Педагог: За окном уже наступила осень, а у нас перед глазами все еще продолжается лето. Рассмотрите засушенные растения, которые лежат у вас на столе. Народные названия трав очень выразительны и легко запоминаются. Кто вспомнит эти названия?
Дети: Кошачьи лапки, анютины глазки, Богородицыны слезки (чабрец), медвежье ухо.
Педагог: Раньше люди использовали травы в различных ритуальных действиях - гадали. Они верили, что существует незримая связь между всем живым на земле и что с помощью трав можно узнать волю Божества. Какие вы знаете гадания на травах?
Дети: На ромашке, на купавках, на венках.
Педагог: А ещё гадали на 12 травах, букет из которых клали под подушку. Должен был присниться вещий сон. Опытные гадальщицы набирали в букет до 40 трав. Кто назовет больше?
Дети: Называют множество трав и полевых цветов.
Педагог: А кто знает, как использовали люди травы в хозяйстве?
Дети: Набивали соломой и осокой матрасы, рогозом набивали подушки, использовали для лечебных целей, для еды скота.
Педагог: Главное богатство - хлеб - это тоже великий дар травянистых растений из семейства злаковых.
б) Проверка практических умений.
Педагог: В сентябре дети ходили на луг и бережно собирали и засушивали последние цветы и травы, делали гербарий. Расскажите, как вы засушивали растения.
Дети: Под прессом, с помощью утюга (дети подробно рассказывают о способах изготовления гербария).
Педагог: Перед началом работы давайте вспомним о правилах безопасной работы с инструментами и материалами.
Дети рассказывают о безопасной работе с ножницами, клеем ПВА, о соблюдении порядка на рабочем месте, о внешнем виде учащихся и о правильной осанке во время работы.
Сообщение познавательных сведений.
Педагог показывает засушенные травы и анализирует их вместе с детьми.

Педагог: Посмотрите на свои драгоценные находки. Ведь с каждой веточкой, цветком и травинкой связаны свои переживания. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
Попробуйте отыскать в гербарии "траву забвения", "траву-мураву", "плакун-траву". Почему вы выбрали именно эти травы?
(Дети делятся впечатлениями, строят догадки).
Педагог: Люди в старые времена разделяли травы на добрые и злые, приписывая им чудодейственные силы. Добрые травы называли ласково травушка-муравушка, травка шелковая, духовитая; злые - враждебными, лихими, лютыми, отравой (читает рассказ старого мельника из романа А.Толстого "Князь Серебряный").
Попробуйте поиграть с травами, разложить на плоскости так, как будто травы догоняют и пересекают друг друга.
(Дети пробуют составить композицию на листе бумаги).
Что, не получается? Сейчас я открою вам секреты, которые помогут справиться с работой.
(Педагог рассказывает о правилах и законах композиции):
1. Выбрать растения лаконичной, ясной формы.
2. Определить минимальные расстояния по краям плоскости листа, которые должны оставаться свободными.
3. Общий силуэт букета должен иметь форму, приближенную к простым лаконичным геометрическим фигурам (овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
4. Акцентировать центральную часть - создать доминанту. Можно сместить её, но не сдвигать на край.
5. Соблюдать равновесие всех элементов, т.е. расположить так, чтобы форма, направление движения, местоположение, цвет были уравновешены.
Существует три варианта равновесия фигур на плоскости:
- фигуры ориентированы на центр;
- фигуры сдвинуты в верхнюю часть листа;
- фигуры сдвинуты в нижнюю часть листа.
Например, крупную фигуру в левой части может уравновесить небольшая фигура в правой части листа.
(Педагог объясняет законы композиции более доступным языком):
- чтобы ни много, ни мало;
- чтобы поровну;
- чтобы видеть главное;
-чтобы смотрелось как коврик или букет;
- чтобы весело или грустно, но всегда красиво.
4. Практическая работа.
Демонстрация приёмов работы и индивидуальная работа с детьми. Педагог помогает выбрать силуэт композиции (букет или венок) и подобрать геометрическую форму листа (овал, круг, прямоугольник или квадрат). На листе выбранной формы дети составляют композицию из трав и цветов, обсуждают её с педагогом, вносят изменения, добиваясь более гармоничного исполнения и приклеивают отдельные элементы композиции маленькими капельками клея ПВА с помощью кисточки или зубочистки.
Во время обхода педагог напоминает детям о безопасной работе с инструментами, о правильной осанке во время работы, хвалит за красиво составленную композицию, бережное отношение к природному материалу и порядок на рабочем месте.
5. Подведение итогов занятия.
а) Выставка работ учащихся. Педагог оценивает лучшие работы, не обижая не особенно успешных детей, а находя и в их работах достоинства.



б) Беседа по вопросам:
- Как вы оцениваете свою работу?
- Какие затруднения испытывали при выполнении композиции?
- Полностью ли закончили работу?
- Понравилась ли вам работа над композицией из трав?
Уборка рабочих мест.
Литература: В.Полунина, А.Капитунова, "Гербарий. Составление композиций и орнамента", АСТ Астрель,2001.
.

Рекомендуем посмотреть:

Цветы в интерьеры школы Пейзаж из осенних листьев. Мастер-класс с фото Картина Лето из природного материала своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Картина из цветов и листьев своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Ошибана. Мастер-класс

Обрядовая свадебная кукла МИРОВОЕ ДРЕВО своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 3478 дней назад (26 апреля 2015)
Просмотров: 12467
+16
Голосов: 18
Наталья Ивановна Камзова # 27 апреля 2015 в 00:02 +2
Любовь к природе,к своему родному краю,умению видеть в каждом листочке что-то свое - это ЗДОРОВО!
Светлана Сергеевна Астахова # 27 апреля 2015 в 15:56 +1
Первый голос ваш!
Мне очень понравилась работа, спасибо вам большое!
Наталья Владимировна Клюева # 27 апреля 2015 в 16:16 +2
Букет цветов — что может быть чудесней,
Нежней что может и желанней быть! ?
Букет цветов сравнится только с песней,
С той песней, что не в силах позабыть! Спасибо большое за вашу чудесную работу, от которой веет солнцем и ароматом летних цветов!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 27 апреля 2015 в 17:29 +4
С большим интересом виртуально поприсутствовала на вашем занятии.
Композиции из засушенных растений – это замечательное, ни на что не похожее украшение. Может быть, засушенным растениям и не хватает свежести и нежности только что срезанных цветов, зато изысканные композиции из сухоцветов будут радовать нас долгие месяцы. В ходе занятия решается ряд задач и одна из них: развивать чувство цвета и композиции; творческое воображение и ассоциативное мышление. Вы растите будущих флористов! Так держать!+1
Желаю вам творческих успехов!
С уважением, Т.Н.
Ольга Васильевна Яковлева # 27 апреля 2015 в 18:14 +6
Спасибо за приглашение. Мне Ваше занятие очень понравилось. Вы даете детям много познавательных, интересных сведений о растениях, учите правильно строить композицию. В конце грамотно подведен итог занятия. Мне очень понравились творческие работы детей. Замечательные, прекрасные, шедевры. Молодцы! Творческих успехов! голос
Ирина Юрьевна Ручина # 27 апреля 2015 в 21:01 +6
Любовь Дмитриевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашими работами. Композиции из засушенных растений получились у Вас очень интересные, яркие, мне понравились. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Антонина Михайловна Юмашева # 27 апреля 2015 в 22:30 +6
Добрый вечер, Любовь Дмитриевна, спасибо за приглашение на материал. Публикация творческая и познавательная, мне очень понравилась. Интересные композиции, цветы хорошо сохранили свои цвета, смотрится эстетично и привлекательно. Поставленная цель и задачи решены на отлично. Работы замечательные - хороший подарок и украшение для интерьера. Желаю Вам удачи и творчества! Примите мой голос!
С уважением А.М.
Сидорова Зоя Григорьевна # 29 апреля 2015 в 22:11 +4
Любовь Дмитриевна! Засушенные растения - удобный и полезный материал для изготовления панно, картин, и других поделок. Работа с таким материалом действительно знакомит с различными способами создания творческой композиции из сухоцветов и листьев, развивает у детей эстетический вкус, творческое воображение и фантазию, мелкую моторику рук и глазомер, воспитывает любовь к природе. Панно получились красивые, главное - по силам детям. Спасибо, удачи Вам! Голос!
Зоя.
Мария Чукмарёва # 30 апреля 2015 в 06:36 +4
Здравствуйте!Изделия из сухоцветов – это вид рукоделия, который в последнее время стал очень популярен.Всевозможными букетиками, венками и «косичками» из сухих растений украшали свои жилища практически все народы еще с давних времен. Занятия по созданию поделок из засушенных цветов и листьев приносят двойную пользу. Композиции из сухоцветов всегда служили не только украшениями, но и выполняли функцию оберега.
Вы предложили нашему вниманию эстетичные, красивые панно, в которых прекрасно сочетаются различные засушенные цветы и травы. Такое занятие прививает у детей бережное отношение к природе, развивает умение составлять красивую композицию из сухоцветов, развивает воображение, мелкую моторику.
Спасибо за приглашение! Голос вам! Удачи!
Наталья Александровна Цуцерова # 30 апреля 2015 в 07:31 +3
Очень красивые работы. Из засушенных цветов можно сделать все что угодно: рамочки для фотографий, панно для украшения группы и т.д.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 5 мая 2015 в 18:55 +3
Любовь Дмитриевна, познакомилась с Вашим занятием по составлению композиции из засушенных трав и цветов. Очень симпатичные композиции Вы показали, интересное занятие с актуализацией знаний, познавательной беседой и практической частью. Маленький совет по оформлению, для будущих работ: слова Педагог и Дети выделяйте жирным шрифтом или курсивом, так работа читается легче. Творческих успехов, голосую +1!
Татьяна Александровна Толстикова # 16 мая 2015 в 08:35 +1
Любовь Дмитриевна, здравствуйте! Заглянула к Вам в гости, чему очень рада. В школе часто делаем поделки из сухих листьев, а вот из цветов не приходилось. А Вы предложили столько прекрасных идей. Обязательно возьму в закладки. Спасибо большое! С удовольствием голосую.
Татьяна Александровна Дергилёва # 23 сентября 2015 в 21:03 0
Здравствуйте!Замечательные композиции.Очень нежно и бережно надо обращаться с исходным материалом чтобы получилась такая красота.Молодцы.Голос.