Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профессиональная компетентность педагога колледжа

Профессиональная компетентность педагога как важное условие эффективности организации воспитательно - образовательного процесса
Человек, связавший свою жизнь с обучением детей, ответственен за все, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется профессия педагога. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Пожалуй, сложно назвать еще какую-либо профессию, кроме педагогической, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего общества.

Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить педагога, со сформированными и развитыми ключевыми компетенциями в сфере решения задач общеобразовательной школы. Эти условия, несомненно, позволяют обеспечивать полноценное развитие личности ученика. Сегодня возникает необходимость в иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационным типом мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, которая приспособится к жизни в условиях неопределенности, а так же необходимость воспитания личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.

Современный педагог должен обладать качествами идеального, современного, компетентного и профессионального учителя. А идеальный педагог – это в свою очередь, образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Таким образом, одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это качество педагог реализует себя как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
Современная школа – это современные педагоги, которые открыты ко всему новому. Это педагоги, которые понимают детскую психологию и особенности развития школьников. Это и педагоги, которые хорошо знают свой предмет. Пожалуй, самая важная задача педагога – помочь детям найти себя в будущем, стать творческими, самостоятельными и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – неотъемлемая часть школы будущего.

Сегодня педагог должен быть готовым к реализации такой деятельности, которая поможет решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования. Но для того, чтобы педагог был профессионально компетентным, необходимо уделять огромное внимание подготовке педагогов, т.е. – их профессиональному обучению.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест, поскольку профессиональная компетентность – это важное условие эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Только компетентный педагог сможет подготовить высококвалифицированные педагогические кадры, которые, в свою очередь будут обучать подрастающее поколение.
Компетенция – определяется в качестве совокупности взаимосвязанных качеств личности, таких как: знания, умения, навыки, способы деятельности. Перечисленные качества задаются по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и являются необходимыми для качественного и продуктивного воздействия на них.
Что же такое компетентность? Компетентность – определяется как наличием знаний и опыта, являющимися необходимыми для эффективной деятельности в заданной предметной области. Быть компетентным означает уметь мобилизировать в определенной ситуации полученные знания и опыт.

Рассмотрим ряд компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности:
- Социально-психологическая компетенция, определяется в качестве готовности решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция – показывает насколько успешно происходит педагогическое общение и взаимодействие с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включает в себя психологическую и педагогическую готовность к реализации индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция определяется в сфере предметной специальности, это знания преподаваемой дисциплины, которыми обладает педагог, а так же, методика ее преподавания.
- Управленческая компетенция реализуется посредством составляющих системы управления: педагогический анализ, постановка цели, планирование и организация деятельности.
- Рефлексивная компетенция характеризуется умением видеть процесс обучения со стороны, оценивать результат собственной педагогической деятельности.
- Информационно-коммуникативная компетенция связана с умением педагога работать в сфере ИКТ-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности характеризует педагога в качестве экспериментатора.
- Креативная компетенция подразумевает способность педагога выводить педагогическую деятельность на иной, творческий, исследовательский уровень.
Таким образом, отметим, что перечисленным компетенциям деятельности будут соответствовать и соответствующие компетентности педагога:
- мотивация учебной деятельности студентов;
- раскрытие личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного занятия;
- целеполагание образовательной деятельности;
- индивидуальный подход к обучающимся;
- предметная компетентность (знание преподаваемой дисциплины, методика обучения);
- оперативное принятие решений, связанных с разрешением педагогических задач;
- разработка программ, планов образовательной деятельности;
- организация образовательной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, соответствующих поставленной учебной задаче, что проявляется в достижении понимания обучающимся задачи обучения, цели обучения и способов ее достижения; компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности, компетентность в устранении недостатков своей деятельности.

Педагог должен самостоятельно осознавать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате этого развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. С целью развития профессионализма, педагогов необходимо включать в процесс управления образовательным учреждением. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, который способствует развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта и предполагает непрерывное развитие и самосовершенствование.
Процесс формирования профессиональной компетентности во многом зависит и от среды, в которой реализует свою деятельность педагог. Поэтому именно среда должна способствовать профессиональному саморазвитию и мотивировать педагога. Благоприятным условием для профессионального саморазвития педагога, несомненно будет выступать демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга. Однако не стоит путать понятия «мониторинг» и «контроль». К системе мониторинга можно отнести анкетирование, тестирование, собеседование, мероприятия по обмену опытом, проводимые в колледже, педагогические семинары, тренинги, а так же конкурсы, и презентации собственных достижений. Подобные формы работы, проводимые в неформальной обстановке, значительно снижают эмоциональную тревожность педагога, благоприятно повлияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе, а соответственно создадут подходящие условия для формирования и реализации профессиональной компетентности педагогов. Только эмоционально устойчивый, компетентный в своей деятельности педагог способен подготовить высококвалифицированные педагогические кадры, а от этого, несомненно, зависит будущее нашего общества.

Рекомендуем посмотреть:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС Главные предпосылки успеха публичного выступления Как научиться мыслить конкретно и образно Профессиональная компетентность педагога
Профессиональная компетентность педагога | Проектная деятельность в колледже
Автор: Валентина
Опубликовано: 2557 дней назад (26 апреля 2017)
Просмотров: 1938
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!