Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Пространственно - образовательная среда в ДОУ по ФГОС

Особенности развивающей предметно-пространственной среды
Под предметно - пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
При проектировании предметно-пространственной среды в группе я придерживалась следующих принципов: у ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
Я считаю, что предметно-пространственная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
При построении предметно-пространственной среды соблюден принцип зонирования:
Музыкально-театральный уголок. Театрализованная деятельность помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении с взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в моей группе создан музыкальный уголок, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе
Уголок изобразительной деятельности. В группе отведено место для изобразительной деятельности. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Математический уголок. Созданию уголка математики предшествовал подбор игрового материала, что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В данном уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Познавательный уголок. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, алгоритмы проведения опытов. В природном уголке представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
Речевой уголок. Книжный уголок, созданный в нашей группе, является ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. В группе оформлен уголок речевого развития, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Спортивный уголок. Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Уголок строительно-конструктивных игр. В группе расположен уголок строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.
Уголок дорожной безопасности. С целью научить детей безопасному поведению на дороге нами был создан уголок дорожной безопасности. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Создание уголка безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Уголок сюжетно-ролевых игр. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у наших детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Самым любимым и созданным своими руками совместно с родителями и детьми стал в нашей группе «кубанский» уголок. Основная часть уголка это миниатюра «кубанское подворье», сделано из лучших поделок родителей и детей на конкурс «Мы живем на Кубани». Были отобраны лучшие работы и объединены в общую композицию «кубанское подворье». С особой теплотой были сделаны любимые всеми «казак и казачка», костюмы для них я шила сама, это моя авторская разработка. Литературный материал уголка я также отбирала, систематизировала, грамотно и эстетически оформляла сама. В нашем уголке представлен следующий литературный материал: книги: В. Нестеренко «Наша Родина – Кубань», О. Хамцова «Кубанская азбука» и «Жемчужины Кубани», И.П. Латышов «Путешествие по Кубани», М. Никишова «Александровская арка», В. Ратушнян «Родная Кубань. Страницы истории», Е.А. Хачатурова «История Кубани в рассказах и иллюстрациях», Н.А. Гангур «Кубанские сказки и легенды»; альбомы для рассматривания: "Краснодар – столица Кубани». «Чем славится Кубань», «Краснодар – город воинской славы», «Овощи и фрукты на Кубани» и др.; картотека «Кубанских песен, стихов и игр».
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому уголку в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом уголке, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Презентация на тему: Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе в соответствии с ФГОС

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада Развивающая среда групповой комнаты ДОУ Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф Организация развивающей среды ДОУ
Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Краснодарский край | Сценарий новогоднего утренника. Вторая группа раннего возраста
Опубликовано: 2620 дней назад (20 октября 2017)
Просмотров: 2379
0
Голосов: 0
Наталья Сергеевна Антипина # 21 октября 2017 в 21:04 0
Спасибо за подробное изложение информации!Все по программе ФГОС и даже есть музыкально-театральный уголок и самостоятельно придуманный уголок Кубани ! все пригодится!