Проект «Современный дошкольник. Прочный союз детского сада и семьи».
Вид проекта. Информационно–практико–ориентированный. Долгосрочный. Открытый. Коллективный.
Участники проекта. Дети, родители, педагоги ДОУ, СОШ, ЦДК.
Цель. Совершенствование системы взаимосвязи ДОУ и семьи, поиск новых форм взаимодействия.
Задачи проекта.
• Повышение качества образовательного процесса по воспитанию детей через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей и педагогов;
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям в связи с новыми требованиями социального окружения;
• Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
Формы работы с детьми.
Традиционные: Беседы, занятия, рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры; экскурсия в музей; заучивание стихов, пословиц; творческая речевая деятельность; развлечения; конкурсы; видео-просмотры.
Нетрадиционные: Лекция-диалог (использование техники обратной связи), тренинги (занятия с использованием интерактивных методов для развития навыков и умений),
Формы работы с родителями.
Традиционные: Наглядная пропаганда, беседы и консультации, заседание родительского клуба, анкетирование, опрос.
Нетрадиционные: интерактивные лекции (теоретический материал), тесты, проблемные лекции (моделирование противоречий), видео-тренинг.
Формы работы с педагогами.
Традиционные: Консультации, опрос, анкетирование, наглядная информация, памятки.
Нетрадиционные: лекция-консультация (по предварительно собранным вопросам)
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы)
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Реализация проекта (организация совместной работы над проектом детей, родителей и педагогов).
4 этап. Подведение итогов (презентация проекта).
Обоснование актуальности проблемы. Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
В современном мире родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру.
Но, я считаю, что виноваты так же и дошкольные учреждения, которые берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Таким образом, ставя проблему при разработке проекта, я опиралась на необходимость усовершенствования системы взаимосвязи ДОУ, семьи и социального окружения ребенка. Так же необходимо сформировать педагогическую компетентность у родителей для решения данной проблемы.
Методы и приемы работы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; семей воспитанников; целенаправленные наблюдения; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Предполагаемый результат.
1. Изучены современные требования к дошкольнику как к субъекту образовательного процесса.
2. Разработана модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и родителей воспитанников, где отношения участников построены на взаимодействии.
3. Обобщение и трансляция опыта.
4. Разработка индивидуальных маршрутов воспитанников.
Реализация проекта.
1 этап. Он включает в себя диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства.
2 этап. На этом этапе будет разработан паспорт проекта, определится цель и основные задачи. Будут определены участники проекта, его вид и формы работы. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование, составлен план взаимодействия с социумом.
3 этап. Третий этап это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по четырем направлениям:
- работа педагогов с детьми;
- работа детей и родителей;
- работа педагогов и родителей;
- работа педагогов, детей и социума.
С детьми проведутся занятия, будет организованна совместная и самостоятельная деятельность по теме проекта.
Необходимо установить тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же заседание родительского клуба по теме проекта, целью которого будет объяснить актуальность и важность проводимой работы, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками. Планируется организация «Школы менторства».
4 этап. Презентация проекта.
1. Создание банка консультационно-просветительской работы для родителей;
2. Презентация на итоговом родительском собрании «Современный дошкольник. Требования семьи и детского сада».
3. Фотовыставка, слайды, выставка семейных работ, детских рисунков и пр.
4. Награждение семей, принимавших активное участие в жизнедеятельности детского сада при реализации данного проекта.
5. Создание книги «Семейные идеи и традиции современного дошкольника».
Результативность.
Внедрение проекта обеспечит:
- оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий);
- самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе;
- активизацию и обогащение педагогических знаний и умений родителей;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Рекомендуем посмотреть:
Образовательный проект в детском саду
Летний проект по экологии для средней группы детского сада
Проект. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы
План проекта в детском саду. Старшая группа