Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Наша матушка-река»
Актуальность: Проблема окружающей среды является актуальной, поскольку изменения, происходящие в природе в результате неразумной деятельности человека (загрязнения источников питьевой воды), приводит к ухудшению экологической обстановки и требуют незамедлительного решения.
Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном возрасте, так как дошкольники, получив знания о процессах, происходящих в природе, будут бережнее относиться к окружающему миру.
Цели:
- дать представление о значении воды в жизни человека;
- формировать навыки экологической культуры;
Задачи:
- формировать экологические знания о проблемах реки Волга;
-формировать умения предвидеть последствия действий людей по отношению к окружающей среде;
- формировать у детей желание заботиться о природе, охранять её.
-совершенствовать знания детей о великой русской реке Волге;
-расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве родного края, о Волге как главной реке страны;
-воспитывать чувство гордости за то, что мы живем на Волге.
Материал: Иллюстрации с изображением видов Волги; мультимедийная установка, заготовки к аппликации, разрезные картинки, картинки рыб, цветов, птиц, деревьев, аудио запись песни «Гимн Саратова»
Предварительная работа. Экскурсии на берег Волги, рассматривание иллюстраций о Волге; чтение и рассматривание книг, альбомов о Волге и обитателях реки, беседы о семейном летнем отдыхе на берегах реки Волга; Беседы о Саратове.
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическая.
Ход НОД:
1.Звучит куплет и припев песни «Гимн Саратова»
- О каком городе поется в этой песне? Какая река протекает в нашем городе Саратове?
- Посмотрите , какая замечательная наша река Волга!
(На экране появляется эскиз реки Волги серого цвета)
-Посмотрите, ребята, почему наша река такого цвета? Как вы думаете, что с ней случилось? (ответы детей)
- Давайте попробуем разобраться , что же случилось?
2.А для этого послушайте сказку: «Жила –была речка Волга. Своими водами поила и кормила всех окружающих. На реке и по берегам росли прекрасные цветы. В лесах пели свои веселые песни птицы. В воде водилось множество рыб. И всем было хорошо. Волга всех принимала и радовала своей прохладной водицей. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости: «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде; и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю Вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду Вам рада! »- говорила Речка.
Однажды на берег реки пришла семья. Они расположились на берегу и начали отдыхать…. Мама нарвала большой букет лотосов, но цветы скоро завяли и она выбросила их в реку. Мальчик наловил улиток и начал их ломать, чтобы посмотреть, что у них внутри, а затем взял и растоптал их ногой. Потом наловил бабочек и посадил их в банку, и крышку закрыл, чтобы они не улетели. После того, как пикник был закончен, папа собрал остатки еды и выбросил в реку, а пакеты и бумагу бросил под куст. А бабочки так и остались в банке.
Посмотрела Волга на это безобразие и обиделась на людей. Потемнели ее голубые воды. Спрятались цветы и бабочки. Замолкли птицы. »
-Какой была речка до прихода людей?
-Как семья обидела речку?
-Почему нельзя бросать мусор в речку?
- Дети, а Вы знаете, что семья обидела речку не потому, что хотела , а просто не знала правила поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Если люди будут знать, что речку нельзя обижать, то реки на Земле будут всегда голубыми.
- Давайте, поможем нашей реке снова стать красивой, яркой , голубой !
3. Игра «Собери картинку»
- Чтобы мы быстро это сделали, мы с вами разделимся на команды. Для этого сейчас каждый из вас возьмет по фигурке на столе. Затем фигурки одного цвета нужно перевернуть и собрать картинку.
- Кто у вас получился?
- Как вы думаете, что объединяет эти картинки ? (На картинках изображены: лотос, лебедь, стерлядь. Все они живут и растут на нашей Волге .)
- Правильно, а еще их объединяет то, что они занесены в Красную книгу.
- Что такое Красная книга ? (ответы детей)
- Мы с вами разделились на три команды: птицы, рыбы и цветы.
- Возьмите свои эмблемы и прикрепите их на левую сторону груди.
4. Игра «Назови правило»
- На столах картинки , рассмотрите и назовите правило.
«Убирайте мусор после отдыха»
«Не рвите цветы»
«Берегите воду!»
(На экране открывается фрагмент цветной Волги)
-Ребята, вы хорошо знаете правила поведения в природе. Посмотрите, наша река снова становится цветной.
5. Физминутка:
- Мы немного с вами устали.
Я знаю очень интересную игру, но чтобы в неё играть – надо быть очень внимательными.
Игра «Рыбы, птицы и цветы»
Для игры мы разделились на 3 команды. Одна команда-рыбы, другая- птицы и третья- цветы. Мы гуляем с вами пока звучит музыка, но как только музыка закончилась вы встаете лицом к гостям. Я раскладываю ваши эмблемы в разных местах. Как только прозвучат слова- 1,2,3, свой знак найди! Нужно быстро встать к своему знаку.
-Вы так весело играли и наша река почти еще преобразилась.
6. Игра «Наведи порядок»
- Посмотрите , ребята, какой беспорядок остался на пляже после отдыха людей! Давайте, сделаем наш пляж красивым! ( На столе в контейнере стоит песок с мусором)
-Прежде чем мы начнем убирать мусор, скажите, а что для этого нужно?(перчатки, грабли, мусорный контейнер)
-А почему мусор нельзя убирать без перчаток?
- Надевайте перчатки, берите грабли и убирайте мусор.
-Мусор бывает разный и мы это увидели. Ребята, а как же достать железный мусор из воды?
(Ответы детей)
7. Опытная деятельность.
На столе стоят емкости с водой, на дне под водой лежат железные предметы.
-Как достать предметы, не замочив рук? (ответы детей )
-Посмотрите, что это за предмет у меня в руках? (Магнит)
-Что вы знаете о свойствах магнита?
(Дети самостоятельно достают железные предметы из воды с помощью магнита)
- Волга почти полностью открыла нам свой чудесный вид.
Физ.минутка:
Рыбки в озере живут
Вверх и вниз они снуют
По команде 1,2,3
Выпускают пузыри.
И кружатся и шалят,
И хвостами шевелят.
8. Аппликация «Укрась берег»
- Ну вот наш берег и вода снова стали чистыми.
- А что надо сделать, чтобы берега Волги снова стал красивыми?
- Давайте посадим деревья и цветы, птиц и рыб .
-Команда цветов будут сажать деревья, команда- рыб поселит рыб в реку, а команда птиц- поселит птиц на деревья.
-Посмотрите , ребята, наша матушка –Волга снова стала голубой!
-Что это за место? (Набережная)
(На мультимедийке появляются картинки расцветающих лотосов и других цветов, летающих бабочек, солнца на фоне Волги и последний- вид Набережной.)
Под тихую спокойную музыку воспитатель рассказывает стихотворение:
Меж болот из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной!
Волга- матушка-река
Омывает берега.
В мире всем она известна,
А в России всем полезна
Ею кормится земля,
Орошаются поля.
Мы должны её любить,
Чистоту её хранить.
8. Заключительная часть.
-Ребята, какой вывод можно сделать?
- Мы живем на берегу прекрасной реки и какой она будет, зависит и от нас с вами! А Волга за вашу помощь приготовила для вас сюрприз (леденцы- рыбки)
-Спасибо, вы молодцы! И теперь вы знаете , как себя вести на пляже.
-До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологии для детей в подготовительной группе. Лекарственные растения
Занятие по экологии в подготовительной группе ДОУ. Конспект
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Птицы возвращаются»
Конспект НОД по экологии в детском саду в подготовительной группе на тему: «Берегите воду»