Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как сохранить здоровый позвоночник

Исследовательская работа на тему ЗОД для 4 класса. Как сохранить здоровый позвоночник
Краткий текст выступления (с опорой на презентацию) ученицы 4 «В» класса гимназии №1 Мартыновой Виктории
С детства мы все слышали и знаем, что движение - это жизнь. Чтобы всегда быть здоровым и бодрым, рекомендуется больше ходить и регулярно заниматься спортом. Но можно ли чувствовать себя по-настоящему здоровым и быть в тонусе, если у Вас искривлен позвоночник? Здоровый позвоночник, правильная осанка делает человека красивым, подтянутым, полным энергии, уверенным в себе. Это одно из основных условий полноценной жизни человека.
По данным профосмотра младших школьников в России за 2014 год I место принадлежит проблеме понижения остроты зрения, II место - проблеме нарушения осанки. В настоящее время в нашей стране около 60% школьников имеют различные нарушения осанки, у 20% из них - сколиоз позвоночника.
Таким образом, в школьном возрасте растёт риск заболеваний, связанных с нарушением осанки. Неправильная осанка является причиной искривления позвоночника, которое вызывает такие заболевания, как межпозвоночная грыжа, остеохондроз, радикулит, сколиоз. Отсюда вытекает актуальность проблемы: нарушения осанки представляют большую опасность для здоровья, поэтому важно своевременно выявить и устранить причины нарушения осанки у школьников.
Цель исследования: узнать о факторах, влияющих на формирование правильной осанки школьников и выработать рекомендации о том, как сохранить здоровый позвоночник.
Гипотеза: если школьники будут знать основные причины нарушения осанки и пути их устранения, то можно существенно снизить риск возникновения заболеваний позвоночника. Задачи исследования – на слайде.
Объект исследования: учащиеся 4 «В» класса, состояние осанки каждого учащегося.
Предмет исследования: пути формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические: литературный обзор, анализ, сравнение, обобщение; практические: анкетирование, тестовый опрос, наблюдение, микроисследование.
Позвоночник - это опора и ось нашего организма. Заболевания позвоночника ведут к разным болезням желудка, кишечника, сердца, органов дыхания.
Выделяют три вида искривления позвоночника: лордоз, кифоз, сколиоз.
Лордоз - искривление позвоночника выпуклостью вперед в пояснице, живот выступает вперед, ягодицы выдаются назад. Лордоз сопровождается болью и проблемами со здоровьем. Кифоз - искривление позвоночника выпуклостью назад в области груди, человек сутулится, у него впалая грудь, опущенные плечи. Кифоз возникает у школьников, которые сидят за партами не по их росту, носят тяжелые портфели, а не ранцы. Сколиоз - боковое искривление позвоночника в правую или левую сторону, грудная клетка смещена, плечи сведены, спина сутулая, линия позвоночника дугообразная, одно плечо выше другого. Среди всех повреждений позвоночника именно сколиоз – большая угроза здоровью человека.
Все эти заболевания позвоночника, а также снижение зрения, возникают прежде всего из-за нарушения осанки. Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния.
Причины искривления позвоночника и нарушения осанки:
• слабое физическое развитие;
• отсутствие правильного режима у ребёнка
• мебель не соответствует росту школьника
• плохое освещение рабочего стола
• долгое пребывание в сидячем положении
• чрезмерная тяжесть ранца
• ношение учебников в рюкзаке и сумке
Узнав о распространении заболеваний позвоночника у школьников, я провела микроисследования состояния осанки учеников нашего класса, чтобы выработать комплекс мер по профилактике заболеваний позвоночника.
Микроисследование №1.«Сбор данных о состоянии здоровья осанки учеников 4 класса «В» у медработника»
На первом этапе исследования я обратилась к медработнику гимназии и получила информацию о состоянии здоровья детей класса, об осанке. Информация в медкартах представлена на начало 1 класса. В нашем классе учится 26 учащихся. С I группой здоровья в классе - 3 чел., II группа здоровья у 19 учащихся, III группа здоровья у 4 чел. Нарушение осанки имеется у 7 учащихся (27 %), из них сколиоз - у троих учеников.
Таким образом, я выяснила, что для учеников нашего класса характерна проблема нарушения осанки, и в периоде четырех лет ситуация с осанкой в классе ухудшилась.
Микроисследование №2 «Соответствие школьной и домашней мебели нормам СанПина»
Качество школьной мебели значительно влияет на состояние осанки детей. Слушая учителя на уроке, ученик должен опираться на три точки: ягодицы, спина прижата к стулу, ноги на полу, а при письме - на четвертую: локти должны быть на столе.
На втором этапе исследования я измерила высоту ученических столов и стульев, узнала рост каждого одноклассника. Выяснила, что в зависимости от роста ребёнка в классе имеются три уровня высоты стульев: 35 см, 40 см и 45 см, и два уровня высоты столов: 64 см и 70 см. Результаты исследования показали, что мебель не всегда соответствует росту каждого ребёнка, есть небольшие отклонения от нормы.
Проведя анкету среди учащихся класса «Осанка в повседневной жизни» я узнала, что письменный стол и стул дома соответствуют росту у 23 ученика (88,5%), у троих учеников соответствует росту только стул или стол(11,5%). Из данного микроисследования следует вывод: в нашем классе и школьная мебель, и домашняя в основном соответствуют росту ребёнка, что должно способствовать сохранению правильной осанки и здорового позвоночника детей.
Микроисследование №3. «Соответствие гигиеническим нормам веса портфеля» Что лучше: сумка, портфель, рюкзак или ранец?»
Для формирования правильной осанки важно, в чём школьник носит учебники: в ранце, рюкзаке, сумке или портфеле. Ортопеды рекомендуют носить учебные принадлежности в ранце: он имеет твердый корпус, препятствуя развитию сколиоза. Я выяснила, в чём носят учебники мои одноклассники. В нашем классе 24 ученика имеют правильные ранцы, 2 ученика - рюкзаки.
На третьем этапе исследования я провела анализ портфелей, с которыми дети ходят в школу. Согласно нормам СанПина, вес пустого ранца школьника должен быть 800-900 граммов. Вес ранца со школьными принадлежностями должен составлять около 3-х кг, или 10-15 % от веса ребёнка.
В классе я взвесила портфели своих одноклассников, наполненные учебниками и пустые. Самый тяжёлый пустой ранец весит - 1400 г Самый лёгкий - 360 граммов.
Взвесила ранцы с учебниками по расписанию: (русский язык, анг. язык, математика, чтение.) Самый тяжёлый ранец весил– 4 кг 900г. В ранце находились лишние тетради и предметы, которые придавали дополнительную тяжесть. Самый лёгкий ранец –2 кг 900 г
Вывод: В нашем классе вес пустого портфеля соответствует норме у 12 учащихся, превышает норму на 600 - 900 г. у 12 учащихся, у двоих учащихся вес ранца превышает норму значительно - на полтора кг, но у одного ученика вес ранца соответствует его весу. А у другого ученика вес ранца превышает его вес и составляет 16 %.
Вывод: ранцы - тяжеловесы могут стать серьёзной причиной заболеваний позвоночника.
Каждый день в школу мы несем портфель с учебниками весом 3-4 кг, сменную обувь и спортивную форму – ещё 1 кг. Мы живём на Крайнем Севере, большую часть учебного года холодно, носим теплые вещи, вес которых от 2 до 3-х кг. Средняя нагрузка ежедневных тяжестей на наш позвоночник – 6-7 кг, поэтому нужно укреплять мышцы спины. Как? Прежде всего, утренней зарядкой, физическими упражнениями.
Их надо делать обязательно. Я разработала примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки у школьников, записала видеоролик, который можно использовать в классе. (Ссылка на видеофильм

)
Тестовый опрос: «Проверка стойких навыков правильной посадки» показал, что все ученики класса знают, как правильно сидеть за партой, но выполняют их не всегда. Вывод:у учащихся не выработаны стойкие навыки правильной посадки.
Большую часть времени суток школьники сидят. В среднем ученик 3 часа проводит за партой в школе, 1,5 - 2 часа выполняет домашнее задание, ещё 1 час уходит на дополнительное чтение. Ещё примерно час, сидит перед телевизором или компьютером дома. Час уходит на прием пищи. Таким образом, ежедневно младший школьник проводит в сидячем положении примерно 8 - 9 часов. Из сказанного следует вывод: каждому школьнику необходимо вырабатывать стойкие навыки правильной посадки за партой в школе и за столом дома, обеспечить физическую активность дня: прогулки, физические упражнения, занятия в спортивных кружках и секциях. Учитель должен строго следить за правильной посадкой учеников за партами, по утрам желательно ежедневно проводить зарядку с учениками.
Заключение
Итак, проведены мной исследования подтвердили выдвинутую гипотезу: можно существенно снизить риск возникновения заболеваний позвоночника, если школьники будут знать основные причины нарушения осанки и выполнять рекомендации по формированию стойких навыков правильной осанки.
Мой личный вклад в разработку этой темы таков:
1. Разработала с помощью классного руководителя и родителей «Примерный комплекс упражнений для сохранения правильной осанки у школьников».
2. Записала видеоролик «Каждый день зарядку делай», который может служить хорошим подспорьем учителям и детям для проведения утренней зарядки.
3. Создала памятку для детей и родителей «Как сохранить здоровый позвоночник».
Спина прямая - зеркало здоровья.
Осанка - ваш красивый внешний вид.
Презентация на тему: Как сохранить здоровый позвоночник

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в начальной школе. Моё здоровье - в моих руках Выступление агитбригады: За здоровый образ жизни в начальной школе Минутки отдыха для учащихся начальной школы Классный час для 1 класса на тему: ЗОЖ

Похожие статьи:

Классный час в 1 классе на тему: ЗОЖ

Конспект классного часа в 3 классе на тему: ЗОЖ

Игра-путешествие для младших школьников на тему: ЗОЖ

Классный час на Осеннюю тематику, 2 класс

Классный час о режиме дня для учащихся начальной школы

Посвящение в гимназисты, 1 класс. Сценарий праздника интересный
Опубликовано: 2772 дня назад (22 мая 2017)
Просмотров: 1708
+2
Голосов: 2
Татьяна Петровна Цуканова # 22 мая 2017 в 12:24 +1
Татьяна Ильинична, здравствуйте. Нужную и важную тему Вы затронули в вашем исследовании. Вывод сделан верно, хороший комплекс зарядки, и напоминания о правильной осанке! Может хоть в Вашей школе дети будут следовать советам! Мой голос. С уважением, Т.П.
Гульнар Амангалиевна Наурзгалиева # 22 мая 2017 в 15:21 0
Уважаемая Татьяна Ильинична! Тема вашего исследования очень актуальна на сегодняшний момент. И практическая значимость вашего исследования актуальна. С уважением Г.А.
Татьяна Ильинична Казачкова # 22 мая 2017 в 20:42 0
Спасибо, уважаемая коллега!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Екатерина Александрова # 23 мая 2017 в 19:51 0
В здоровом теле, здоровый дух!Спасибо, за ваш проект, есть что почерпнуть!
Татьяна Ильинична Казачкова # 24 мая 2017 в 05:01 0
Спасибо большое, Екатерина Александровна! Я -новичок на этом сайте. Приглашаю Вас посмотреть разработку внеклассного мероприятия-сценарий "Посвящение в гимназисты".Приглашаю в друзья!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения