Подвижные игры на уроках физкультуры в школе
В наше время спорт является неотъемлемой частью формирования личности. Существует множество разновидностей спортивных игр, он отдельного упоминания заслуживают игры, пришедшие к нам из глубины веков. Наши предки уделяли много внимания физическому развитию молодежи, ведь без этого в те времена было не выжить.
Стоит также упомянуть о культурной ценности этих игр, об их непосредственном отношении к нашей истории и традициям.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.»
Кроме того, К.Д. Ушинский считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них отличное и оригинальное воспитательное средство.
Согласно А. П. Усовой, «игры, которые дети заимствуют друг от друга, от старшего поколения к младшему, созданы народом, как часть народного фольклора.» Именно поэтому они и называются народными. На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
Прежде всего, следует обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый считал, что в жизни русских людей с древнейших времен занимали видное место различного вида игры и игрища.
В старину особенно часто встречались игрища с оттенком языческого культа, такие, например, как празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся чаще всего шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, и заканчивая глубокой осенью, в русских деревнях при каждом народном празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.
Историческая справка
Для примера рассмотрим несколько исконно русских спортивных игр, пришедших к нам из глубины веков.
Лапта.
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она называется защищающейся, вторая – на линии города, она называется атакующей. Цель игроков атакующей команды состоит в следующем: после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Атакующий игрок, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Защищающийся игрок, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Длительность игры составляет четыре тайма по 15 минут. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.
Городки
Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.
Для игры в городки используются 15 фигур. Каждая из фигур имеет свою форму и сложность выбивания.
Победителем считается игрок или команда, потратившая на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать дальней линии. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с ближней линии. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.
Горелки
В игре учавствует от 11 участников. Необходимо, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая площадка. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Когда они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Когда они поравняются с "горящим", они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, пытаясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если он смог осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Игра продолжается пока игрокам не надоест.
Казаки-разбойники
Играют шесть и более человек (чем больше, тем лучше).
Играющие определяют территорию, на которой будет проходить игра. Далее делятся на две команды, и по жребию определяют, кто будет играть за «казаков», а кто за «разбойников». «Разбойники» совещаются и выбирают кодовое слово. Может быть не слово, а цифровой пароль, максимум 8 цифр.
По сигналу «разбойники» разбегаются и прячутся («казаки» не должны подглядывать). Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников.
«Казаки» в это время подготавливают «темницу» и решают, как будут «пытать» пленных. Через установленный промежуток времени «казаки» отправляются ловить «разбойников». Найденного разбойника ловят («пятнают») и ведут в темницу (он не имеет права вырываться и убегать).
Некоторые источники утверждают, что «казак», поймавший «разбойника», остаётся в «темнице», сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за «разбойниками» в «темнице», а «казаки» могут бежать ловить остальных.
В «темнице» «разбойников» «пытают» (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой, кидают на землю, дают подзатыльник). Виды «пыток» заранее регулируются: они не должны быть жестокими или обидными.
Задача «казаков»: выведать секретное слово-пароль.
Я провела опрос студентов первого и второго курсов Агротехнологического факультета Омского государственного аграрного университета имени П.А.Столыпина. В опросе принимали участие как девушки, так и юноши, всего было опрошено 100 человек. Им задавались следующие вопросы:
1. Хотели бы вы играть в подвижные игры на уроках физической культуры?
2. Какие старорусские игры вы знаете?
Как показали результаты опросов, большинство студентов (
88%) заинтересовались старорусскими играми и хотели бы играть на уроках физической культуры в старорусские игры. У меньшей части (
12%) – старорусские игры не вызвали особого интереса. Наиболее популярной игрой оказалась лапта, на втором месте ручеёк, далее чехарда, салки, прятки жмурки и городки.
В заключение можно сказать, что традиционные русские подвижные игры имеют большой потенциал для воспитания современной молодежи на фоне возрастающего интереса молодого поколения к собственной истории и культурным корням.
Рекомендуем посмотреть:
Спортивная игра для 10 - 11 класса. Кубиспорт
Игра горелки. Правила игры
Подвижные игры для школьников 5-9 классов
Подвижные игры для младших школьников
Похожие статьи:
Зимние подвижные игры для детей
Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»
Игры с мячом для начальных классов
Игры эстафеты для младших школьников
Подвижные игры на свежем воздухе для младших классов