Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»
Автор: Мамонтова Людмила Николаевна, воспитатель МАОУ «Прогимназия №81» г. Сыктывкара Республики Коми.
Описание: Данный материал будет интересен для воспитателей дошкольных групп общеразвивающей направленности, а так же для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речевого развития. Содержание конспекта включает вопросы по тексту В. Бианки « Купание медвежат», формирующие лексико-грамматические категории в речи дошкольников. В приложении представлена серия несложных графических картинок для обучения пересказу.
Цель: Обучение связному пересказу с опорой на графические картинки.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение составлять сложно-подчиненные предложения с союзом потому что.
Учить понимать и объяснять значения выражений « взять за шиворот», « окунать в воду».
Закреплять умение подбирать синонимы к заданному слову.
Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению произведений о жизни диких животных.
Развивающие: Развивать пространственное мышление, умение понимать схемы.
Материал. Серия графических картинок к рассказу В. Бианки « Купание медвежат» (см. Приложение) ; разрезная картинка (медведица с медвежатами); карточки –схемы по обозначению предлогов : на, под около, за; картинки: стул, окно, стол, дверь.
Ход занятия
Организационный момент.
Встали дети в ровный круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель раздает карточки со схемами -подсказками, на которых указано место, где спрятана часть разрезной картинки. Например, графическое изображение предлога под и картинку с изображением стула. Дети собирают на мольберте разрезную картинку с изображением медведицы с медвежатами из разрезных картинок.
Воспитатель. Сейчас я прочитаю вам интересную историю, которую поведал нам Виталий Бианки в рассказе «Купание медвежат».
Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Содержательный и языковой разбор текста.
Вопросы:
Воспитатель. Когда охотник шёл берегом реки, что он услышал? (Ответ детей: Когда охотник шел по берегу, он услышал треск сучьев).
Воспитатель. Почему охотник влез на дерево?( Ответ детей: Охотник влез на дерево, потому что услышал треск веток. Охотник влез на дерево, потому что испугался).
Воспитатель. Кто вышел из леса на берег реки?
Зачем медведица привела медвежат на берег реки?
Воспитатель. Почему один медвежонок кричал и барахтался? ( Медвежонок кричал и барахтался, потому что медведица окунала его в воду).
Воспитатель. Да, медведица полностью погружала, опускала медвежонка в воду, чтобы он весь вымылся и искупался.
Воспитатель. Почему второй медвежонок пустился удирать в лес?( Медвежонок пустился удирать в лес, потому что испугался холодной ванны).
Воспитатель. Что надавала мама этому медвежонку? ( Медведица надавала медвежонку шлепков)
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что значит выражение « взять за шиворот»?
Давайте, кто -нибудь из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медведя). Покажи, как она взяла его за шиворот.
Воспитатель. Взять за шиворот – это значит взять за воротник. У животных нет воротников на шкуре. Это место у них называется загривок. Медведица взяла медвежонка за загривок.
Воспитатель. Медведица купала медвежат, значит она какая? (медведица заботливая) Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (внимательная , любящая).
Воспитатель. В рассказе «Купание медвежат» медвежата какие? ( веселые) Придумайте к слову веселые близкое по значению слово. ( радостные, забавные)
Воспитатель. Виталий Бианки в конце рассказа пишет, что оба медвежонка остались довольны купанием, значит, медвежата какие? (довольные).
Физминутка по стихотворению А.Екименцева «Пугливые звери»
Дети идут по кругу и имитируют повадки животных. На последние две сточки делают наклоны вперед и приседания.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой
За мамой - лисицей крался лисенок
За мамой - медведицей шел медвежонок.
За мамой - лосихой топал лосенок.
За мамой волчицей крался волчонок.
За мамой - зайчихой прыгал зайчонок.
Все звери и дети напиться хотят!
Купаться, плескаться, в реке окунаться.
Моделирование рассказа с помощью опорных графических картинок.
Воспитатель читает отрывок из текста, ребенок выбирает нужную картинку.
6.
Повторное чтение с установкой на пересказ.
7.
Пересказы детей с опорой на графические картинки.
8. Итог занятия. Анализ пересказов.
Графические картинки для пересказа литературного текста.
Рекомендуем посмотреть:
Социально-педагогический проект в детском саду для старших дошкольников
Консультация для воспитателей детского сада по развитию связной речи у дошкольников