Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Социально-педагогический проект в детском саду для старших дошкольников

Социально-педагогический проект "Тайны старого сундука"
Проект разработали и внедрили учитель-логопед: Аронова Наталья Михайловна
воспитатель: Палкина Анна Павловна, МАДОУ «Детский сад №67», г.Березники Пермский край


В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании как элемент фольклора. Поэтому часто знакомство со своей родной культурой, происходит как именно знакомство, поверхностное внешнее.
Академик Г.Н. Волков утверждает, что "…народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка "кирпичики", из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли все эти функции"
Современная жизнь очень стремительна и сложна в материальном отношении. Основная масса родителей занята зарабатыванием материальных благ. К сожалению, родители недостаточно общаются с детьми, мало им читают, не всегда хорошо представляют конечную цель коррекционной работы и редко в ней участвуют. Дети часто теряют интерес к чтению и книгам, а ведь именно в дошкольном возрасте воспитывается чуткий читатель, любящий литературное богатство своего народа.
Как отмечает А. Арушанская, опросы дошкольников показывают, что родители все реже читают детям книги. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи. Да и сами родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства и рассказывают сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и предметами старины. Дети должны не только знать старинные предметы обихода, но уметь использовать такие слова в свободной речи, уметь рассказать о действиях с ними.
Не секрет, что большинство детей дошкольного возраста имеют слабо развитую связную речь и испытывают затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. У детей с речевой патологией эта проблема стоит ещё более остро. В силу своих дефектов они замкнуты, не могут ясно выразить свои мысли, сформулировать высказывание, их словарный запас крайне беден. При анализе стартовой диагностики по развитию связной речи и коммуникативных навыков дети логопункта показали: низкий уровень 59%, средний – 41%.
Большую роль в коррекции коммуникативной функции речи и в развитии связной речи дошкольников играют творческие проекты. Такой метод позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность; приобщает его к истинному богатству русского языка путём максимального использования на занятиях и вне них доступных произведений русской литературы и народного творчества; формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

Цель проекта: Развитие речемыслительной деятельности и познавательной активности у старших дошкольников с речевыми проблемами через развитие патриотических чувств, в частности знакомство с культурой и бытом родного края.

Задачи:
- Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.
- Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- Познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством.
- Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
- Обеспечить психологическое благополучие детей, (раскрепостить детей, предоставить возможность наслаждаться своеобразием русской поэзии и фольклора, сказок).
- Развивать культуру речи, артикуляционную моторику, интонационную выразительность, коммуникативные навыки.
- Увеличить степень участия родителей в развитии связной речи детей с речевыми проблемами.

В свете новых требований ФГОС ДО обязательная часть основной образовательной программы направлена на:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
- развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:
- …ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- ребёнок проявляет любознательность. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Этих показателей ребёнок не достигнет без хорошо развитой связной речи и коммуникативных навыков. И, конечно же, ребёнок должен к концу дошкольного возраста владеть культурой речевого общения.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического и патриотического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.) Исследование реальных предметов быта (например, ухват, рубель, прялка, колодец, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями. Современная семья заменила многие старинные предметы быта на более усовершенствованные, облегчающие повседневную жизнь человека. Но чтобы не утратить связь с истоками культуры русского народа, мы обязаны познакомить детей с культурным наследием прошлого. В нашем саду с этой целью действует музей старины «Русская изба». Свою работу над проектом мы начали с посещения избы. Там дети знакомились со старинными предметами обихода, самостоятельно выполняли действия с ними.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

На экскурсиях в наш музей ребята знакомились, как в старину воспитывали детей с использованием сказок, потешек, чистоговорок. Дети узнали, что раньше были бабушки-сказительницы, знающие огромное количество сказок, и около них всегда было много ребятишек. В результате совместной деятельности (педагогов, родителей и детей) ребята больше узнали о старинном быте и многообразии устного народного творчества.
Занятия по ознакомлению с художественной литературой строго ограничены по количеству и времени, которого детям не всегда хватает, чтобы понять всю красоту устного народного творчества. Детям трудно сразу показать результат, сосредоточить внимание на языковом материале. Поэтому, знакомство с устным народным творчеством осуществлялось и в кружке «Сказочники». Здесь дети знакомились со сказами П.П.Бажова (15 января исполняется 135 лет) и обыгрывали сказы или отрывки с помощью различных видов театров. Ребята проникались красотой русской поэзии и народного фольклора, у них возникало желание самим рассказывать сказки, читать потешки малышам.

Работа над проектом проходила в 3 этапа.
1 этап. Подготовительный.
Цель: Создать базу для внедрения проекта. Приобщить родителей к участию в коррекционной работе.
2 этап. Основной.
Цель: Развитие всех сторон речи детей через театрализовано-игровую деятельность и практическую деятельность с экспонатами музея.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
3 этап. Итоговый.
Цель: Продемонстрировать сформированность интонационно-выразительной связной речи детей и готовность детей к самостоятельным театрализованным играм.

Подготовительный этап реализации проекта.
1. Анализ пространственно-предметной среды ДОУ с учетом национальных особенностей.
2. Аналитический обзор литературы по проблемам развития детей средствами русских народных сказок и сказов П.Бажова.
3. Переработка сказов П.П.Бажова с целью понимания детьми-дошкольниками.
3. Выявление понимания и оценки дошкольниками образов народных сказок, сказов П.Бажова и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театрализованной и игровой деятельности.
На данном этапе мы проводили родительские собрания и консультации с целью объяснить необходимость внедрения проекта в деятельность ДОУ. Показали экспонаты старинных предметов быта и провели анкетирование родителей. Был проведён мастер-класс «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста» и семинар-практикум «Сказок чтение – мудрое учение». После их проведения родителям раздали памятки «Как читать детям литературные произведения» Затем мы объявили о проведении в д/саду акции «Помоги музею «Русская изба». Многие родители откликнулись на данную акцию и пополнили музей различными старинными предметами.

Основной этап реализации проекта.
Содержание работы.
1. Знакомство педагогов и родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой Урала через занятия в музее «Русская изба».
2. Обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к драматизации сказов).
3. Формирование у родителей воспитанников личностной заинтересованности в реализации проекта. Проведение конкурса на лучшую поделку по сказам П.П.Бажова.
4. Изучение переработанных сказов П.П.Бажова (с целью облегчения восприятия детьми сказов). Драматизация сказов или их отрывков.
5. Организация работы по взаимодействию с социальными институтами (городская центральная библиотека им. Н.Островского, Историко-художественный музей им.Коновалова).

В ходе осуществления работы на данном этапе было создано сказочно-игровое пространство "Волшебный мир старины", включающее в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрализованно-игровой центр, этнографический мини-музей.
Итоговый этап реализации проекта.

Содержание работы.
1. Подведение итогов конкурса на лучшую поделку по сказам П.П.Бажова.
2. Создание книги «Пермский край – мой край родной».
3. Выпуск книжек- малышек по сказам П.П.Бажова.
4. Проведение викторины «Павел Бажов – певец земли Уральской»

Оригинальность нашего проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
1. Создание сказочно-игрового пространства ("Волшебный мир старины"), включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрализованно-игровой центр, этнографический мини-музей.
Весь материал, собранный в сказочно-игровом пространстве "Волшебный мир старины", будет использоваться в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей, что позволит в течение года организовать разные виды театрализованной деятельности по мотивам уральских сказов и русских народных сказок (настольный театр, Би-ба-бо, драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д.), а также для проведения народных праздников «Масленица», «Колядки», «Святки», «Веснянка».
2. В воспитательно-образовательном процессе реализации основного педагогического условия - интегрированный подход к развитию детей. Интеграция в нашем проекте предполагает взаимосвязь разных видов деятельности: речевой, игровой, музыкальной, театрализованной, изобразительной, которая отражена в модели ознакомления детей с культурой родного края на основе использования русских народных сказок и сказов П.Бажова.
3. Осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Взаимодействие с социальными институтами (центральная городская библиотека им. Н.Островского и историко-художественный музей им. Коновалова).
Мониторинг проекта.
В конце года была проведена итоговая диагностика детей логопункта.

Данные диагностики по развитию связной речи и коммуникативных навыков детей:
Начало года ----- конец года
Низкий уровень: 59% ----- 0%
Средний уровень: 41% ----- 73%
Высокий уровень: 0% ----- 27%

В результате внедрения проекта у детей выявлена положительная динамика в развитии связной речи и развитии коммуникативных навыков; существенно обогатился словарь, значительно пополнились знания о природе, быте и культуре народов родного края. Речь детей стала более эмоциональной и интонационно выразительной. Многие дети преодолели стеснительность, стали более раскрепощёнными и общительными.
Родители осознали важность коррекционной работы, значение и степень своего участия в работе над развитием речи детей и чтению художественной литературы.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская работа о родном крае в начальной школе Интерактивный урок литературы в 5 классе. Сказки русской избы Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками Конспект ОД по развитию связной речи для детей старшей группы по рассказу Бианки «Купание медвежат»

Похожие статьи:

Метод проектов и его место в современной методике

Технология реализации социального проекта

Презентация проектной деятельность в школе в соответствии с ФГОС

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Беседа о Президенте России в старшей группе

Космическая игра - путешествие на День космонавтики в детском саду. Подготовительная группа | Бинарное занятие в детском саду в средней группе "Путешествие в зимний лес"
Опубликовано: 1635 дней назад (6 октября 2019)
Просмотров: 629
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!