Сценарий экологического вечера искусств «Прекрасного касайся осторожно». Учащиеся старших классов.
Автор: Библиотекарь 1 категории Кубанской сельской библиотеки филиала №11 МБУК «Переволоцкая МЦБС» Янцен Елена Гергардовна.
Цель: формирование экологической культуры личности старших школьников через произведения искусства.
Задачи: воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Однажды кто-то сказал, что природа — лучший художник, природа — лучший композитор. И с этим трудно поспорить. Понимаешь это, когда оказываешься наедине с нею, слышишь пение птиц, шелест листвы, звук дождя и стрекотание кузнечика. Даже полная тишина на лоне природы превращается в некую неповторимую симфонию. Попадая в эту атмосферу чувственности, так легко думать о прекрасном.
Ведущий 2: Еще проще творить прекрасное самому. И это неудивительно — ведь природа дарит огромный поток вдохновения и свежих идей. Проблемой остается лишь то, что этот поистине неиссякаемый источник все-таки может быть исчерпан.
Ведущий 1: В мире остается все меньше мест, наполненных простотой и величием природных объектов. Творческий человек понимает это как никто другой. Именно поэтому большинство экологических движений неразрывно связаны с творчеством. Появились особые жанры в искусстве, ориентированные на экологию. Это экологическая художественная фотография, экологические плакаты, экспозиции из которых собирают сегодня огромное количество людей. Существует экологическое кино, эко-живопись. Экология оставила свой след даже в моде – сейчас довольно быстро обретают популярность наряды из натуральных тканей, а также флористика в дизайне одежды. На сегодняшний день существует множество жанров экологического искусства, о них мы и поговорим сегодня. А начнём мы с музыки.
Ведущий 2: Этот вид творчества, пожалуй, один из самых душевных. В музыке мы ищем выход из сложной ситуации, уверенность в завтрашнем дне, заряд положительной энергии или долгожданную гармонию. Почерпать в мелодиях можно и экологическую сознательность, которой так не хватает современному обществу. Звезды шоу-бизнеса все чаще стараются подавать свой пример «зеленой» жизни. Кумиры миллионов поднимают столь важные и актуальные темы со сцены перед миллионной публикой.
Ведущий 1: Впервые экологические темы были раскрыты в музыке в 50-60-х годах американскими хипперами. Тогда эта субкультура была массовой и показательной. Хипперы устраивали целые коммуны и ездили с концертами по всей стране. Главная цель движения хиппи была донести до людей, что они в ответе за Матерь-природу. Себя они называли «детьми цветов», а стиль в музыке — регги. В своих песнях они часто поднимали тему защиты Земли и благодарности Природе, за все, что она делает для человека. Пожалуй, самым знаменитым хитом хипперов в защиту природы можно назвать композицию Калча Канделы «Mother Earth». (Звучит песня)
«Mother Earth»
Матерь Земля
Она создает птиц и бабочек,
Реки и горы,
Но ты никогда не узнаешь,
Каким будет её следующий шаг.
Ты можешь попытаться,
Но спрашивать бесполезно.
Её невозможно контролировать,
Она идет по своему пути
Она управляет всем до конца времен
Дарит и забирает
Она управляет всем до конца времен
Она идет по своему пути
С каждым вздохом
И каждым совершенным выбором,
Мы лишь проходим по её пути.
Я чувствую свою силу,
Веря, что твоя душа жива
До конца времён
Я пронесу с собой эту веру
Однажды ты узнаешь, дорогой мой:
Тебе не нужно бояться
Конец - это всегда начало чего-то.
И так будет до конца времен.
Она управляет всем до конца времен
Дарит и забирает
Она управляет всем до конца времен
Она идет по своему пути
Ведущий 2: Примерно в это же время (50-60-е годы) о защите окружающей среды задумались и в Советском Союзе. Тема природы все чаще стала звучать в бардовских песнях. Конечно, открыто выступать с экологическими манифестами барды не могли, так как в стране тогда было принято считать, что проблем с экологией нет. Но, несмотря на это, бардовская культура изначально была тесно связана с природой. Ее еще называют культурой «песен у костра». Поэтому барды просто не могли не восхвалять в своих песнях мир, его красоту и величие. Такая музыка была чувственной и проникновенной, поэтому хоть как-то затрагивала сердца советских людей, практически не задумывающихся о сохранности окружающей среды. Естественно, не всегда можно назвать бардовские песни пропагандой защиты окружающей среды. Наверное, многие из этих людей даже и не ставили эту цель. Они просто восхищались красотой природы, пели о лесах, полях, реках. Но, тем не менее, бардовская песня самым естественным образом пробуждает уважение к природе и тягу к её защите. Сейчас с уверенностью можно говорить, что барды как никто другой в СССР, да и сейчас, способствовали экологическому воспитанию. В качестве примера предлагаю послушать песню Ады Якушевой «Я приглашаю вас в леса» (Звучит песня)
Я приглашаю вас в леса,
Мы так давно там не бывали,
Что вспоминается едва ли
Их несравненная краса,
Я приглашаю вас, пока
Они уютны и зелены,
Мы там коленопреклоненно
Испьём воды из родника.
Я по тропе вас поведу,
Она усталость вашу снимет,
И станем снова молодыми
Мы у нее на поводу,
Под вечер сосны запоют,
Над головой сомкнутся ветки,
И нам покажется некрепким
Наш крепкий городской уют.
И под костра знакомый звук
Я приглашаю вас к поляне,
Где бросим между тополями
Мы скатерть прямо на траву,
Здесь юность звонкая моя
Живет, пронизанная солнцем,
Здесь, может мы и прикоснемся
К великой тайне бытия.
Ведущий 1:Несомненно, не каждый представитель бардов ставил перед собой цель призвать людей к экологической ответственности. Эти люди просто пели о лесах и реках, восходах и закатах. Они передавали свое восхищение природой через музыку, тем самым, пробуждая у слушателя уважение к нашей Земле, тягу к ее защите.
Ведущий 2: Потрясающий гимн в защиту природы, бессмертный хит исполнил всеми известный музыкант Майкл Джексон, – “Earth Song”. (Звучит песня. Видеоклип.)
Earth Song ( Michael Jackson)
Песнь Земли
А как же рассвет?
А как же дождь?
А как же всё то,
Что вы нам сулили?
А как же уничтожение полей?
Есть ли у нас еще время?
А как же всё то, что вы называли
Нашим общим достоянием?
Вы хоть раз замечали
Всю пролитую нами кровь?
Вы хоть раз замечали
Как плачет Земля и рыдают берега?
Аааааааааа... аааааааааа...
Что мы сделали с планетой?
Посмотрите, что мы наделали!
А как же мир,
Обещанный вами единственному сыну?
А как же цветущие поля?
Есть ли у нас еще время?
А как же все наши общие,
По вашим словам, мечты?
Вы хоть раз замечали
Всех детей, которых убила война?
Вы хоть раз замечали
Как плачет Земля и рыдают берега?
Аааааааааа... аааааааааа...
Когда-то я мечтал,
Я заглядывал за звезды,
Теперь я не знаю, где мы,
Хотя знаю, что нас занесло далеко...
Аааааааааа... аааааааааа...
Аааааааааа... аааааааааа...
Эй, а как же вчерашний день?
(А как же мы?)
А как же моря?
(А как же мы?)
Небеса обрушиваются
(А как же мы?)
Мне нечем даже дышать
(А как же мы?)
А как же кровоточащая Земля?
(А как же мы?)
Разве мы не ощущаем ее ран?
(А как же мы?)
А как же ценность природы?
(ооо, ооо)
Это лоно нашей планеты
(А как же мы?)
А как же животные?
(А как же мы?)
Мы стерли королевства в пыль
(А как же мы?)
А как же слоны?
(А как же мы?)
Мы потеряли их доверие?
(А как же мы?)
А как же кричащие киты?
(А как же мы?)
Мы опустошаем моря
(А как же мы?)
А как же лесные тропы,
(ооо, ооо)
Выжженные несмотря на наши мольбы?
(А как же мы?)
А как же Святая земля,
(А как же мы?)
Развороченная догмами?
(А как же мы?)
А как же обычный человек?
(А как же мы?)
Нельзя ли нам оставить его в покое?
(А как же мы?)
А как же умирающие дети?
(А как же мы?)
Разве вы не слышите их плач?
(А как же мы?)
Что мы сделали не так?
(ооо, ооо)
Кто-нибудь, скажите мне, зачем?
(А как же мы?)
А как же младенцы?
(А как же мы?)
А как же дни?
(А как же мы?)
А как же вся их радость?
(А как же мы?)
А как же человек?
(А как же мы?)
А как же плачущий человек?
(А как же мы?)
А как же Авраам?
(Кем мы были)
И еще раз о смерти
(ооо, ооо)
Наплевать ли нам?
Аааааааааа... аааааааааа...
Ведущий 1:В современном мире тема экологии становится все актуальнее. А поэтому «зеленые» песни все чаще появляются в массовой музыке. Несмотря на то, что многие композиции исполнены в жанре поп, в них есть важный смысл, который должен понять каждый житель планеты. В них звучит призыв — «Берегите природу!!! Любите свой дом!!! Заботьтесь об окружающей среде!!!». Трогательность современных экологических клипов наводит лишь на одну мысль — пора что-то менять, иначе совсем скоро футуристические серые картинки станут обычной реальностью. (Звучит песня)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
Слова: Вольта Суслова Музыка: Оксаны Бражников
Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Все яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Все сильнее ощущаю боль утраты,
Худо с флорою и с фауной разлад.
А в салатах, говорят, одни нитраты,
И нитриты в каждой рыбине сидят.
ПРИПЕВ
В окружающей среде, в окружающей среде
Не понюхаешь цветочка,
Не поплаваешь в воде!
В окружающей среде, в окружающей среде,
Не поплаваешь в воде!
2.
Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Все яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Все тревожней на планете год от году!
И понятно даже-даже комару:
Или будем мы беречь свою природу,
Или вылетем в озонную дыру!
ПРИПЕВ
3.
Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Все яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?
Сами бросились с нахоженных путей.
Ведь другой такой нигде на свете нету,
Да и нету у природы запчастей!
Ведущий 2: Как видите, экологические песни есть в различных стилях музыки. Мы можем не любить тех или иных исполнителей, но подобные композиции вряд ли оставят нас равнодушными. Ведь главная цель «зеленых» песен — достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью.
Ведущий 1: Экологические мотивы не могли возникнуть в древнем искусстве по вполне понятной причине – этой проблемы тогда просто не существовало, а сам человек ощущал себя частицей природы. Однако уже с эпохи позднего возрождения на полотнах живописцев начинает угадываться тревога за чрезмерное вторжение человека в природу. В ХIХ веке обозначились собственно экологические мотивы.
Мысль о беспомощности человека перед силами природы передана в картине Ф.А.Васильева «Оттепель». Художник подчёркивает зависимость человека от природы, его бессилие перед ней.
Ведущий 2: Запустение и неухоженность пейзажа видим мы на картине И.И.Левитана «Саввинская слобода перед Звенигородом». Результаты деятельности человека (жилище, улица) выступают здесь как фактор, нарушающий гармонию природы.
Чувство неясной тревоги выразил Левитан в своей картине «Владимирка». Бесконечная даль, в которой теряется дорога, навевает ощущение, что дорога непростая, что с ней связано нечто тягостное для человека.
Продолжает тему картина «У омута». Ветхость, заброшенность плотины, ненадёжность перехода по скользким брёвнам. Общий сумеречный тон полотна, хмурое вечернее небо. Исчезающая, словно прячущаяся в кустах, тропинка. Недобрая тишина и тревожная настороженность. Художник сознательно создаёт ощущение «гиблого места» и того, что оно – творение человеческих рук.
Ведущий 1:Обеспокоенность будущим человечества прослеживается в картине А. Васнецова «Кама». Простор и размах, мощь природы – первоосновы жизни и фрагмент безжалостного, потребительского вмешательства человека в её гармоничный мир. Художник встревожен разрушительными последствиями деятельности человека, отсюда подспудное опасение, что фрагмент этот будет расширен, что вся Земля подвергнется такому разрушению.
Глубоким философским смыслом наполнена картина К.А.Коровина «Сарай». Бросается в глаза резкий контраст между жизнью леса, который выражает природную силу вечного обновления и не нуждается в человеке, и ненужностью забытого, отслужившего своё, сарая, некогда возведённого на опушке леса. Конечность бытия человека, его дел и вечность природы – такова основная мысль художника.
Ведущий 2: Экологические проблемы глобального масштаба исследуются современными художниками очень часто. В наши дни художнику требуется не только изображать окружающую действительность и документировать происходящее, но и быть философом, мыслителем, теоретиком и проницательным критиком происходящего. Тогда он будет не просто современником, каких много, а по-настоящему актуальным персонажем. К счастью, пространство творческой среды сегодня намного более расширено. В мире постмодернизма перед мастером открывается масса возможностей.
Ведущий 1: Красоту можно найти и в самых, казалось бы, невзрачных вещах. Современные художники могут увидеть прекрасное даже в обыкновенном мусоре! Том Денингер (Tom Deininger) без сомнения, является самым креативным из всех художников, которые работают с таким творческим материалом, как хлам и мусор. Его пейзажи и портреты издалека похожи на настоящие картины, написанные красками, но это все лишь искусно выполненные коллажи, которые объединяют в себе самые разнообразные предметы, все, что только художник смог найти под рукой.
Ведущий 2: Художник-фотограф Крис Джордан фотографирует обычные предметы, как крышки бутылок, лампочки и алюминиевые банки и превращает их в искусство, программными методами перестраивая их для создания одного центрального образа. Однако его произведения такие поразительные и экологически ценные благодаря именно маленьким частям, создающим единое произведение искусства. Например, его работа «Пластиковые крышки» (сверху), созданная в 2008 году, изображает 1 миллион пластиковых крышечек для бутылок. Именно такое количество крышек используется в США каждые шесть часов во время авиарейсов.
Ведущий 1: Через полотна художников можно не только изучать нынешнию экологическую ситуацию,но и ту которая была много лет назад. В полотнах старинных мастеров живописи нередко можно столкнуться с настоящей фантасмагорией красок, использованных для изображения восхода или заката солнца: небеса словно пылают багровыми, медными, алыми и пурпурными языками пламени. Изучением этого вопроса занялся специалист по физике атмосферы, профессор Кристос Зерефос (Christos Zerefos) из Афинской академии в Греции.
Ведущий 2: Он и его коллеги из Греции и Германии утверждают, что насыщенность красного в небесах (а точнее, соотношение красного и зелёного) – надёжный показатель степени загрязнённости земной атмосферы. Поскольку цвет заката является результатом рассеивания солнечных лучей частицами в воздухе, то чем темнее красный, тем больше аэрозолей (мельчайших частиц) в атмосфере. Раньше они имели исключительно природное происхождение: пыль и дым образовывались из-за извержения вулканов, лесных пожаров или песчаных бурь.
Ведущий 1:Возьмём написанное в 1818 году полотно немецкого романтика Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich) «Женщина. Восход солнца». Казалось бы, что ещё можно увидеть здесь, кроме условной фигуры женщины, приветственного жеста, обращённого к ещё сокрытому светилу, и небес цвета тёмной охры? Но Зерефос усматривает здесь прямую связь с мощным извержением вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 году. На протяжении трёх лет после этого частицы, выброшенные вулканом в воздух, создавали ярко-красные и оранжевые закаты по всей Европе.
Ведущий 2: Не менее примечательны и работы русско-украинского художника Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910), мастера пейзажной живописи. В 1876-1890 годах он создает полотно «Закат». Солнце тяжело погружается в пурпурную пелену туч, но даже безоблачный фрагмент неба как бы изнутри светится оранжевым, словно хвост кометы... Учёные связывают великолепие этого пейзажа с извержением вулкана Везувий в Италии, произошедшим в апреле 1872 года.
Ведущий 1:Ещё одна картина Куинджи «Красный закат» была написана в 1905-1908 годах. О ней особенно любят поговорить искусствоведы: такое изобилие красного цвета на полотнах не часто встречается! И снова разгадка кроется в извержениях Везувия, который просыпался в октябре 1902 года и затем в марте 1905... Возможно, именно эта вулканическая деятельность и стала источником вдохновения художника, который на протяжении десятилетий настойчиво пытался реализовать восхищение солнцем в «полыхающих» картинах.
Ведущий 2: Всего исследователи проанализировали 124 заката, написанных европейскими художниками с 1500 по 2000 год. За это время на Земле произошло более 50 крупных извержений вулканов, и насыщенность красного цвета на холстах менялась в соответствии с этими событиями. Кроме того, закаты последовательно становились всё краснее и краснее, начиная со времён промышленной революции, - причём даже в те периоды, когда вулканы спали. Художники, даже не подозревая об этом, составили летопись антропогенного загрязнения атмосферы.
Ведущий 1:У каждого кино-течения есть свои «столпы». Фильмы, с которых все началось. И хотя ученые говорят об изменении климата и его последствиях начиная с середины 1980-х, до масс - документального кино (если о таком можно говорить) эта тема дошла в середине 2000-х. Так что это за фильмы, после которых разговор о глобальном потеплении, проблеме мусора, чистоты и безопасности воды вышли за пределы лабораторий и кабинетов? И видели ли вы «фильмы-основатели» эко-кино-движения?
А какие фильмы оказались «поворотными» для вас?
Ведущий 2: НЕУДОБНАЯ ПРАВДА (AN INCONVENIENT TRUTH)
Режиссер Дэвис Геггенхайм, при участии бывшего вице-президента США Эла Гора. США, 2006
Ученые спорили о глобальном потеплении и до этого фильма. Но спорили между собой, в специализированных журналах и серьезных конвенциях, обмениваясь диаграммами и расчетами. Эл Гор сделал удивительное – он разъяснил все это доступным языком. Он собрал факты, мнения, результаты исследований, добавил красивых картинок и анимации, вставил хорошую музыку (песня к этому фильму выиграла Оскар), и у него получилось то, что Американский институт кино назвал его одним из крупнейших событий года.
Фильм получил еще один Оскар в номинации «Лучший документальный фильм», а самого Эла Гора, в итоге, наградили Нобелевской премией мира «за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению».
После «Неудобной правды» документальное кино на экологические темы становится все более и более популярным жанром. Хотя мнения экспертов-экологов до сих пор делятся как за, так и против работы Гора.(Трейлер)
Ведущий 1:ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (STORY OF STUFF)
Режиссер Анни Леонард. США, 2007 год
Это двадцатиминутный мультик, который с 2007 года доступен онлайн, в том числе, и на русском языке. Мультик откровенно осуждает чрезмерное потребительство и мягко намекает на устойчивое развитие. Фильм – поразительный по своей простоте и фактам, сегодня показывают в школах, университетах, корпоративных тренингах. Создатели подсчитали, что уже к 2009 году фильм показали в 228 странах, где его посмотрели более 12 миллионов человек.
Как и любой фильм, который обнажает острую тему, «История вещей» до сих пор вызывает споры. В 2009 году The New York Times посвятил ему первую полосу. В США, пока в одних школах учителей награждали за показ этого фильма, в других обвиняли учителей в «левой» пропаганде и не уважении к американским ценностям.
К «Истории вещей» прибавились «История пластиковых бутылок» и «История элеткронного мусора», а сейчас проект взял новое направление и рассуждает о воде, земле, праве принимать решения и демократии. (Трейлер)
Ведущий 2: ДОМ (HOME)
Режиссер Ян Артус-Бертранд, Люк Бессон. Франция, 2009 год
Без этого фильма не обходится не один список. А еще — этот фильм — одиа из немногих картин, которую смотрели даже те, кто не очень включен в эко-разговор.
5 июня 2009 года во Всемирный день окружающей среды фильм «Дом» одновременно показали на открытых площадках в 87 странах мира. Ян Бертранд – известный фотограф – снял весь фильм с борта вертолета. Его команда облетела 53 страны, показывая и рассказывая о том как красива наша планета с высоты птичьего полета, и как она беззащитна перед человеческой деятельностью. Некоторые кадры настолько откровенно доказывали, что государства могут сделать со своей землей, что, например, в Индии половину материала конфисковали, в Аргентину съемочную команду посадили на неделю в тюрьму, а в Саудовской Аравии и Китае просто отказали в проведении съемки. Сам Бертранд говорит, что все комментарии в фильме основаны на известных и доступных фактах и цифрах. (Трейлер)
Ведущий 1: Основной элемент. Антропогенный фактор.
Россия , 2014 год
В последнее время всё чаще встречается сценарий апокалипсиса, где главную роль сыграет не природная катастрофа, а люди. Неужели люди стали настолько могущественны, что способны уничтожить целую планету? Динозавры доминировали на планете гораздо дольше людей, но внезапно исчезли при загадочных обстоятельствах. Существует много теорий, но ни одна не может объяснить того, что произошло с динозаврами. В общей сложности на нашей планете произошло десятки масштабных вымираний. В 21-ом веке среди популярных версий конца света почти не фигурируют природные процессы. С каждым годом становится больше вероятность того, что человек сам уничтожит себя. Учёные подсчитали, что атомные АЭС могут принести угрозу человечеству только в том случае, если все 400 существующих на земле атомных реактора взорвутся одновременно. Вероятность такой катастрофы очень ничтожна. Конец света по вине атомной энергетике - миф. Сейчас в атмосферу попадает почти вся таблица Менделеева. По вине человека страдает озоновый слой атмосферы. Физики составили несколько сценариев глобального потепления. Самый худший вариант подразумевает, что количество заводов, машин и мусора будет расти как и сейчас. Тогда к концу 21-го века среднегодовая температура поднимется на 4 градуса, а к концу 23-го века уже на 8 градусов. Земля уже вошла в режим быстрых изменений. (Трейлер)
Ведущий 1: На сегодняшний день создано и создается огромное количество анимационных фильмов на самую разнообразную тематику, рассчитанных на различные возрастные и культурные группы зрителей. Западными и отечественными мультипликаторами особое внимание уделяется экологической проблематике.
Ведущий 2: ВАЛЛ-И (WALL-E)
Режиссер Эндрю Стэнтон. США, 2008 год
Научно-фантастический мультик, который часто всплывет в голове, когда начинаешь рассуждать о будущем. Тут тебе и Земля, на которой из-за огромного количества неперерабатываемых отходов нельзя жить, и люди, которые проводят 24 часа, уставившись в крошечный экранчик перед ними, не могут ни ходить, ни работать. Красивый и смешной мультик, который не хочется, чтобы стал реальностью. (Фрагмент)
Ведущий 1: «Принцесса Мононоке»
Режиссер Хаяо Миядзаки. Япония, 1997 год
Хаяо Миядзаки часто в своем творчестве поднимает тему экологии. Один из наиболее любимых зрителями и, пожалуй, самый кассовый мультфильм режиссера «Принцесса Мононоке» — не исключение. Главный герой Ашитака попадает в загадочную страну, где люди под предводительством злой госпожи Эбоши, вырубая лес и портя все вокруг себя, воюют с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами. И только доброе сердце Ашитаки и дружба с лесными жителями может спасти этот волшебный мир. (Фрагмент)
Ведущий 2: «Это совсем не про это»
Режиссер: Александр Федулов, 1984 год
Советский сатирический мультфильм «Это совсем не про это» изначально создавался для взрослых. В центре сюжета трёхминутного мультика – корова, которая изо дня в день пасётся на мусорной свалке. Здесь она питается объедками и мусором, пьёт воду из реки, в которую сливают производственные отходы, дышит воздухом с ядовитыми заводскими газами. Вскоре за коровой приходит хозяйка в противогазе, чтобы забрать её домой и подоить. Но какое молоко может дать животное после такой прогулки? Вместо свежего напитка хозяйке удаётся надоить только канистру бензина. Полученное топливо она заливает в свою машину и уезжает по делам. Мультик в ироничной манере напоминает людям о том, что загрязнение окружающей среды не проходит бесследно и чревато серьёзными, зачастую, необратимыми последствиями. (Фрагмент)
Ведущий 2:
Природа танца – в танцах от природы.
Под ветром ива – будто балерина.
И человек под ветром несвободы
Податлив, как танцующая глина.
Но танец, растворимый, словно кофе,
У глины проявляет твердь гранита,
Когда любовь тождественна Голгофе,
И память пляской ветра не сокрыта.
Ведущий 1: Рождение танца произошло вместе с миром, тогда как возникновение всех остальных искусств, стало результатом изобретений человека. В этом мире в круге танца находиться все, в том числе и атомы, простейшие молекулы и конечно живые организмы. Говоря другими словами все, что относится к живой и неживой природе. (Танец)
Ведущий 2: Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние.
Ведущий 1: Но, развиваясь, танец всё более удалялся от жизненной первоосновы и приобретал обобщённо-условный характер, наполняясь своеобразными символами, знаками, кодами. Хореография научилась одним штрихом, одной деталью изображать целое (руки, поднятые над головой и напоминающие оленьи рога, - символ самого оленя); она собрала большой фонд лексики и рисунков, где каждое движение и построение участников на плоскости, несущие первоначально конкретную функцию и понятный всем смысл (притопы как способ пробудить весной землю от сна, круг как отражение солярного культа и т.п.), приобрели затем условно-обобщённый характер. Учась передавать приметы внешнего мира, человек в то же время хотел танцевальными средствами воплотить и своё отношение к нему, свой внутренний мир.
Ведущий 2: Человек старается выразить через танец красоту природы, донести зрителям красоту зеленого леса, шум волн, пьянящий аромат лета или завораживающий хруст снега под санями, научить ценить окружающую среду, край в котором они живут.
Ведущий 1: Красота природы показана и в классическом балете. «Балетмейстер должен знать природу — как ее красоты, так и ее несовершенства. Это знание всегда поможет ему определить, что именно следует в ней выбирать», — писал Новер. Далее он указывал, что только зная жизнь, хореограф сможет найти для своего произведения ту долю правды, которая даст возможность раскрыть ее подлинные черты на сцене: «Ближе к природе, — и произведения наши станут прекрасными».
Ведущий 2: Из наиболее знаменитых балетов можно выделить «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Премьера балета состоялась 4 марта 1877 года в Большом театре. Первыми постановщиками балета были Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно их имена связывают с постановкой знаменитых «лебединых» сцен. Предпосылкой для написания балета было посещение Чайковским имения в Черкасской области, где он много времени проводил на берегу озера. Там великий композитор и любовался белоснежными птицами. Балет «Лебединое озеро» по праву считается общепризнанным шедевром мировой балетной школы. А образ Белого Лебедя и сегодня остается символом русского балета. (Фрагмент из балета)
Ведущий 1: Современный балет также очень часто обращается к теме экологии. Балет Натальи Гуслистой «Стелла» один из них. Постановка рассказывает историю нашей планеты с её появления – зарождение жизни на Земле, первые люди, первые человеческие сообщества, разрушение гармонии, распри, войны, экологические потрясения... Эти глобальные темы тесно переплетены с трагической историей двух влюбленных – Астрофила и Стеллы, которые теряют друг друга на Земле и ищут в иных мирах.
Ведущий 2: И содержание балета «Стелла», и сама техника танца настраивают зрителя на размышления о связи человека и природы, о любви к своей планете, о вселенском счастье, которое должно существовать в жизни каждого человека, но многие из современных людей утратили это чувство. «Жизнь – самое ценное, что есть, самое прекрасное, но разрушение экологии отбирает у нас здоровье и жизнь, будущее наших детей и наше настоящее. Мы обязаны думать об этом каждый день, утром и вечером. Мы должны говорить об этом постоянно, поднимать проблему на самом высоком уровне и находить ее решения», – так считает постановщик балета «Стелла» Наталья Гуслистая. (Фрагмент из балета)
Ведущий 1: Видя ту красоту, которую даёт нам природа, ощущая то беспредельное восхищение простотой и величием её творений, невольно думаешь – вот оно, настоящее искусство, шедевральный апофеоз творческой чувственности, к которому, наверное, стремится любой творец. Бывая на природе, каждый из нас думал, что природа – лучший художник, природа – лучший композитор. Пение птиц, шелест деревьев, стрекотание кузнечика – всё это оборачивается какой-то неповторимой симфонией. Не зря движения в защиту окружающей среды почти всегда неразрывно связаны с различными творческими акциями – ведь думая о природе, невольно думаешь об искусстве.
Ведущий 2: Чтобы в мире не возникало экологических проблем, сам человек внутри должен быть экологически чистым, сохранять в себе человека, доброе отношение к окружающему миру, а помогает ему в этом искусство в чем сегодня мы с вами и убедились.
Сорвал цветок, и он завял в руке,
Поймал жука - он умер на ладони,
И пенье птиц в небесном «далеке»
Напомнило о колокольном звоне.
Застыло сердце, понимая вдруг,
Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
Что гибнет он от грубых наших рук,
Что миг добра не может быть просрочен
И совершенства хрупкое стекло
Лишь издали нам наблюдать возможно.
Чтоб ещё долго тайною влекло,
Прекрасного касайся осторожно.
Не рви цветок, и не лови жука,
И не топчи созданья под ногами,
Любуйся красотой издалека,
И красота тогда пребудет с нами.
Ольга Романенко «Красота»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект нестандартного урока по естествознанию для 10 класса. Охрана окружающей среды
Эссе на экологическую тему, 10 класс
Похожие статьи:
КВН по экологии для старшеклассников
Внеклассное мероприятие на экологическую тему для школьников «Природа и мы»