Конкурсы

Внеклассное мероприятие на экологическую тему для школьников «Природа и мы»

Сценарий внеклассного мероприятия для школьников 8-11 классов «Общество и природа»

Предварительная работа: команды-участницы предварительно составляют презентации по темам «Общество и природа», «Человек как часть природы», «Глобальные проблемы современности», «Образы природы в творчестве писателей, поэтов», «Праздники»; выбирают предложенную позицию либо технократов, либо натуралистов, либо филологов, либо свою личную позицию.

Выходят ребята под русскую народную музыку в русских нарядах с хлебом-солью.

Ведущий. Добрый день, гости дорогие! Встречаем вас хлебом да солью, главными символами земли русской, земли, которая год от года дает человеку жизнь.

Учащиеся по очереди говорят пословицы про хлеб-соль:

Учащийся 1. Хлеб-соль кушай, да правду слушай!

Учащийся 2. Хлеба нет, и друзей не бывало!

Учащийся 3. Хлеб соль не бранит, а дело знать велит!

Учащийся 4. Хлеба край и под елью рай, хлеба ни куска, так и в палатах тоска!

Учащийся 1. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом.

То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.

Учащийся 2. Среди всех продуктов питания хлебу испокон веков отводилась особая роль. Ни праздничный, ни каждодневный стол не обходятся без хлеба, ведь трапеза без хлеба не способна полноценно насытить и доставить истинное удовольствие.

Учащийся 3. Хлеб действительно единственный в своем роде продукт с богатейшей историей, и нет такой кухни в мире, где не присутствовал бы хлеб. Каждый народ добавлял в хлеб свои ингредиенты: древние римляне и греки добавляли в тесто анис, кориандр, орехи и даже чеснок, азиаты ели хлеб с соей, а жители Бургундии — с сухофруктами и медом акации.

Учащийся 4. Хлеб в доме является символом благополучия и богатства, так как хлеб не раз спасал от голода целые народы. Этот продукт наделяли и некой мистической силой: считалось, что, если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути.

Учащийся 5. Но чтобы вырастить хлеб, требуется немало усилий. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами — разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют—это рыхлят землю, чтобы не было комков. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит трактор. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. К трактору прикрепляются сеялки, которые укладывают ровными рядами зерна. Вот хлеб и взошел. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Хлебное поле еще называют НИВА. После того как зерна созрели, начинается жатва. Затем зерно доставляется на ток. Ток — это большая открытая площадка, где зерно очищают и просушивают. Затем зерно везут на мукомольные заводы, а затем муку доставляют на хлебокомбинаты, где и пекут хлеб. Вот такой трудный путь у нашего хлеба. Поэтому и беречь его надо.

Ведущий. Спасибо! А теперь, чтобы продолжить наш семинар, необходимо ввести основные понятия. Что же такое природа и что такое общество. Внимание на слайд. Я попрошу прокомментировать эти понятия представителей группы обществоведов.

Учащийся 1. Общество образовалось от слова «Общий», что значит совместный, коллективный. То есть самое распространенное на сегодняшний день понятие общество — это люди, формы их объединения для совместной жизни и деятельности.

Учащийся 2. Понятие «природа» мы будем рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле — весь мир в многообразии его форм и проявлений. А в узком смысле — это оболочка Земли, наполненная жизнью.

Учащийся 3. И взаимосвязь человека и природы тоже можно рассмотреть в широком и узком смыслах. Так в широком смысле — это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. А в узком — весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. А общество — это часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, состоящая из людей, которые взаимодействуют между собой. И надо отметить, что понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Ведущий. Спасибо. А теперь мы предлагаем представить свой материал группу естественников.

Учащийся 4. Парадокс эволюции человека в том, что при своей хрупкой организации, он наиболее адаптированное для жизни на Земле существо. Адаптация человека — это результат его деятельности по преобразованию природы и созданию искусственной среды. Если биологический прогресс Homo sapiens — численное преобладание над другими животными, сомнений не вызывает, то морфофизиологический прогресс имеет специфические особенности. Активно идёт эволюция интеллекта в сочетании с заметными проявлениями физической деградации. От вырождения люди спасаются с помощью достижений медицины.

Учащийся 5. Естественный отбор играл заметную роль у людей в доисторическую эпоху. В тот период популяция людей жила по общим законам: сильные размножались и процветали, слабые бедствовали и отмирали. Однако скорость эволюции не была очень высокой — в новых поколениях слабых появлялось больше, чем сильных, и процессы вырождения вида балансировались его совершенствованием. В неблагоприятные годы популяция очищалась от слабых в большей степени, чем в хорошие годы, и это давало толчок в сторону приспособления к новым изменившимся условиям.

Учащийся 1. «Homo sapiens принадлежит к числу видов, не вполне установившихся и неполно приспособленных к условиям существования. Окружающая среда уже сильно изменилась, но организм человека перестал за нею следовать и не приобретает новых положительных качеств, зато обнаруживает склонность терять имеющиеся положительные свойства». В. Вересаев «Записки врача».

Учащийся 2. «Первобытный человек взял в руки палку. Это не гигантский скачок вперёд, а первый костыль. Все появившиеся блага цивилизации — всего лишь более современные разновидности этого костыля. Без костылей человек крайне слабое, теплолюбивое, избирательное в пище, постоянно болеющее и с большим трудом размножающееся создание». А. Макаревич.

Учащийся 3. Органы человека и их размещение до сих пор не приспособлены к вертикальному положению тела при ходьбе. Следствием этого являются остеохондроз и смещение матки у женщин. Половина женских болезней излечивались бы значительно легче, если бы женщины ходили на четвереньках.

Хронические заболевания суставов на сегодня — настоящий бич человечества. Остеохондрозы и артрозы начинают развиваться в 20—25 лет практически у каждого человека.

Учащийся 4. Раньше зубы были нужны человеку для разгрызания твёрдой пищи с умеренной температурой. Теперь человек ест мягкую и очень горячую или холодную пищу, для которой прежние зубы не подходят.

У диких племён в наличии развитые челюсти и здоровые зубы. У полуцивилизованных народов кариесом страдают до 25 % населения. У народов высшей культуры 80 % населения имеют испорченные зубы (в 1900 году!).

О предрасположенности: если у вас плохие зубы, у ваших детей зубы тоже будут менее устойчивыми к агрессии в полости рта. Это только в рекламе у бобра крепкие белые зубы потому, что он чистит их зубной пастой Колгейт. Бобру достаточно грызть деревяшки. Люди без щётки и зубной пасты рискуют вообще остаться без зубов.

Учащийся 5. Раньше глаза были нужны человеку для смотрения вдаль. Теперь глазу требуется гораздо больше работы вблизи. Число близоруких увеличивается с каждым десятилетием.

В Японии число близоруких достигло таких цифр, что миопию стали рассматривать не как болезнь, а как закономерную адаптацию.

Учащийся 1. Дикари и животные без всякого лечения самостоятельно оправляются от таких ран, от которых европейцы погибают при самом тщательном уходе.

Ярко неприспособленность человека к условиям жизни выражается в несоразмерной слабости его нервной системы в условиях нарастающего стресса. Из-за перенапряжения человек прибегает к возбудителям: никотину, кофеину, алкоголю.

Учащийся 2. У человека прослеживается тенденция к потере волос. Облысение может передаваться генетически. Достижения генетики позволяют оценить status quo и на микроуровне. За последние 200—300 лет у человечества скопился большой груз генетических ошибок. Полагают, что существует около 4000 прямых наследственных болезней и бесчисленное множество других, в которых гены играют косвенную роль.

Учащийся 3. Срок жизни у животных, как правило, ограничивается взрослым возрастом. Длительность жизни людей на протяжении истории постоянно возрастает. Если в средневековье люди обычно дотягивали до детородного возраста, то наш современник умирает, как правило, в старости. Причина большего числа деградационных болезней сегодня не только экология, а тот факт, что раньше люди до появления этих болезней просто не доживали. Биологически человек может прожить примерно до 150 лет, то есть запас жизнеспособности достаточно велик.

Человек застигнут настоящим временем в определённой стадии своей эволюции, с массой недостатков. Он как бы выхвачен из лаборатории природы в разгар формовки, недоделанным и незавершённым. Время покажет, ожидает ли нас вымирание, или появится новый, более совершенный Homo sapiens.

Ведущий. Спасибо, ребята, за интересную информацию. Ну а сейчас, мы передаем слово группе предметной области — ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, которые представят свое видение взаимосвязи общества и природы. Пожалуйста.

Учащийся 4. Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. По мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная — усиливается. Это и понятно: познавая законы природы, человек начинает преобразовывать ее. Вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

Учащийся 5. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

Учащийся 1. Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история — наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках, в царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Учащийся 2. Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она находится под влиянием космических, а также глубинных подземных воздействий: это гигантская природная биофизическая и биохимическая лаборатория по преобразованию солнечной энергии через зеленый покров планеты. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а, будучи самоорганизующейся, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования происходили уже не раз и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер.

Ведущий. Да, спасибо за информацию. Как мы с вами можем видеть, что деятельность человека и общества в целом может нести не только созидание. И это всем нам предупреждение о том, что это наша среда обитания и, уничтожая ее, мы можем уничтожить и себя. А теперь, прежде чем предоставить слово группе филологов, мы бы хотели вам представить видеоряд из произведений величайших художников, в чьих картинах отразилось все многообразие и пестрота природных пейзажей.

Идет демонстрация картин, можно сопроводить музыкой.

Ведущий. А теперь мы предоставляем слово ребятам из другой группы. Они нам поведают о том, как именно природа является незаменимым вдохновением к творчеству.

Учащийся 1. Не одно десятилетие проблема взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!

В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Учащийся 2: Один из основоположников классической русской прозы Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что «богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». Аксаков с раннего детства всей душой полюбил природу. Прогулки в лес, охота и рыбная ловля заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы и годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения.

Первым произведением Аксакова был природоведческий очерк «Буран», занимающий и по сей день достойное место в области пейзажной словесности.

Огромный успех имели и написанные позднее «Записки об уженье рыбы». Этот успех побудил Аксакова продолжить их «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии». Обе эти книги имели популярность далеко за пределами специального интереса охотников и рыболовов. Они выдержали несколько изданий еще при жизни автора.

Литературный язык Аксакова чист, правдив и ясен. «Я ничего не могу выдумывать: к выдуманному у меня душа не лежит, я не могу принимать в нем живого участия, мне даже кажется это смешно, и я уверен, что выдуманная мною повесть будет пошлее, чем у наших повествователей. Это моя особенность и в моих глазах показывает крайнюю односторонность моего дарования...» — незадолго перед смертью писал Аксаков своему сыну.

Учащийся 3. В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые «Записки охотника».

В рассказе «Бежин луг» заблудившийся охотник не только переживает страх вместе с собакой, но и чувствует свою вину перед уставшим животным. Тургеневский охотник очень чуток к проявлениям взаимного родства и общения между человеком и животным. Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.

Так формируется в «Записках охотника» тургеневская философия природы. Вслед за кратковременными страхами летняя ночь несет людям мирный сон и покой. Всесильная по отношению к человеку, сама по себе ночь — лишь миг. «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро начиналось...»

Учащийся 4. Перед читателями поэзии Николая Алексеевича Некрасова постоянно возникают картины русской природы, которые можно назвать пейзажами.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор! —

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер!

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И ночи,

И моховые болота, и пни —

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю ...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

Учащийся 5: В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.

В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые.

И солнце нити золотит.

Учащийся 6. Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной бороде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Учащийся 7. Писатели XX века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, какими должны быть отношения человека в бурный век научно-технической революции к природе. Потребности человечества в природных ресурсах возрастают, и особенно остро встают вопросы бережного отношения к природе, т. к. экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой наносит неисправный урон окружающей среде.

Учащийся 1. Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина — дети одной матери — природы. Человек — часть природы, но и природа наделена человеческими чертами.

Но в поэзии Есенина есть и произведения, говорящие о дисгармонии между человеком и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может послужить «Песнь о собаке». Это одно из самых трагических стихов Есенина. Жестокость человека в житейской ситуации (у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира. Эта же тема звучит в другом есенинском стихотворении «Корова».

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

Не дали матери сына,

Первая радость не прок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее,

С той же сыновней судьбой,

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога...

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Учащийся 2. Другой известный русский писатель Бунин Иван Алексеевич вступил в литературу поэтом. Он писал о гармонии природы. В его произведениях звучит неподдельный восторг перед природой. Поэт хочет воссоединиться с ней. В 16 лет он пишет:

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

Лучшее стихотворное произведение Бунина — поэма «Листопад» занимает почетное место в мировой пейзажной лирике.

Но широкой известности Бунин достиг благодаря прозе. Рассказ «Антоновские яблоки» — это гимн природе, наполненный неудержимой радостью.

В рассказе «Эпитафия» Бунин с горечью пишет об опустевшей деревне. Перестала жить лежащая вокруг степь, замерла вся природа.

Учащийся 3. Творчество современника И.А. Бунина Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.

Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Учащийся 4. Одним из продолжателей пришвинских традиций в литературе стал Константин Георгиевич Паустовский.

Рассказ Паустовского «Телеграмма» начинается так: «Октябрь был на редкость холодный, ненасытный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за речки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо».

Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда глубоко лиричны. Особенностью писателя является его манера недоговаривать, недорисовывать, он предоставляет читателю завершить в своем воображении ту или иную картину.

Паустовский прекрасно владел словом, являясь подлинным знатоком русского языка. Одним из источников этих знаний он считал природу: «Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувства этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под куста лещины».

Учащийся 5. Мы рассказали далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей — не просто среда обитания, она — источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Ведущий. Спасибо большое. Ну а теперь, чтобы подвести итоги сегодняшнего разговора, мы предлагаем вам составить синквейн.

Природа

• гармоничная, живая

• дает жизнь, доминирует

• материальный мир нашей Земли

• основа

Рекомендуем посмотреть:

КВН по экологии для старшеклассников

Презентация кружка «Юный медик», 8-9 классы. Сценарий

Семинар по экологии в школе, 11 класс

Экологическая игра-путешествие для школьников 7-8 класса

Театрализованное представление по экологии для школьников, 7-9 классы

Нет комментариев. Ваш будет первым!