Цель: дать понятие о многообразии лекарственных трав и применении их в народной медицине. Познакомить с историей применения лекарственных трав, сформировать умения правильно собирать лекарственное сырье, готовить отвары, настойки из лекарственных трав; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Действующие лица: ведущий, журналист, председатель агентства, сыщики, знахарка, лекарь, профессор, колдунья, девочка, юннаты.
Оборудование: лекарственные растения - гербарии, рисунки, плакаты.
Форма проведения занятия: игра-путешествие.
Ведущий. Мы побываем сегодня в гостях у частного агентства «Сыщик». Отправимся в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые открывает нам природа. Одно из главных ее богатств - лекарственные растения.
Журналист. Мы находимся в гостях в частном сыскном агентстве «Сыщик». Это агентство пользуется популярностью, и мы решили познакомиться с его работой. Вопрос к председателю частного агентства: какие причины заставили вас создать ваше агентство?
Председатель. Народная медицина накопила обширный материал, из которого можно и нужно черпать ценные наблюдения и сведения. Мы не хотим остаться бездействующими и бесполезными в случае, если врачебная помощь запоздала, курс лечения не принес положительных результатов. Сам заболевший или его близкие ищут «соломинку», за которую можно ухватиться. Итак, клиенту мы помогаем отыскивать нужные лекарственные растения, сведения о нем, и предоставляем выбранные из сокровищницы народной медицины и фитотерапии рецепты таких нередко чудодейственных соломинок. Используем для успеха в своей работе изготовленную нами «машину времени».
Журналист. В редакцию пришли письма для частного агентства «Сыщик». Вероятно, не все знают ваш адрес, и поэтому я взял их с собой. Авторы их, наверное, нуждаются в вашей помощи.
Председатель берет письма и передает их своим сыщикам.
Сыщик № 1 (зачитывает письмо). «Здравствуйте! Мои знакомые порекомендовали обратиться к вам за помощью. Я хотела узнать об одной траве, мне ее советовали использовать при тяжелом онкологическом заболевании. Говорят, что эта трава начинает расти с прилетом ласточек и засыхает, когда они улетают. Органы растения содержат желтый млечный сок, оставляющий пятна на одежде. Узнайте подробно, как она называется, какую еще приносит пользу. Найдите ее мне. Заранее очень благодарна.
Е. Смирнова»
Председатель. Вопрос к сыщикам: как вы думаете, о какой траве идет речь?
Сыщик № 2. По одной из примет, это может быть ласточкина трава. Давайте отправимся в путешествие во времени. Люди использовали целебные травы очень давно. Включаем счетчик времени: мы попали в XI век. Давайте зайдем в дом и спросим у людей.
Входят в дом, там везде лежат и висят травы, сушатся, и сидит старуха-знахарка.
Знахарка. Зачем пожаловали к нам, чужестранцы?
Сыщик № 1. Помогите, пожалуйста, мы ищем целебную траву. Одно нам известно, что она начинает расти с прилетом ласточек и засыхает, когда они улетают. Знаете ли вы что- нибудь о ней? Мы видим, что вы, наверное, лечите людей и знаете травы.
Знахарка. В народе ее называют светлой травой, ласточкиной травой. Ее считают полезной при заболевании глаз. Существует старинная легенда о том, что ласточка лечит глаза своим ослепшим птенцам соком чистотела. Для лечения глазных заболеваний варим на легком огне сок этой травы с медом, пока не прекратится выделение пены и сам сок не станет похожим на мед. Этой жидкостью следует намазывать глаза очень часто. Возьмите эту травку. (Дает чистотел.)
Сыщик № 2. Но у нас есть еще одна примета, может, это другое растение. В письме говорилось, что это растение выделяет желтый млечный сок. Попробуем еще раз отправиться в путешествие.
Включает счетчик времени, XIV век.
Встречают лекаря.
Сыщик № 1. Знаете ли вы траву, которая называется ласточкина и выделяет желтый млечный сок?
Лекарь. Да, знаю, у нас она называется чистуха, или бородавник. Сок и порошок из этой травы применяем для прижигания бородавок. В отваре травы купают золотушных детей, лечим кожный туберкулез, чесотку. Возьмите эту траву. (Дает чистотел.)
Сыщик № 2. Оказывается, все это рассказывалось об одной траве! Интересно, а не используют ли эту траву для лечения онкологических заболеваний?
Продолжают путешествие во времени, попадают в XVIII век. Встречаются с профессором.
Сыщики показывают траву и расспрашивают о ее лечебных свойствах.
Профессор. Ботаническое название травы - чистотел.
Народная медицина издавна применяла чистотел против опухолевых заболеваний. Но научная медицина относилась к этому с недоверием, пока в 1896 году русский врач не опубликовал сообщения о нескольких удачных случаях лечения чистотелом (его экстрактом). Но препараты не отличались постоянством действия, и интерес к ним угас.
Сыщик № 1. Мы получили уже много сведений об этой траве. Давайте узнаем в научно-исследовательском институте у профессора, как применяют эту траву в современной медицине.
Профессор. Сегодня доказано, что препараты задерживают рост злокачественной опухоли при лечении гортани, рака кожи, желудка. Лекарственным сырьем являются надземные части растения, корни, свежий сок. Чистотел ядовит. При его сборе надевают марлевую повязку. Собирают чистотел во время цветения, корни выкапывают в октябре. Срок годности сырья - 3 года.
Настой травы готовят так: 5 ч. л. (1 ст. л.) сырья кладут в эмалированную посуду, заливают 1 стаканом (200 мл) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают в кипящей воде (на водяной бане) 15 мин. Затем процеживают, оставшееся сырье отжимают, объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. Хранить в прохладном месте не более 2 суток. При передозировке у больных может наблюдаться отравление, сопровождающееся тошнотой, рвотой.
Есть сведения, что настоем чистотела можно лечить не только людей и животных, но и плодовые деревья, применять как инсектицидное средство против вредителей сада. Из корней получают желтую краску, сок используют при чернении металла.
Председатель. Что ж, вы справились с заданием, хотя вам и пришлось много попутешествовать. Теперь мы знаем, что эту траву называют «чистотел», «чистуха», «бородавник», «светлая трава», «ласточкина трава».
Наша фирма занимается еще приготовлением травяных чаев и их рекламой. Травяной чай - подлинный эликсир жизни.
Реклама витаминного чая из шиповника, из зверобоя. Продолжается работа частного агентства «Сыщик».
Сыщик № 2 читает второе письмо.
Сыщик № 2. «Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, мне отыскать корень одного растения, название которого мне не известно, но я слышала, что корень этого растения походит на человека при внимательном рассмотрении. Его называют корнем жизни. Ему приписывают свойства не только исцелять болезни, но и вселять жизнь в умирающего человека. Мне хотелось бы иметь это растение. Знаю, найти его будет трудно, но я вас прошу: попробуйте поищите и подробно узнайте все о нем.
С уважением Павлова Н. Д.»
Сыщик № 1. Растение это имеет необыкновенные свойства, считается корнем жизни. Найти его будет непросто. Давайте отправимся на поиски в Средние века.
Включается машина времени. Попадают к колдунье.
Сыщик № 2. Вы не подскажете, мы ищем растение, корень которого напоминает фигуру человека?
Колдунья. Тайны свойств целебных растений мы передаем из рода в род как величайшую ценность. Вам могу лишь сказать, что вы ищете корень, который похож на корень мандрагоры. Внешне этот корень действительно напоминает фигуру человека. Считается, что обладатель этого корня сохранит на всю жизнь молодость, здоровье и красоту. Но человек, рискнувший самостоятельно добыть этот корень, подвергается смертельной опасности, и только посвященный в тайну корня может выкопать его. Найдя растение, нужно было 3 раза очертить это место мелом, затем привязать растение к хвосту черной собаки и заставить ее его выдернуть, а самому встать в это время лицом к западу. Раздавался ужасный крик мандрагоры, а собака, вырвавшая корень, погибала.
Сыщик №1. Нам не найти здесь это растение. Вероятно, есть еще какое-нибудь похожее растение, но другое. Отправимся на поиски в Китай, там медицина развита очень хорошо.
Встречаются с продавцом лекарственных растений.
Сыщик №2. У вас в продаже имеется богатый выбор трав, кореньев, может быть, есть корень, который не только исцеляет болезни, но и вселяет жизнь в умирающего человека.
Продавец. Растение, которое вы ищете, называют человек-корень, из-за схожести с фигурой человека, а по-китайски - женьшень.
Сыщик отправляется в XX век посоветоваться с профессором о подлинности корня женьшеня.
Сыщик №2. Профессор, посмотрите, что это за корень?
Профессор. Это женьшень. Применяют его порошок, настойку при истощении, общем ослаблении организма, при заболевании сердечно-сосудистой системы.
В частное агентство «Сыщик» приходит девочка.
Девочка. Здравствуйте. Мне нужна помощь. Дело в том, что у моей сестры появились на лице угри, и она не может избавиться от них, стесняется ходить в гости, перестала быть веселой, общительной. Может, дадите какой-нибудь совет, как быть?
Сыщик. Мы вам поможем. Я знаю ребят, которые ходят в кружок цветоводства, изучают лекарственные растения.
Юннаты. Не стоит расстраиваться, мы сейчас приготовим настойку для протирания кожи от угревой сыпи.
Берем 1 ст. л. сухих цветов календулы, заливаем 2 стаканами кипятка, настаиваем 1 час, затем процеживаем, добавляем 2 ст. л. одеколона или водки. Настой готов. Протирать лицо утром и вечером.
Необходимо исключить из меню острые, сладкие и жирные продукты питания. Если нет календулы, рекомендуем другое средство - настой шалфея с медом.
Вот как его приготовить: 1 ст. л. листа шалфея залить стаканом кипятка и настаивать в течение 30-40 минут. Настой процедить, добавить половину чайной ложки меда и все хорошо перемешать. Теплой смесью 2-3 раза в день делать примочки.
Журналист. Я познакомился с вашей работой и остался доволен. У меня появилось желание написать статью и обеспечить рекламу вашему бюро.
Ведущий. Мы с вами побывали в путешествии, узнали легенды, сказания о лекарственных растениях. Можете своими знаниями поделиться с друзьями, близкими.
Автор: Евгения Михайловна Вавилина
Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство», 6-7 класс
Презентация кружка «Юный медик», 8-9 классы. Сценарий
Экологическая сказка для 7 класса. Сценарий
Сценарий конкурсной программы по экологии для 8 класса
Театрализованное представление по экологии для школьников, 7-9 классы
Валентина Владимировна Понявина # 6 августа 2019 в 18:23 0 | ||
|