Конспект урока по естествознанию для 10-11 классов
Интегрированный урок-игра по теме «Охрана окружающей среды»
Автор: Набилкова Татьяна Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Тверской торгово-экономический колледж», г. Тверь
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного урока по естествознанию для учащихся 10-11 классов. Урок проведен мною в форме игры с элементами КВН, использованы здоровьесберегающие технологии. По смыслу и дидактической цели - это урок систематизации обобщения знаний. Конспект урока может быть использован преподавателями предмета экология. Данный материал будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям биологии, химии, ОБЖ, студентам педагогических учебных заведений, родителям. Урок был проведен в колледже, где занятия проходят парами (2*45 минут), рассчитан на полтора часа учебного времени.
Цель: формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения
Задачи:
- углубление знаний материала за счет реализации межпредметных связей;
- развитие системного подхода к изучению экологических проблем;
- развитие творческих способностей учащихся, реализация их потребности в общении;
- реализация проблемно – поисковой работы учащихся;
- реализация технологии самооценивания учащихся;
- пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала ;
- формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, мел, доска.
Предварительная работа: учащимся заранее для подготовки сообщений на тему «Заповедники России» был предложен список заповедников (по выбору).
План урока:
1. Организационный момент -------- 2 мин.
2. Водное слово ---------------------- 2 мин.
3. Разделение на команды -------------- 4 мин.
4. Блиц-опрос ------------------------- 5-7 мин.
5. Доклады учащихся --------------- 30 мин.
6. Экологическое сочинение -------- 15 мин.
7. Мозговой штурм ------------------- 20-25 мин.
8. Подведение итогов ---------------- 3-5 мин.
9. Рефлексия -------------------------- 3-5 мин.
Ход урока
Организационный момент
- приветствие;
- пожелание хорошего настроения, активности, здоровья.
Вводное слово
Сегодня мы проводим итоговое занятие по теме «охрана окружающей среды». В рамках Дней защиты от экологической опасности говорим об ответственности каждого за чистоту нашей планеты. Девиз этих Дней: «Экология — Безопасность — Жизнь». Сегодня у нас урок-игра, вы разделитесь на команды, сами будете оценивать свою работу, всем будет выставлена общая командная оценка. Кроме того, вы выберете самых активных игроков и оцените их. Самые активные игроки получат дополнительную оценку. Вы готовы? Начали.
Разделение на команды
Отмечу, что для активного участия каждого ученика важно, чтобы в команде было не более 5 человек. Учащиеся разделились и предложили названия: «Трава», «Мусор», «Веган», «Банан».
Блиц-опрос
- какая упаковка экологичнее бумажная или полиэтиленовая?
(бумажная);
- чем вредно открытое разложение мусора?
(при разложении мусора выделяются вредные химические вещества, которые отравляют воздух, через дыхание проникают в ткани организма, нарушая обмен веществ);
- какой срок разложения бумажной коробки из-под сока, сигаретного фильтра, фольги от шоколада?
(бумажная коробка - 5 лет, окурок – 10-12 лет, фольга – до 100 лет);
- какие опасные металлы содержатся в промышленных отходах, это какое загрязнение ?
(свинец, кадмий, ртуть, химическое загрязнение);
- назовите имя ученого, первым предложившим термин «биосфера»
(Эдуард Зюсс);
- какой газ имеет наибольшую долю в составе воздуха: озон, кислород, азот, углекислый газ?
(азот);
- болезнетворные бактерии в питьевой воде – это загрязнение?
(да, биологическое загрязнение);
- в какой реке водятся раки?
(раки не водятся в загрязненной воде, наличие раков в реке – признак чистоты воды);
- почему нельзя рвать лесные и полевые цветы?
(цветы размножаются семенами, сорвать – уничтожить навсегда, сорванные полевые цветы завянут через 1,5-2 часа)
- какие растения из Красной книги Тверской области вы видите?
;
(вереск, виды мха: сфагнум - белый мох, кладония );
- какие виды этого растения в Красной книге Тверской области?
(папоротники – гроздовник ромашколистный и виргинский);
- что это за растение, как его ещё называют?
(это молодило из Красной книги Тверской области, народные названия - заячья капуста, каменная роза).
Доклады учащихся
Учащимся заранее для подготовки были предложены темы докладов o заповедниках России. Каждая команда выбрала из подготовленных и презентовала один доклад.
Задача участников из других команд – задать вопросы по существу (например: причины создания заповедника, год создания, охраняемые животные и растения, природоохранные мероприятия), качество вопросов также оценивается. Участники подготовили:
«Трава» - Саяно-Шушенский заповедник;
«Веган» - Баргузинский заповедник;
«Мусор» - Западно-Кавказский заповедник;
«Банан» - заповедник Кузнецкий Алатау.
ПЕРЕРЫВ
Экологическое сочинение на наблюдательность «Что не так?»
Команды по жребию разыгрывают картинки на экологическую тематику. Задача – составить рассказ, в котором обязательно указать экологические проблемы. При обсуждении оцениваются и дополнения соперников. (В скобках дано пояснение для читателей, что обязательно надо указать).
(оставленная в лесу маркировка отпугнет обитателей леса, зверь не пойдет привычной тропой, полиэтиленовая пленка разлагается 10-12 лет, мусор опасен для животных);
(виды мха, признак экологической чистоты почвы, вырванный мох зарастает через 10-12 лет, причины исчезновения мхов, роль мха в природе);
(бутылка лежит среди молодой поросли, значит её бросили в чистом поле, она лежит больше 6 лет, сроки разложения пластикового мусора, вред открытого разложения мусора.);
(это не костер, просто выбросили угли, малейший порыв ветра раздует огонь. Правила пожарной безопасности в лесу, вред от выжигания травы ).
Мозговой штурм
Все команды получают одно задание - найти решение проблемы утилизации и переработки мусора в реальных условиях городской среды г. Твери.
Можно пользоваться интернетом.
12-15 минут команды ищут решение проблемы, затем докладывают.
Подведение итогов
Учащиеся обсуждают результаты и сами себе ставят оценки. Отдельно определяются и оцениваются лучшие игроки.
Рефлексия
Преподаватель благодарит учащихся за активность, желает всем хорошего настроения и предлагает оценить результативность урока.
Учащиеся ставят свою оценку в таблицу:
«отлично», «хорошо», «могло быть лучше»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Рекомендуем посмотреть:
Викторина о птицах для школьников начальных классов с ответами
Сценарий экологической игры викторины для младших школьников
Экологическая викторина с презентацией на тему: Осень для учащихся 5 класса
Эссе на экологическую тему, 10 класс
Похожие статьи:
Конспект урока по Естествознанию для 6 класса