Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект нестандартного урока по естествознанию для 10 класса. Охрана окружающей среды

Конспект урока по естествознанию для 10-11 классов
Интегрированный урок-игра по теме «Охрана окружающей среды»
Автор: Набилкова Татьяна Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Тверской торгово-экономический колледж», г. Тверь
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного урока по естествознанию для учащихся 10-11 классов. Урок проведен мною в форме игры с элементами КВН, использованы здоровьесберегающие технологии. По смыслу и дидактической цели - это урок систематизации обобщения знаний. Конспект урока может быть использован преподавателями предмета экология. Данный материал будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям биологии, химии, ОБЖ, студентам педагогических учебных заведений, родителям. Урок был проведен в колледже, где занятия проходят парами (2*45 минут), рассчитан на полтора часа учебного времени.
Цель: формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения
Задачи:
- углубление знаний материала за счет реализации межпредметных связей;
- развитие системного подхода к изучению экологических проблем;
- развитие творческих способностей учащихся, реализация их потребности в общении;
- реализация проблемно – поисковой работы учащихся;
- реализация технологии самооценивания учащихся;
- пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала ;
- формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, мел, доска.
Предварительная работа: учащимся заранее для подготовки сообщений на тему «Заповедники России» был предложен список заповедников (по выбору).
План урока:
1. Организационный момент -------- 2 мин.
2. Водное слово ---------------------- 2 мин.
3. Разделение на команды -------------- 4 мин.
4. Блиц-опрос ------------------------- 5-7 мин.
5. Доклады учащихся --------------- 30 мин.
6. Экологическое сочинение -------- 15 мин.
7. Мозговой штурм ------------------- 20-25 мин.
8. Подведение итогов ---------------- 3-5 мин.
9. Рефлексия -------------------------- 3-5 мин.
Ход урока
Организационный момент
- приветствие;
- пожелание хорошего настроения, активности, здоровья.
Вводное слово
Сегодня мы проводим итоговое занятие по теме «охрана окружающей среды». В рамках Дней защиты от экологической опасности говорим об ответственности каждого за чистоту нашей планеты. Девиз этих Дней: «Экология — Безопасность — Жизнь». Сегодня у нас урок-игра, вы разделитесь на команды, сами будете оценивать свою работу, всем будет выставлена общая командная оценка. Кроме того, вы выберете самых активных игроков и оцените их. Самые активные игроки получат дополнительную оценку. Вы готовы? Начали.
Разделение на команды
Отмечу, что для активного участия каждого ученика важно, чтобы в команде было не более 5 человек. Учащиеся разделились и предложили названия: «Трава», «Мусор», «Веган», «Банан».
Блиц-опрос
- какая упаковка экологичнее бумажная или полиэтиленовая? (бумажная);
- чем вредно открытое разложение мусора? (при разложении мусора выделяются вредные химические вещества, которые отравляют воздух, через дыхание проникают в ткани организма, нарушая обмен веществ);
- какой срок разложения бумажной коробки из-под сока, сигаретного фильтра, фольги от шоколада?
(бумажная коробка - 5 лет, окурок – 10-12 лет, фольга – до 100 лет);
- какие опасные металлы содержатся в промышленных отходах, это какое загрязнение ? (свинец, кадмий, ртуть, химическое загрязнение);
- назовите имя ученого, первым предложившим термин «биосфера» (Эдуард Зюсс);
- какой газ имеет наибольшую долю в составе воздуха: озон, кислород, азот, углекислый газ? (азот);
- болезнетворные бактерии в питьевой воде – это загрязнение? (да, биологическое загрязнение);
- в какой реке водятся раки? (раки не водятся в загрязненной воде, наличие раков в реке – признак чистоты воды);
- почему нельзя рвать лесные и полевые цветы? (цветы размножаются семенами, сорвать – уничтожить навсегда, сорванные полевые цветы завянут через 1,5-2 часа)
- какие растения из Красной книги Тверской области вы видите?
;
(вереск, виды мха: сфагнум - белый мох, кладония );
- какие виды этого растения в Красной книге Тверской области?

(папоротники – гроздовник ромашколистный и виргинский);
- что это за растение, как его ещё называют?

(это молодило из Красной книги Тверской области, народные названия - заячья капуста, каменная роза).
Доклады учащихся
Учащимся заранее для подготовки были предложены темы докладов o заповедниках России. Каждая команда выбрала из подготовленных и презентовала один доклад.
Задача участников из других команд – задать вопросы по существу (например: причины создания заповедника, год создания, охраняемые животные и растения, природоохранные мероприятия), качество вопросов также оценивается. Участники подготовили:
«Трава» - Саяно-Шушенский заповедник;
«Веган» - Баргузинский заповедник;
«Мусор» - Западно-Кавказский заповедник;
«Банан» - заповедник Кузнецкий Алатау.
ПЕРЕРЫВ
Экологическое сочинение на наблюдательность «Что не так?»
Команды по жребию разыгрывают картинки на экологическую тематику. Задача – составить рассказ, в котором обязательно указать экологические проблемы. При обсуждении оцениваются и дополнения соперников. (В скобках дано пояснение для читателей, что обязательно надо указать).

(оставленная в лесу маркировка отпугнет обитателей леса, зверь не пойдет привычной тропой, полиэтиленовая пленка разлагается 10-12 лет, мусор опасен для животных);

(виды мха, признак экологической чистоты почвы, вырванный мох зарастает через 10-12 лет, причины исчезновения мхов, роль мха в природе);

(бутылка лежит среди молодой поросли, значит её бросили в чистом поле, она лежит больше 6 лет, сроки разложения пластикового мусора, вред открытого разложения мусора.);

(это не костер, просто выбросили угли, малейший порыв ветра раздует огонь. Правила пожарной безопасности в лесу, вред от выжигания травы ).
Мозговой штурм
Все команды получают одно задание - найти решение проблемы утилизации и переработки мусора в реальных условиях городской среды г. Твери. Можно пользоваться интернетом.
12-15 минут команды ищут решение проблемы, затем докладывают.
Подведение итогов
Учащиеся обсуждают результаты и сами себе ставят оценки. Отдельно определяются и оцениваются лучшие игроки.
Рефлексия
Преподаватель благодарит учащихся за активность, желает всем хорошего настроения и предлагает оценить результативность урока.
Учащиеся ставят свою оценку в таблицу:
«отлично», «хорошо», «могло быть лучше»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Рекомендуем посмотреть:

Викторина о птицах для школьников начальных классов с ответами Сценарий экологической игры викторины для младших школьников Экологическая викторина с презентацией на тему: Осень для учащихся 5 класса Эссе на экологическую тему, 10 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по Естествознанию для 6 класса

Участник №73 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Бродячие собаки. Социальная и экологическая проблемы | Конспект урока физики с элементами игры, 10 класс. Закон Ома
Опубликовано: 3023 дня назад (12 августа 2016)
Просмотров: 5324
+25
Голосов: 25
Марина Дмитриевна Солодова # 12 августа 2016 в 14:00 +4
Добрый день, Татьяна Алексеевна! Ознакомилась с конспектом по теме «Охрана окружающей среды». Увлекательный, актуальный, насыщенный по плотности и нестандартный урок Вы провели. Именно с таким нестандартным подходом к изучению проблем, например "Охрана окружающей среды" позволит на практике быть Защитниками Нашей Природы - Матери! С удовольствием голосую! С уважением Марина!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 12 августа 2016 в 16:15 +3
Марина Дмитриевна, спасибо. Слова поддержки важны в нашей работе.
Ирина Альбертовна Кириленко # 12 августа 2016 в 14:09 +3
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение на нестандартный урок! Замечательная работа, много познавательной информации даже для взрослых, использованы интересные методические приёмы: экологическое сочинение, блиц- опрос, мозговой штурм, доклады. Голосую.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 12 августа 2016 в 16:13 +3
Ирина Альбертовна, спасибо за отзыв.
Светлана Михайловна Киселёва # 12 августа 2016 в 14:40 +4
Татьяна Алексеевна здравствуйте! Спасибо что пригласили на обобщающий урок-игру по теме. Внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, позволяет придумывать новые нестандартные уроки.Ваш урок этому пример.Ваш конспект урока это попытка уйти от традиционных форм работы.одна из них- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу 'кто быстрее? больше? лучше?).Понравилась творческая работа учащихся( с использованием интернета), когда они ищут материал, которого нет в учебнике.Вы просили пожелания. Я бы хотела чтобы Вы подсказали как ведется подсчет голосов и ответов детей и кем. Ведь такой урок подразумевает подсчет. Может быть надо жюри? Спасибо Вам!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 12 августа 2016 в 16:12 +5
Светлана Михайловна, спасибо за комментарий. Это урок, жюри не надо. Когда я провожу такие уроки, пишем все на доске. Обычно даже не учитель, а кто-нибудь из активных учеников рисует на доске таблицу, отмечает результат каждого этапа. Строка-команда, колонка-этап. Либо учащиеся фиксируют результаты в рабочих тетрадях, в конце сверяют, спорят. Они контролеры покруче нас. Ценность такой коллективной оценки выше. Удачи.
Татьяна Сергеевна Гурова # 12 августа 2016 в 15:31 +4
Очень интересный урок! Нестандартные подходы в образовании всегда приветствуются, вы шагаете в ногу со временем. Голосую!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 12 августа 2016 в 16:05 +4
Спасибо, Татьяна Сергеевна.
Любовь Владимировна Лычангина # 12 августа 2016 в 18:04 +2
Татьяна Алексеевна, вижу креативный подход к проведению урока-игры на экологическую тематику. Если Ваши дети на все эти вопросы отвечают, значит, у них хороший педагог.
Мне особенно мозговой штурм понравился. Темы для докладов учащихся тоже заслуживают внимания.
Голосую за экологическую грамотность Ваших учеников!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 12 августа 2016 в 21:13 +2
Любовь Владимировна, спасибо за внимание. Отвечают, куда они денутся. Мозговой штурм мне самой понравился, было много необычных, но вполне реалистичных предложений. Успеха.
Вера Анатольевна Варенцова # 12 августа 2016 в 18:42 +6
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Спасибо за приглашение. Действительно, интересный урок. Разнообразные формы работы, повышающие познавательную активность учащихся. Здорово организована поисковая деятельность с использованием интернета. Очень понравилось задание "Экологическое сочинение по наблюдениям". Самооценка - это тоже отличный способ развития обучающихся. Мне всё понравилось. С позволения, воспользуюсь Вашим материалом. Спасибо за полезную актуальную публикацию. Успехов и побед! Голосую.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 12 августа 2016 в 21:16 +2
Вера Анатольевна, спасибо за теплые слова. Мне, математику, было трудно в этом году вести естествознание. Вроде, получилось. Успеха.
Алла Ивановна Ефимова # 12 августа 2016 в 22:04 +2
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение.
Мне ваш урок понравился, интересные вопросы заданы детям.
Материал доступно преподнесен.
Примите голос и пожелания удачи.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 12 августа 2016 в 22:57 +1
Спасибо, Алла Ивановна.
Наталья Ивановна Маркина # 12 августа 2016 в 22:13 +1
Добрый вечер,Татьяна Алексеевна. Спасибо за приглашение. Актуальная тема, интересный урок.Примите голос.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 12 августа 2016 в 22:58 +1
Наталья Ивановна, спасибо.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 13 августа 2016 в 10:48 +4
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение. Интегрированный урок-игра по теме «Охрана окружающей среды» мне понравился, так и представляю себе обсуждение вопросов в командах. Урок интересно построен: разогрев блиц-опросом, прослушивание докладов с обсуждением, оригинальное задание – сочинение по фотографии – найти проблему, описать. Завершается урок мозговым штурмом, где нужно быстро предложить, найти решение проблемы утилизации и переработки мусора, на этом этапе от ребят требуется показать умение находить и сортировать информацию. Всё продуманно и спланировано. Публикация хорошо оформлена, с учётом всех требований сайта. Успехов! +1
Татьяна Алексеевна Набилкова # 13 августа 2016 в 18:49 +2
Светлана Анатольевна, здравствуйте. Спасибо за теплые слова. Я, ведь, как и Вы, математику, физику преподаю в колледже. Мне было трудно в этом году вести естествознание. Вроде, получилось. Успеха.
Любовь Евгеньевна Чудинова # 13 августа 2016 в 12:03 +2
Здравствуйте,Татьяна Алексеевна.Мне понравился предложенный вами конспект занятия обобщения материала:
1.грамотно составлен +
2.на краеведческом материале +
3.доклады обучающихся можно учесть как публичную защиту ВСР по дисциплине +
4.элемент соревновательности +
Простите,но я не увидела элементов з/з:
1. цель выставляется триединая - там выставить
2. в задачах выставлено формирование и развитие общих компетенций (выставить номера и индикаторы)
3. при занятии в 90 минут - физкульт пауза должна быть (з/з)
Успехов вам в вашем весьма творческом подходе к обучению. БАЛЛ.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 13 августа 2016 в 19:00 +1
Любовь Евгеньевна, спасибо за столь подробный разбор моей публикации. Очень приятно. Успеха.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 13 августа 2016 в 14:06 +2
Уважаемая Татьяна Алексеевна! В вашей системной работе по экологии чётко прослеживаются неотделимые взаимоотношения человека и природы, просвещение родителей и детей. Вами предпринимаются попытки по накапливанию опыта для решения проблем, остро стоящих в Тверской области. Прилагаются огромные усилия, в плане подготовки и реализации, для достижения желаемого успеха. В целом вашу деятельность можно оценить на отлично. Заслуживает внимания недавних пользователей сайта педкопилки грамотное оформление материала. Ваш опыт будет взят на заметку многими педагогами, работающими в данном направлении. Удачи в благих начинаниях!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 13 августа 2016 в 19:02 +1
Алла Абдулмеджидовна, спасибо за столь высокую оценку моей работы.
Ирина Николаевна Ступченко # 13 августа 2016 в 15:13 +2
Очередная публикация, которая несомненно заслуживает огромного внимания. Очень важная и актуальная тема работы. Ведь сейчас наша планета в целом нуждается в охране и защите. И кто, если не мы, поможем в этом не легком деле. Экологическое воспитание просматривается во всех предметах, т.к. считается одним из наиважнейших.
Отличная работа! Голос!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 13 августа 2016 в 19:03 +1
Ирина Николаевна, спасибо.
Сидорова Зоя Григорьевна # 13 августа 2016 в 18:11 +2
Татьяна Алексеевна!
Конспект урока-игры по теме «Охрана окружающей среды» продуман и составлен замечательно. Материал преподносите, используя разнообразные формы и методы. Это, естественно, должно приводить к тому, что учащиеся любят предмет, интересуются дополнительным материалом, развиваются в данном направлении.
Успехов в профессиональной деятельности!
Голос!
Зоя.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 13 августа 2016 в 19:05 +1
Зоя Григорьевна, большое спасибо за поддержку.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 13 августа 2016 в 18:49 +3
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение на урок, который разработан на основе современных подходов в обучении. Соглашусь с коллегами, что нестандартные уроки помогают развивать креативные способности, дают возможность многим учащимся высказать свою точку зрения. Всегда двумя руками ЗА! За качественную работу педагога! голосую!
С уважением, Т.Н.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 13 августа 2016 в 19:10 +1
Татьяна Николаевна, спасибо за оценку моей работы. Тем более, Вам, географу, экология по профилю ближе, чем мне. Я, ведь, математику, физику преподаю в колледже. Мне было трудно в этом году вести естествознание. Успеха.
Елена Викторовна Багрова # 13 августа 2016 в 19:23 +2
Татьяна Алексеевна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение на обобщающий урок-игру по теме: «Охрана окружающей среды».
Тема для проведения игры выбрана правильно, позволяет участвовать в дискуссии, ставить и решать проблему, делать выводы, анализировать.
Ребята - активные участники процесса: готовят доклады, ставят вопросы командам, участвуют в блиц-опросе, и все это на экологических вопросах края.
Урок интересный, продуманный, современный.
С удовольствием голосую за Вашу публикацию! Успехов!
С уважением!!!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 13 августа 2016 в 20:49 +1
Елена Викторовна, спасибо за подробный комментарий.
Мира Симеунович # 13 августа 2016 в 23:52 +4
Татьяна Алексеевна, здравствуйте! С удовольствием побывала на Вашем интегрированном уроке. Вы с особым вниманием подходите к экологическим проблемам, всегда учитывая особенности своего края. Учащиеся у Вас – молодцы, если могли ответить всем требованиям этого урока. Конечно, такое служит подтверждением успеха Вашей педагогической работы. «Охрана окружающей среды» - отлично продуманный, подробно подготовленный урок. Вы максимально активизировали учащихся, предлагая им разнообразные задания (с блиц-опроса до мозгового штурма). Ваш урок очень содержательный, требует подготовки учащихся, их исследовательской и творческой работы. Вы развиваете их умения систематичного подхода к проблеме, умение самооценки, воспитываете ответственность к окружающей среде. Вы, по-моему, воспитываете будущих учёных, которые пользуются интернетом для усвоения новых знаний, но умеющих применить свои знания (в экологических сочинениях «Что не так?» напр., идея, которая мне очень понравилась). Замечательный урок! Голосую!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 14 августа 2016 в 10:43 +1
Мира, спасибо за столь подробный анализ моей публикации. Работаю я в колледже. Учащиеся самые обыкновенные, просто, по основному предмету я математик, как математик преподаю строго. Поэтому, к естествознанию у студентов отношение как к математике. Удачи.
Лариса Владимировна Валитова # 14 августа 2016 в 06:56 +1
Здравствуйте Татьяна Алексеевна. Для детей старших классов особенно важно постоянно напоминать об охране окружающей среды, проводить для них беседы, включать их в полемику, так как они начинают самостоятельно действовать в этой жизни. И важно, чтобы они правильно относились ко всему их окружающему, правильно умели выносить оценку своим действиям. Спасибо. Голос.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 14 августа 2016 в 10:44 +1
Лариса Владимировна, спасибо.
Оксана Анатольевна Данильченко # 14 августа 2016 в 08:55 +2
Замечательное мероприятие! Смена деятельности, много важной информации. Цели и задачи достигнуты. Спасибо за приглашение! Голос!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 14 августа 2016 в 10:45 +1
Ольга Анатольевна, спасибо за внимание к моему уроку.
Наталья Александровна Цуцерова # 14 августа 2016 в 11:29 +1
Добрый день! Познакомилась с конспектом по экологии. Меня всегда привлекали нестандартные занятия и подходы к изучению и закреплению материала. Материал оформлен грамотно. Изложена интересная информация.Ребятам были заданы вопросы на которые нельзя ответить односложно, требуется поразмышлять, логически подумать. Удачи и творческих успехов.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 14 августа 2016 в 18:16 0
Наталья Александровна, спасибо за внимание к моей работе. Успеха.
Ольга Ивановна Симакина # 15 августа 2016 в 17:25 +1
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение на нестандартный урок! Вы рассматриваете очень важную и актуальную тему. В Вашей работе происходит анализ экологической ситуации, учащиеся ищут способы решения экологических проблем, созданных человеком. Мне интересно, какие способы решения проблемы утилизации и переработки мусора были предложены. Успеха вам. Примите голос,
Татьяна Алексеевна Набилкова # 15 августа 2016 в 19:27 0
Ольга Ивановна, спасибо за отзыв. Предложили, например, мусор сортировать и, пока нет перерабатывающих предприятий, складировать на закрытых полигонах (типа силосных ям с бетонированным дном), предварительно измельчив. Как Вам?
Мальдюне Вэсаковна Вэнго # 15 августа 2016 в 21:53 +1
Татьяна Алексеевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение, посмотрела интегрированный урок-игра по теме «Охрана окружающей среды». Такая ситуация у нас на Севере, надо проводить подобные мероприятия по охране окружающей среды. Вы молодцы, хорошо продумали вход урока.Спасибо!!! Вам голос!!!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 15 августа 2016 в 22:45 +1
Мальдюне Вэсаковна, спасибо за поддержку.
Елена Леонидовна Крылова # 16 августа 2016 в 21:46 +1
Доброго времени суток, Татьяна Алексеевна! Спасибо за приглашение, с удовольствием побывала на Вашем интегрированном занятии. Во многом согласна и присоединяюсь к коллегам-предыдущим комментаторам. Отдельно хочется сказать о прекрасном оформлении конспекта,действительно-есть чему поучиться! И конечно, очень понравился и использованный Вами элемент мозгового штурма и работа учащихся по подготовке докладов. Молодец, дальнейших творческих успехов!!!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 16 августа 2016 в 22:17 +1
Елена Леонидовна, спасибо за теплые слова.
Галина Васильевна Егорова # 18 августа 2016 в 18:06 +2
С интересом посмотрела вашу работу. Очень воспитательное и обучающее получилось занятие. Ребята подготовили актуальные доклады, вспомнили важные моменты про охрану природу. Иллюстрации дополняют текст и помогают восприятию содержания. Публикация красиво и грамотно оформлена. Примите голос.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 18 августа 2016 в 20:40 +1
Галина Васильевна, спасибо за поддержку.
Мария Анатольевна Гановичева # 20 августа 2016 в 14:28 +1
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна, очень интересное мероприятие Вы приготовили. Вопросы соответсвуют возрасту аудитории, но каждый учитель может выбрать для себя те, которые подойдут для его учеников. У нас произрастают похожие растения, можно проводить подобное мероприятие, или использовать частично разработку. Воспитывать экологическую культуру очень важно и думаю многие задумаются в следующий раз, прежде чем выбросит мусор на отдыхе. Отмечу еще отличные фото, спасибо за Ваш труд! +1!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 20 августа 2016 в 14:46 +2
Мария Анатольевна, спасибо за оценку моего урока. Успеха.
Тамара Буланкина # 1 сентября 2016 в 21:41 +2
Татьяна Алексеевна, спасибо за интересный материал! Актуально, креативно,познавательно!!! Безусловно, такие уроки развивают экологическую грамотность и творческие способности детей. Присоединяюсь к многочисленным положительным отзывам коллег! Голос! Удачи!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 2 сентября 2016 в 00:17 +1
Тамара, здравствуйте. Спасибо за позитивный отзыв к моему уроку по естествознанию.