Конспект урока физики с элементами игры, 10 класс. Закон Ома
Конспект урока по физике с элементами игры для 10 класса
Конспект урока по физике с элементами игры на тему «Закон Ома. Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников». 10 класс
Автор: Набилкова Татьяна Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Тверской торгово-экономический колледж», г. Тверь Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект урока по физике для 10 класса. Проведение урока предполагает использование элементов игры, здоровьесберегающих технологий. Конспект урока может быть использован преподавателями предмета физика. Структура урока позволяет заменить смысловые блоки, поэтому данный материал будет полезен и преподавателям других предметов, студентам педагогических учебных заведений. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. Тип урока – комбинированный. Цель: проверка усвоения изученного материала, систематизация полученных знаний Задачи: Образовательные:
• Закрепить знания по решению задач на последовательное и параллельное соединение проводников;
• Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;
• Научить разбираться в схемах электрических цепей;
• Расширить знания об элементах электрических цепей. Воспитательные:
• Развить личные качества: аккуратность, внимание, усидчивость;
• Воспитывать культуру общения при работе в парах, работе на результат. Развивающие:
• Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
• Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;
• Продолжить развитие умений видеть проблему, задавать вопросы;
• Продолжить развитие памяти, творческих способностей. Оборудование: : карточки с заданиями, мел, доска, компьютер, мультимедийное оборудование. План урока:
1. Организационный момент-------------2 мин.
2. Актуализация знаний. Блиц-опрос---4-6 мин.
3. Решение задач у доски---------------8-10 мин.
4. Объяснение нового материала------15 мин.
5. Работа учащихся в парах. Физический диктант 10-12 мин.
6. Задание на дом. Рефлексия-----------2 мин.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- приветствие, пожелание хорошего настроения, активности, здоровья;
- сообщение темы и порядка проведения урока. Актуализация знаний. Блиц-опрос
Пояснение: на блиц-опросе приветствуется активность учащихся, оцениваются не только ответы на заданные вопросы, но и умение самостоятельно формулировать и задавать вопросы. На заданные учащимися вопросы, естественно, отвечает преподаватель, оценивается качество вопроса.
Вопросы преподавателя, правильные ответы даны в скобках:
- Какой металл лучше по электропроводности: золото, железо, или серебро? (серебро);
- Какие элементы цепи называют пассивными? (сопротивление, конденсатор, катушка индуктивности);
- Какие элементы цепи называют активными? (диоды, транзисторы);
- При нагревании проводника его электропроводность растет или падает? (растет);
- Какой металл лучше по теплоёмкости: медь, золото, железо? (железо);
- Ферромагнетизм - это? (явление остаточной намагниченности);
- Кто, когда открыл закон Ома? (Георг Симон Ом, 1827 год);
- Какие металлы хуже проводят электрический ток? (вольфрам, марганец).
Пример вопроса, заданного учеником: «почему электропроводка в квартире сделана из алюминия, если медь лучше по электропроводности?» (алюминий дешевле и доступнее). Решение задач у доски
К доске вызываются (можно по желанию) 4 человека, каждый по жребию получает задачу на последовательное или параллельное соединение проводников, решают у доски все четверо одновременно. Полученные задания отражены на экране. В это же время весь класс разделён на 4 варианта, учащиеся решают одну из задач с последующим обсуждением правильности решения. Объяснение нового материала
Преподаватель объясняет решение задач на смешанное соединение проводников. Сначала я показываю решение типовой задачи. Затем предлагаю учащимся сочинить схему и придумать мне задание. Уж они стараются, придумывают! Решаю. Работа учащихся в парах. Физический диктант. Взаимопроверка
Каждому учащемуся выдаётся карточка с заданием, после выполнения заданий соседи по парте обмениваются карточками, проверяют друг друга. Всего 4 варианта заданий, то есть задания на соседних партах не повторяются. В каждой карточке 7 вопросов. Критерии оценки: 1 ошибка - 5 баллов, 2 ошибки – 4 балла, 3 ошибки – 3 балла.
Вариант 1
ВЫПОЛНИЛ _____________ ПРОВЕРИЛ ____________ ОЦЕНКА _____
1. Металл, для которого характерно явление гистерезиса (железо)
2. Указать тип соединения, для которого верны формулы Uист. = U1 +U2 и I1 = I2 = Iобщ (последовательное)
3. Сравнить металлы по электропроводности, записать по очередности:
Ag, Cu, W, Fe, Au, Al (Ag, Cu, Au, Al, W, Fe)
4. Указать обозначение, формулу, единицу измерения для напряжения. ( U=I*R, Вт)
5. Указать тип проводимости в металлах (электронная)
6. Единица измерения электрического сопротивления - это (подчеркнуть) ом, генри, ампер (ом)
7. Единица измерения емкости конденсатора - это (подчеркнуть) фарад, джоуль, ньютон (фарад)
Вариант 2
ВЫПОЛНИЛ _____________ ПРОВЕРИЛ ____________ ОЦЕНКА _____
1. Указать обозначение, формулу, единицу измерения для силы тока. (I=U/R, A)
2. Проводимость металлов : ионная, электронная, дырочная. (электронная)
3. Единица измерения напряжения электрической цепи - это (подчеркнуть) герц, вольт, кулон (вольт)
4. Указать тип соединения, для которого верны формулы Uист. = U1 =U2 и Iобщ. = I1 +I2 (паралельное)
5. Единица измерения электрического сопротивления - это (подчеркнуть) ом, генри, ампер (ом)
6. Единица измерения емкости конденсатора - это (подчеркнуть) фарад, джоуль, ньютон (фарад)
7. Сравнить металлы по электропроводности, записать по очередности:
Fe, Au, Al, Ag, Cu, W (Ag, Cu, Au, Al, W, Fe)
Вариант 3
ВЫПОЛНИЛ _____________ ПРОВЕРИЛ ____________ ОЦЕНКА _____
1. Единица измерения электрического заряда - это (подчеркнуть) кулон, джоуль, герц (кулон)
2. Указать тип соединения, для которого верны формулы Uист. = U1 +U2 и I1 = I2 = Iобщ (последовательное)
3. Сравнить металлы по электропроводности, проставить очередность:
Ag, Cu, W, Fe, Au, Al (Ag, Cu, Au, Al, W, Fe)
4. Единица измерения электрического сопротивления - это (подчеркнуть) ом, генри, ампер (ом)
5. Указать обозначение, формулу, единицу измерения для напряжения. ( U=I*R, Вт)
6. Указать тип проводимости в металлах (электронная)
7. Подчеркнуть единицу измерения для силы тока - кулон, ампер, генри. (ампер)
Вариант 4
ВЫПОЛНИЛ _____________ ПРОВЕРИЛ ____________ ОЦЕНКА _____
1. Указать тип соединения, для которого верны формулы Uист. = U1 =U2 и Iобщ. = I1 +I2 (параллельное)
2. Единица измерения электрического сопротивления - это (подчеркнуть) ом, генри, ампер (ом)
3. Единица измерения емкости конденсатора - это (подчеркнуть) фарад, джоуль, ньютон (фарад)
4. Сравнить металлы по электропроводности, записать по очередности:
Fe, Au, Al, Ag, Cu, W (Ag, Cu, Au, Al, W, Fe)
5. Указать обозначение, формулу, единицу измерения для силы тока. (I=U/R, A)
6. Проводимость металлов (подчеркнуть): ионная, электронная, дырочная (электронная)
7. Единица измерения напряжения электрической цепи - это (подчеркнуть) герц, вольт, кулон (вольт)
Задание на дом. Рефлексия
На дом задано решение задачи на смешанное соединение проводников.
Оценки за физический диктант будут объявлены на следующем занятии.
Преподаватель благодарит учащихся за активность, желает всем хорошего настроения, хорошего дня. Литература:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотскин Н.Н. « Физика 10 класс», М., «Просвещение», 2008
2. Касьянов В.А. «Физика 10-11 класс», М., « Дрофа», 2008
3. Кузьмин Б.П. и др. «Практические занятия по физике», М., «Просвещение», 2010
Скачать Конспект урока по физике с элементами игры на тему «Закон Ома. Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников»
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение! Для меня физика это был предмет, который с трудом давался. Только теперь понимаю, что в этом была вина и учителя, но познакомившись с вашей работой, уверена, что ваши ученики с удовольствием работают на уроках. Голосую!
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! С интересом просмотрела Ваш конспект урока. Вы предоставили очень интересный, содержательный урок проверки полученных знаний по физике. Содержание урока обеспечивает выполнение цели и задач. Вы подготовили интересные задания и разнообразные виды деятельности учащихся, в ходе которых они анализируют, обобщают, учатся решать задачи. В процессе закрепления и расширения знаний, развивается их культура общения, внимание и память. Предполагаю, что им особенно понравилась возможность проверять друг друга. С удовольствием посылаю Вам голос! Желаю успехов!
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Спасибо за приглашение на конспект урока по физике с элементами игры на тему «Закон Ома для 10 класса. Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников».
Ваша публикация может быть полезна специалистам Вашего профиля с целью проверки усвоения изученного материала и систематизации полученных знаний.
Оформлена Ваша разработка грамотно, имеется презентация, заслуживающая внимания и позитивной оценки.
Голосую непременно и желаю победы!
Татьяна Алексеевна, ваш материал актуален и многие коллеги воспользуются опытом вашей работы. Мне бы хотелось вам посоветовать добавить в публикацию несколько примеров задач для этапа - Решение задач у доски. Также хотелось бы увидеть как вы показываете решение типовых задач при объяснении нового материала. Думаю, что лишним это дополнение не будет, особенно вам скажут спасибо молодые учителя. Спасибо за приглашение. Голос!
С уважением, Т.Н.
Татьяна Алексеевна,спасибо за доверие.Мне понравилась разработка занятия. Игровая форма делает трудный материал более понятным и доступным для усвоения. Успехов вам...ГОЛОС...
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с конспектом урока по физике с элементами игры на тему «Закон Ома. Решение задач на соединения проводников». Урок хорошо составлен, выдержаны основные этапы. Повторение материала проходит в форме блиц-вопросов, приятно, что и ученики задают вопросы по теме. На этапах - решение задач и объяснение нового материала – согласна с Т.Н. можно было бы разместить примеры задач, это, конечно, понизило бы уникальность текста, но молодым преподавателям послужило бы примером, какие задачи рассматриваете. Очень понравился физический диктант на карточках в 4 вариантах, удобно, быстро, да к тому же с взаимопроверкой, двойная проверка знаний получается. Публикация оформлена с учётом всех требований. Успехов! +1
Татьяна Алексеевна,спасибо за приглашение. Без лишних слов - все четко, ясно, понятно. И отдаю вам свой голос. А вот Татьяне Николаевне Кушнаревой хотелось бы сделать ремарку - это урок для колледжа по материалу 10 класса. Изначально закон Ома был изучен в рамках школьного курса (7-9 класс основной школы) и поэтому образцы решения задач для обучающихся (студентов) колледжа не актуален. Татьяна Алексеевна, те материалы (наработки) о которых вы упоминаете в одном из комментариев, можно оформить как методичку для слабо успевающих и пропустивших студентов. Успехов. Реброва Е.А.
Коллеги, хочу обратить ваше внимание на объяснение нового материала. Я не стала расписывать решение типовой задачи на смешанное соединение, учитель умеет это делать. Но, обратите внимание на мою фишку - ученики составляют сложную задачу для учителя. Как они стараются, сколько эмоций, хотят меня подловить. Кто работает в этот момент? Они. Они заняты физикой на уроке физики. Им хочется посложнее придумать, запутать меня. И с интересом следят за моим решением. Игра? Игра.
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Спасибо за интересный конспект урока по физике с элементами игры для 10 класса. Урок имел мобилизующее начало. Хочется отметить логичность, последовательность этапов урока, правильность распределения времени, адекватность выбора форм опроса и обучения. Они стимулировали мыслительную деятельность учащихся (синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование). Урок проведён целостно и динамично. На стадии осмысления и рефлексии учащиеся вступают в контакт с новой информацией. Спасибо, что Вы делитесь своим опытом и знаниями. Примите мой голос!
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение. C удовольствием прочла Ваш материал.Урок решения задач,значит урок решения задачи конечно соглашусь с коллегами, что в разработках нужно прикладывать задачи.даже типовые. Сейчас это акктуально( от УМК в строну, чуть ли ни....) Урок хорошо составлен, выдержаны основные этапы как урока, так и игры. Проведение физического диктанта с взаимопроверкой это хороший приём.Что значит учитель предлагает решение типовой задачи? .ведь смешанное соединение.наверное лучше сказать решение задачи на один из типов смешанного соединения. Данный урок по теме 1. Главное установить с ребятами алгоритм решения таких задач, я думаю,что после Вашей фишки это и получилось.
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! С интересом прочитала конспект, текст задач нужен и разбор решений тоже. Кстати, Вы могли составить свои авторские задачи, или ученические привести. В работе есть свои изюминки, ученики могут заработать не менее 3 оценок, они не пассивные слушатели, а постоянно работают.Только жаль, что в физическом диктанте все задачи качественные, нет расчетных. Забираю конспект себе в копилку, спасибо за Ваш труд, +1 балл!
Мария Анатольевна здравствуйте. Спасибо за комментарий. Физический диктант выполняется на корточках. Есть место для ответа на каждый вопрос. Карточку ученик заполняет и сдает. Решение задач данным диктантом не предусмотрено специально. Задача быстро ответить на качественные вопросы. Спасибо.
Коллеги, я очень рада такому плодотворному обсуждению моего урока. Мне кажется, вам было интересно. Даже возникла полемика. Спасибо.
Однако, это урок в 10 классе, это повторение ранее пройденного материала. Не бывает различных типов смешанного соединения. Оно просто либо последовательно, либо параллельно, либо смешанные. Я постаралась показать урок, в котором ученики активно работают. Успеха всем.
Татьяна Алексеевна!
Конспект урока по физике с элементами игры на тему «Закон Ома. Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников» прочитала с интересом. . По конспекту видно, что учитель Вы грамотный, творческий. Материал преподносите, используя разнообразные формы и методы. Это, естественно, должно приводить к тому, что дети любят предмет, интересуются дополнительным материалом, развиваются в данном направлении.
Успехов в профессиональной деятельности!
Голос!
Зоя.
Зоя Григорьевна, спасибо за отзыв. Конкурс прошел, присудили 3 место. Много детального разбора публикации, значит, читали с интересом. С критикой коллег не согласна. Я показала урок, на котором ПТУшники, извините, реально работают. Коллеги написали, надо дать схему решения задачи. Да не об этом публикация! Возьми любой задачник и посмотри схему решения. А вовлечь учеников, держать их внимание...
Татьяна Алексеевна, таким учителям как вы хочется петь дифирамбы!
Я несколько раз делала видеосъемку открытых уроков физики на различные темы и хочу сказать вашим задумкам - БРАВО!!!
А вот, собственно и дифирамбы: