Урок геометрии с элементами игры для 11 класса по теме «Объемы геометрических тел»
Конспект урока в 10-11 классе «Геометрия и жизнь»
Автор: Набилкова Татьяна Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Тверской торгово-экономический колледж», г. Тверь
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект нестандартного урока геометрии для 11 классов. Использованы здоровье сберегающие и игровые технологии. Конспект может быть использован преподавателями предмета математика. Структура урока позволяет заменить смысловые блоки, поэтому данный материал будет полезен и преподавателям других предметов, студентам педагогических учебных заведений, педагогам дополнительного образования, родителям. По смыслу и дидактической цели - это комбинированный урок. Конспект рассчитан на 45 минут учебного времени. Программа колледжа предполагает изучение курса математики 10-11 классов за один год, что отражено в названии данного конспекта.
Цель: закрепление изученного материала посредством решения прикладных задач.
Задачи:
- углубление и обобщение знаний за счет эмоционального восприятия учебного материала, использования игровых технологий;
- развитие навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях;
- развитие умения видеть проблему, задавать вопросы, работать по шаблонам;
- развитие творческих способностей учащихся, реализация их потребности в общении;
- формирование личностных результатов (умение работать в парах, работа на результат, овладение системой функциональных понятий, обсуждение критериев оценки);
- реализация технологий контроля и самоконтроля (письменный блиц-опрос, корректировка, анализ ответа).
Оборудование: мел, доска, раздаточный материал (карточки).
План урока:
1. Организационный момент --------- 2 мин.
2. Проверка выполнения домашнего задания 4-5 мин.
3. Письменный блиц-опрос --------- 10-12 мин.
4. Изложение нового материала --------- 15 мин.
5. Осознание учащимися нового материала 8-10 мин.
6. Рефлексия. Задание на дом --------- 2-3мин.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- приветствие, пожелание хорошего настроения, активности, здоровья;
- сообщение цели урока.
Проверка выполнения домашнего задания
На дом было задано записать в тетрадь таблицу с формулами площади и объема основных геометрических тел: площадь основания цилиндра и параллелепипеда, площадь боковой поверхности цилиндра и параллелепипеда, площадь поверхности шара, цилиндра и параллелепипеда, объём шара, цилиндра и параллелепипеда.
Обменялись тетрадями, проверили выполнение домашнего задания у своего соседа.
Кто по желанию выйдет к доске, запишет все формулы?
Проверим. У всех так?
Письменный блиц-опрос
Блиц-опрос может быть письменным. Для его проведения каждому учащемуся выдаётся карточка с заданием. Всего 4 варианта заданий, то есть на соседних партах задания не повторяются. В каждой карточке 4 вопроса.
Время выполнения 5-7 минут, вопросы переписывать не надо.
Выполнили. Закрыли тетради, карточку оставили внутри, положили тетради на край стола. Желающие озвучивают правильные ответы по каждому варианту. Обсуждаем, корректирую при необходимости. Поднимите руку те, у кого все ответы правильные. Прохожу, делаю пометки в тетрадях.
Вариант 1
--- Площадь большого круга шара равна 3. Найдите площадь поверхности шара (ответ: 12)
--- Во сколько раз увеличится объем конуса, если его радиус основания увеличить в 2 раза? ( ответ: 4)
--- Объем одного шара в 27 раз больше объема второго. Во сколько раз площадь поверхности первого шара больше площади поверхности второго? (ответ: 9)
--- Если радиус шара увеличится в 2 раза, то во сколько раз увеличится объём шара (ответ: 8)
Вариант 2
--- В куб с ребром 4 метр вписан шар. Найдите объем этого шара (ответ: 32, число пи можно принять равным 3)
--- Во сколько раз увеличится площадь поверхности шара, если радиус шара увеличится в 2 раза (ответ: 4)
--- Во сколько раз увеличится объем конуса, если его радиус основания увеличить в 3 раза? (ответ: 9)
--- Площадь поверхности первого шара в 16 раз больше площади поверхности второго шара. Во сколько раз объем первого шара больше объема второго? (ответ: 64)
Вариант 3
--- Сторона куба равна 6 м. В куб вписан шар. Найдите площадь поверхности этого шара (ответ: 108, число пи можно принять равным 3)
--- Во сколько раз увеличится объём шара, если радиус шара увеличится в 4 раза (ответ: 64)
--- Объем одного шара в 8 раз больше объема второго. Во сколько раз площадь поверхности первого шара больше площади поверхности второго? (ответ: 4)
--- Во сколь¬ко раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 3 раза? (ответ: 3)
Вариант 4
--- Во сколько раз увеличится объем конуса, если его радиус основания увеличить в 2 раза? (ответ: 4)
--- Во сколько раз надо увеличить радиус шара, чтобы площадь поверхности увеличилась в 4 раза (ответ: 2)
--- Если увеличить радиус шара в 3 раза, то во сколько раз увеличится площадь поверхности шара (ответ: 9)
--- Объем первого шара в 64 раз меньше объема второго. Во сколько раз площадь поверхности первого шара меньше площади поверхности второго? (ответ: 4)
Изложение нового материала
Давайте посмотрим, где мы можем применить полученные знания. К примеру, из физики мы знаем, что плотность золота составляет 20 грамм на кубический сантиметр. Как Вы думаете, сможете ли Вы сдвинуть золотой шар вот такого размера? Развожу руки в стороны. Известно, что размах рук соответствует росту человека. То есть перед Вами шар диаметром, к примеру 1,6 метра. Как думаете, сколько он будет весить? Записываю на доске предложенные варианты: 500 кг, 2 тонны, 10 тонн. Голосуем за каждый предложенный вариант.
Итого: за 500 кг. - 2 человека, за 2 тонны – 8, за 10 тонн – 12.
Давайте подсчитаем.
Объем шара = 4/3*число пи*радиус в кубе,
число пи можно принять равным 3,
радиус =1/2 диаметра или 0,8метра. Плотность золота дана на сантиметр кубический, переведём радиус в сантиметры, R=80 см.
Объем шара = 2048000 кубических сантиметров.
Вес золотого шара = объём*плотность золота = 2048000*20 = 40960000 гр = 40960 кг = почти 41 тонны.
Никто не угадал (обычно никто не называет сопоставимой цифры).
Для наглядности: грузоподъёмность обычной железнодорожной платформы – 85 тонн. Значит, на платформу можно загрузить всего два таких шара, больше рессоры не выдержат. Такой шар не сдвинуть.
Осознание учащимися нового материала
А теперь достали свои телефоны. Найдите, сколько бы весил Ваш сотовый телефон, если бы он был золотой.
Решение: сотовый телефон – это по сути параллелепипед. Измеряем грани в сантиметрах, находим объём, умножаем на плотность золота.
У кого cколько? У кого больше? Аплодисменты самому тяжёлому телефону!
Рефлексия. Задание на дом
На следующем уроке – проверочная работа по теме «Площади и объемы геометрических тел», задание на дом – повторить решение задач.
Сдали тетради на проверку. По итогу урока в журнал выставляются оценки за блиц-опрос и активность на уроке.
Преподаватель благодарит учащихся за активность, желает всем хорошего настроения и успехов на занятиях по другим предметам.
До встречи!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока производственного обучения для студентов колледжа «Декоративная отделка ранее подгото
Конспект урока производственного обучения для студентов колледжа. Декоративная отделка поверхности в
Игра по теплотехнике для студентов 4 курса
Применение игровой технологии на уроках математики как средство мотивации учащихся
Похожие статьи:
Конспект урока по теме: «Правильные многогранники»