Цели: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся об электрическом токе, сопротивлении, напряжении; развивающая: развивать познавательную активность и творчество учащихся, смекалку и находчивость, чувство юмора и наблюдательность; воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельность, формировать научное мировоззрение.
Оборудование: портреты ученых-физиков с крупно написанными внизу фамилиями; рассмотренные в теме приборы с наклеенными на них номерами; 6 комплектов сигнальных карточек с номерами от 1 до 6, с помощью которых жюри и класс получают информацию о выбранном ответе; устройство для подачи звукового сигнала (камертон); часы с секундной стрелкой; чистые листы (участникам для записей).
Правила и условия игры. В игре принимают участие 6 человек или 6 групп по 2-3 человека, остальные учащиеся - зрители. Для подсчета баллов, набранных участниками, выбирается жюри. Задания к игре заранее пишут на доске, портреты ученых развешивают, на демонстрационный стол выставляют приборы с номерами. Число предъявляемых в каждом задании объектов всегда больше задаваемых вопросов. После объявления задания дается 5 секунд на обдумывание ответа и по звуковому сигналу участники должны поднять сигнальную карточку с номером выбранного ответа. Игра состоит из четырех туров. После каждого тура участники, набравшие наименьшее число баллов, выбывают из игры и становятся зрителями (к последнему туру остается два участника). В перерывах между турами жюри подводит итоги. В конце игры подводят итоги, награждают победителей, а также активных зрителей.
Задание 1. На доске написаны физические термины: I) мощность тока; 2) сила тока; 3) напряжение; 4) диэлектрик; 5) аккумулятор; 6) протон. Необходимо назвать те из терминов, которые соответствуют приведенным определениям.
1. Вещество, не проводящее электрический ток. (Диэлектрик.)
2. Количество заряда, проходящего через поперечное сечение проводника за 1 с. (Сила тока.)
3. Работа тока, совершаемая за 1 с. (Мощность тока.)
4. Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая положительный заряд. (Протон.)
5. Работа тока по перемещению заряда в 1 Кл. (Напряжение.)
Задание 2. На доске написаны формулы:
Вопросы:
1. Какая формула выражает основной закон для участка электрической цепи? (Под номером 2.)
2. По какой формуле можно рассчитать работу электрического тока? (Под номером 1.)
3. Какая запись выражает закон распределения сил токов в параллельно соединенных проводниках? (Под номером 6.)
4. Какая формула дает возможность определить сопротивление проводника электрическому току без включения в цепь? (Под номером 3.)
5. Пользуясь какой формулой, можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся в проводнике при прохождении по нему тока? (Под номером 5.)
Задание 3. На доске портреты: 1) А. Вольта; 2) Б. Паскаля; 3) Э. Ленца; 4) А. Лодыгина; 5) П. Яблочкова; 6) Б. Якоби.
Вопросы:
1. Кто открыл закон теплового действия тока? (Э. Ленц.)
2. Кто изобрел электрическую лампу? (А. Лодыгин.)
3. Кто изобрел гальванопластику? (Б. Якоби.)
4. Кто создал первый источник тока в виде 20 пар медных и цинковых кружков, разделенных кружками суконными, смоченными соленой водой? (А. Вольта.)
5. В 1876 г. улицы Парижа были впервые освещены с помощью электрических свечей. Парижане назвали их «русский свет». Кто автор этого изобретения? (77. Яблочков.)
II тур.
Задание 1. На столе стоят приборы: 1) реостат; 2) вольтметр; 3) амперметр; 4) манометр; 5) аккумулятор; 6) электрометр.
Определите, какой прибор:
1. Измеряет силу тока в цепи. (Амперметр.)
2. Определяет наличие и значение электрического заряда.
3. Изменяет силу тока в цепи. (Реостат.)
4. Служит источником тока. (Аккумулятор.)
5. Не применяется в электротехнике. (Манометр.)
Задание 2. На доске записано условие задачи: «Спираль электроплитки рассчитана на мощность тока 440 Вт и напряжение 220 В. Какое сопротивление имеет спираль?» (На решение дается 20 с.)
Варианты ответов: 1) 440 Ом; 2) 220 Ом; 3) 110 Ом; 4) 2 Ом; 5) 0,5 Ом. (3.)
Задание 1. На доске изображены схемы электрических цепей:
Вопросы:
1. В какой цепи можно изменять силу тока? (4.)
2. Где можно измерить силу тока? (6.)
3. В какой цепи лампочку можно включить из двух разных мест? (1.)
4. В какой цепи лампочка горит постоянно? (2.)
5. В какой цепи можно измерить напряжение? (3.)
Задание 2. Верно ли утверждение:
1. Сила тока измеряется в вольтах. (Нет.)
2. Одноименные заряды притягиваются, а разноименные отталкиваются. (Нет.)
3. Сила тока зависит от приложенного напряжения и сопротивления проводника. (Да.)
4. Чем больше потребителей включено в цепь параллельно, тем больше сопротивление цепи. (Нет.)
5. Работа тока измеряется в джоулях. (Да.)
6. Чем толще проводник, тем больше его электрическое сопротивление. (Нет.)
7. Электрический счетчик измеряет силу тока, протекающую в цепи. (Нет.)
8. Нагревательный элемент делают из проволок, обладающих малым удельным сопротивлением. (Нет.)
Задание. Из букв, образующих фразу «Вольт-амперная характеристика», составить слова физического содержания, относящиеся к теме «Электричество» (на работу дается 30 секунд).
Подведение итогов игры. Награждение победителя дипломом.
Интеллектуальная игра по физике ко Дню Победы для школьников старших классов. Сценарий
Игра по физике, 9 класс. Внеклассное мероприятие
Вечер физики в школе. Сценарий мероприятия для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!