«Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифмы. Это какая-то усеченная физика, если хотите - выхолощенная. Я, например, в нее не верю... Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик».
Л. Д. Ландау
* * *
«Науки делятся на две группы - на физику и собирание марок».
Э. Резерфорд
* * *
Не поискать ли мне тропы иной,
Приемов новых, сочетаний странных.
В. Шекспир
* * *
«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса».
А. Эйнштейн
* * *
«Нужно обращать остроумие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнешь отчетливо и ясно прозревать в них истину.
...Если рассуждение это покажется слишком длинным для прочтения за один раз, то его можно разделить на шесть частей».
Р. Декарт «Рассуждение о методе»
* * *
«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь».
Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»
* * *
Законы физики!
О, как они важны.
На сложность их бессмысленно сердиться...
Научный фольклор
И все свободные минутки
Лишь ей, лишь физике отдать.
Она богиня нам и мать...
Научный фольклор
* * *
«Хороша наука физика, только жизнь коротка».
И. В. Курчатов
* * *
Все правила неправильны, законы незаконны,
Пока в стихи не вправлены и в ямбы не закованы.
Б. Слуцкий
* * *
«Фундаментальные законы природы... могут дать больше, чем заключено в том материале, из которого они получены».
Фр. Бэкон
* * *
«Главная цель естественных наук - раскрыть единство сил Природы».
Л. Больцман
* * *
Наука! Ты - дитя Седых Времен!
Меняя все вниманьем глаз прозрачных,
Зачем тревожишь ты поэта сон...
Э. А. По
* * *
«Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются».
Научный фольклор
* * *
«Вся трудность физики состоит в том, чтобы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления».
И. Ньютон
* * *
«Если уподобить физику зданию, то это - огромное, многоэтажное сооружение с мощным фундаментом, подвальными помещениями и стройными башнями. Рядом подъездные пути, ведущие на заводы, полигоны, в клиники. Тысячи людей, лаборатории, сотни различных установок и приборов, большие библиотеки, многочисленные журналы. В то же время для физики характерно глубокое внутреннее единство идей и методов. Разрастание здания лишь ведет к тому, что становится все труднее выявить это единство, проследить и использовать его».
«Учительская газета»
* * *
«В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».
Антуан де Сент-Экзюпери
* * *
«...Физика, лишь одно поколение тому назад причислявшаяся к старейшим и наиболее древним наукам о природе, вступила сейчас в период бури и натиска, обещающий стать наиболее интересным из всех когда-либо имевших место в истории».
М. Планк
* * *
«Все не так легко, как кажется».
Следствие из закона Мэрфи
* * *
«- Как Вы относитесь к теории относительности? - спросил Евгения Сазонова знакомый ученый.
- Относительно неплохо, - ответил “людовед”».
«Литературная газета»
* * *
«Наука обретает реальный смысл, когда ее рассматривают не как отвлеченную данность, а как итог работы всех поколений - и нынешнего, и тех, кого уже нет. Никакое научное положение, ни одно наблюдение, ни одна идея не существуют сами по себе. Любая идея есть результат усилий, затраченных кем-то, и пока вы не узнаете, кто был этот человек, в какой стране он трудился, что он считал истиной, а что заблуждением, пока вы не узнаете все это, вы не сможете по-настоящему понять тот или иной научный тезис или факт, ту или иную идею».
Айзек Азимов
* * *
«Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей».
Сенека
* * *
«Как много мы знаем и как мало понимаем».
А. Эйнштейн
Учитель, научи ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.
Е. Винокуров
Физику, как и математику, принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок, то не только ученики, но и многие учителя считают, что все постороннее - литература, искусство, поэзия - должно уступить место точному эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно, за последними методами решающую роль, следует, однако, признать ошибочным мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Чтобы подтвердить это, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, которые успешно совмещали поэзию и науку.
История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства.
Луи де Бройль, Нильс Бор утверждали, что искусство приводит ученого к принципиально новому знанию.
Биографы всегда любят умиляться по поводу того, что великие ученые находили время играть на скрипке или писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности «гимнастика ума», «тренировка» его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации.
Как иначе можно объяснить увлечение Дж. Максвелла поэзией, неиссякаемую тягу С. И. Вавилова к «Фаусту», любовь А. Эйнштейна к творчеству Моцарта и его знаменитое высказывание: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс».
Каково же конкретное значение использование произведений художественного слова на уроках физики?
Прежде всего, это богатый иллюстрированный материал к различным разделам курса физики. Опираясь на него, ученик создает для себя наглядные образы.
Умелое своевременное использование художественного слова пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное.
Стихотворные вставки могут быть по-разному использованы в процессе обучения: это и объяснение нового материала, и повторение пройденного, и подсказки к ответам.
В начале изучения физики в 6 классе можно привести следующую структурную схему:
Данную схему можно сопровождать стихотворной вставкой, приведенной ниже:
Для того чтоб изучать науку,
Надо наблюдать ее явления,
А затем, используя законы,
Делать выводы и принимать решения,
А решая формулы и выводя законы,
Мы используем понятия, термины и величины
Без сомненья,
Ну, а каждая величина, конечно,
Будет с единицей измерения.
Памятка для решения задач
Как часто получается –
Задача не решается,
А просто надо формулу
Подставить и решить.
А подставляя в формулу
Всех величин значения,
О единицах величин
Старайся не забыть.
Совершение работы
Если на тело действует сила
И тело приходит в движение,
Мы с вами в механике
Все наблюдаем
Работу в ее совершении.
И если даже при действии силы
Тело будет в покое,
Значенье работы в подобном случае
Будет всегда нулевое.
Общие свойства агрегатных состояний вещества
Газов частицы рассеяны всюду.
Могут они приближаться.
Из-за больших промежутков меж ними
Газы способны сжиматься.
Жидкость может принимать
Форму всех сосудов,
Ее можно перелить
В любую посуду.
Но, однако, помещая
Жидкости в сосуды,
Форма будет изменяться,
А объем не будет.
Твердое тело
Твердо стоит на своем,
Не изменяет
Ни форму свою, ни объем.
Явление инерции
Явление инерции мы часто наблюдаем,
Когда спокойно движемся.
Споткнувшись, замечаем,
Что продолжаем двигаться
Вперед, а не назад,
Встречая в жизни множество
Препятствий и преград.
Найди ошибку и объясни (явление инерции)
Коль мы споткнулись - не беда,
Ведь знаем наперед,
Что будем падать мы всегда
Назад, а не вперед.
Подсказка к вопросу
Как объяснить явление?
Что надо нам учесть?
Нам надо об инерции
В учебнике прочесть.
Диффузия
Если капнуть краску в воду
И немного подождать,
То создание раствора
Можно будет наблюдать.
Если в сад весною выйдешь,
Аромат цветов вдохнешь,
Эти странные явления
Ты диффузией зовешь.
Определение давления
Если вдруг решился ты
Тут давление (Р) найти,
То тогда ты эту силу (F)
Смело с площадью (S) дели.
Скорость, путь, время
Чтобы скорость нам узнать,
Путь и время надо знать,
Скорость чтоб определить,
Путь на время разделить.
Если путь делить на скорость,
Можно время получить,
А умножив о на t,
Смело (S) путь определить.
Определение плотности вещества
Чтобы плотность получить,
На объем (вместимость)
Надо массу разделить,
Чтоб все получилось.
Работа и энергия
Изменение энергий
(так всегда выходит)
К совершению работы
Нас всегда приводит.
А = Е2 – Е1.
Деформация
Если действовать на тело,
Чтобы форму изменить,
Надо виды деформаций
Досконально изучить.
Деформации изгиба,
Сдвига и кручения,
А еще есть сжатие,
А также растяжение?
Данные стихотворные вставки по мере изучения той или иной темы можно помещать на классную доску или стенд «Сегодня у нас на уроке».
У планет она большая,
Минимальна у частиц.
Ее на глаз не измеряют,
Ведь у нее немало лиц. (Масса.)
Никто и ничто меня не остановит,
Можно только отсчитать,
Я бесконечности равняюсь
Со Вселенною под стать. (Время.)
Бываю часто вертикальна,
Могу любой наклон принять,
Могу я лечь горизонтально,
Могу размер определять.
Могу в кольцо, спираль свернуться,
Могу я змейкой проползти,
Могу опять назад вернуться,
Могу огромный путь пройти. (Длина.)
Я всей Вселенной управляю,
Тела в движение привожу,
С любой работой я справляюсь,
И хороводы я вожу. (Сила.)
Бываю я и постоянной,
И чаще переменной,
А иногда мгновенной. (Скорость.)
На верхнем этаже храма Менделеева проживаю,
В разных подъездах две квартиры занимаю,
Причем под номером один.
Вот такой я господин! (Водород.)
Разглядев мой спектр в оконце,
Нашли меня на Солнце.
Я с благородностью дружу,
В семейство газов я вхожу. (Гелий.)
Мать моя зовется солью,
Электролиз - мой отец,
Я с водою агрессивный
И очень вспыльчивый делец! (Любой щелочной металл.)
Методическая разработка урока по физике 9 класс
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе
Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока
Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников
Нет комментариев. Ваш будет первым!