Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Упражнения для обучения дошкольников чтению

Как подготовить ребенка к чтению.
Правильное сознательное чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими и графическими умениями и навыками.
Для занятий с дошкольниками предлагаются игры, которые помогут решить следующие образовательные задачи:
- формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
- упражнение в подборе слов с определённым количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;
- формирование умения определять и называть ударный слог.
Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает ребёнок, является плавное слоговое чтение, т.е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов.
Упражняя детей в проговаривании слов по слогам с опорой на схему-модель слова, мы осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем им «вживаться» в процесс слогового чтения. Дети учатся выделять звуки, распознавать графический облик букв и соотносить их с соответствующим звуком. Всему этому способствуют следующие упражнения и игры.

Последний слог в слове - за тобой.
Логопед называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко…(-ни,-зы,-тик,-жа,-сы,-мар,-ра,-чан).
Побеждает тот, кто последним называет слог.

Цепочка слогов.
Логопед называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слова.
Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ран и т.д.

Передай по телеграфу.
Логопед произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение слова хлопками в ладоши.
Может быть и такой вариант игры: Дети «телеграфируют» слово по рядам: каждый ряд называет по одному слогу.

Считай слоги, придумывай слова.
Оборудование: предметные картинки.
Вызванный ребёнок берёт предметную картинку, определяет количество слогов в названии предмета, изображенного на ней, и придумывает свое слово, которое состоит из такого же количества слогов.

Телеграф.
Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.
Телеграфист стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно -, двух-, трёхсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры логопед указывает тему для телеграмм: «овощи», «фрукты», «животные» и т.д.
Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – «отправляет» телеграммы.

Почтальон.
Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.
Почтальон проходит по рядам «улицам» и разносит «письма» - конверты с предметными картинками. Ребёнок, получивший конверт, достаёт картинку, проговаривает по слогам названия предмета, изображенного на ней, и указывает количество слогов.
Вариант 1: предметные картинка наклеены на конвертах. Получить письмо сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета.
Вариант 2: Для получения письма необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.

Сколько слогов?
Оборудование: схемы слогов разной слоговой структуры, счетные палочки, карточки с цифрами.
Логопед называет слова, дети показывают количество слогов в них счетными палочками или соответствующей схемой. Для проверки вызванный ребенок проговаривает слово по слогам.
Дети могут показывать палочками или цифрами порядковый номер ударного слога или соответствующую схему слова с ударением.

Необычные цветы.
Оборудование: карты с контурами 6-лепестковых цветов, наборы лепестков с изображением животных, птиц, растений и т.д.
Дети получают по одной карточке с контурами цветка и конверт с набором лепестков. К цветку необходимо подобрать лепестки таким образом, чтобы на них находились предметы, названия которых имеют определенное количество слогов. Вариантом игры может быть следующий: на лепестках цветка должны быть предметы, в названиях которых ударным является названный логопедом слог (первый, второй или третий).

Не ошибись.
Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.
На доске вразброс размещены предметные картинки и соответствующие слоговые схемы слов-названий. Необходимо соединить мелом картинки со слоговыми схемами.

Какой звук потерялся?
Логопед читает знакомые детям стихи. В каком-то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся. Например: Наша Таня громко … лачет (плачет – потерялся звук «п»)

Разложи вещи по полкам.
Оборудование: предметные картинки.
Игровое действие – разложить предметные картинки по трем полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук находится в начале слова. На вторую – те, в названии которых звук находится в середине. На третью – те, в названии которых звук находится в конце. Например: Первая полка : шапка, шуба. Вторая полка: мишка, кошка. Третья полка: шалаш, карандаш.

Звуковое лото
Оборудование: предметные картинки, фишки.
Каждый из детей получает конверт с предметными картинками и фишки. Логопед называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем явится тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.

Рекомендуем посмотреть:

Как научить ребенка читать Консультация для родителей в детском саду. Обучение детей чтению

Похожие статьи:

Игры на обучение чтению детей 4-5 лет

Обучение чтению дошкольников в игровой форме

Консультация для родителей: Развитие мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 1611 день назад (10 июля 2017)
Просмотров: 1685
+5
Голосов: 5
Наталья Александровна Виноградова # 12 июля 2017 в 19:10 +1
Наталья Николаевна.Спасибо за интересные задания.Они помогут в дальнейшем детям справиться с обучением чтению.Такая подготовка-это неоценимая помощь для учителя.Спасибо.
Анна Андреевна Бухмастова # 14 июля 2017 в 21:04 +1
Большое спасибо за материал!Обязательно буду использовать в дальнейшей работе!
Наталья Анатольевна Миличникова # 17 августа 2017 в 22:44 +1
Здравствуйте. Я не логопед, но подобные занятия моджно проводить и во время изучения Азбуки. Разные детки приходят в школу, спасибо за подборку занятий. Уверена пригодится обязательно.Голос Вам!