Родительское собрание в детском саду по профориентации «Наши будущие железнодорожники»
Конспект родительского собрания с презентацией по ранней профориентации «Наши будущие железнодорожники»
Цель: Сформировать позитивное отношение детей к выбору будущей профессии. Предварительная работа: анкетирование родителей.
1. Психологический настрой. Упражнение «Отгадай профессию» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно разматывая, родители отгадывают загадки).
Ход собрания
Педагог-психолог: «Уважаемые родители, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я вам дам клубок, и вы по очереди будете передавать его друг другу, разматывая его, при этом вам надо будет отгадать детскую загадку, если затрудняетесь в ответе, то передаете другому рядом сидящему».
1) Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их …
(Машинисты.)
2) Состав готов, звучит гудок,
Поехал поезд на восток.
И папа мой ведет состав,
Совсем за сутки не устав.
(Машинист.)
3) Чтоб поезда неслись без остановок,
Чтоб машинист спокоен был в пути,
Пешком по шпалам в зной и непогоду
Он должен с молотком пройти.
(Путеец или монтер пути.)
4) Пропускает поезда.
Знает все – кому, куда?
Поезд примет и отправит
Зря на месте не оставит.
Через станцию пропустит
Все запомнит, не упустит.
(Диспетчер.)
5) Я вагоны формирую,
Я составы формирую,
С маслом, мясом,
Солью, хлебом,
Нефтью, углем и рудой!
Отгадайте, кто такой?
(Составитель поездов).
6) Пассажиров он встречает
Их билеты проверяет,
Говорит, куда пройти,
Чаем потчует в пути.
(Проводник.)
7) Он – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречает он нас на перроне
И с нами поедет в вагоне.
(Проводник.)
8) По вагону он пройдёт –
Безбилетников найдёт.
(Контролёр)
9) Пассажиры – непоседы
Суетятся тут и там
Жить спокойно привереды
Не дают проводникам
Разобраться с ними сложно
Успокоить, поругать.
Если это невозможно,
То кого им нужно звать?
( Начальник поезда)
10) Их труд тяжел – итог всем ясен:
И пассажиры будут знать
Что путь их будет безопасен
Аварий можно избежать.
В своих оранжевых жилетках
Под солнцем и в ночных огнях
Они зимой, и жарким летом
Работают на путях.
( Путеец)
11) Если б не было вас на ж/д
Электрички тогда бы не мчались по ней.
Темнота бы царила, как в черной берлоге
Семафор не показывал нужных огней.
(Электрик)
12) Вы знаете все и обо всем,
И о малейших измененьях
Всем сообщаете в своем
Обычно кратком объявленье.
Без вас никто бы не узнал
В вокзалах поезд ожидая
Когда он будет? Опоздал?
Платформа ждет его какая?
(Диспетчер)
13) На вокзале суета,
Все снуют туда-сюда.
Ну, а он за всем следит
Контролирует, «рулит»
(Дежурный по вокзалу)
2. Постановка проблемы. Педагог-психолог: «Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей профессией – профессией железнодорожник. И как важно, чтобы наши дети гордились нами и хотели стать такими же, как мы. Поэтому наша с вами задача, уважаемые родители, сформировать позитивное отношение детей к выбору будущей профессии.
В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
При подготовке к собранию было проведено анкетирование родителей.
Целью анкетирования было выявление согласия и желания родителей сотрудничать с детским садом в работе с детьми по ранней профориентации на железнодорожную тематику. Естественно в детском саду деток должны знакомить и с другими профессиями. Это и делается в виде сюжетно-ролевых игр, настольных игр, рассматривания картин, бесед, занятий и др. Но так как наш сад железнодорожный, то наша задача не только познакомить детей с трудом железнодорожников, но и привить любовь и интерес к этому труду. И здесь без помощи родителей нам никак не обойтись.
И из ответов родителей стало нам понятно, что родители рассказывают своим детям о своем труде. Не смотря на то, что дети только в средней группе, большинство детей знают, где работают их родители и побывали на их рабочем месте». (Подведение итогов анкетирования, вывод).
Педагог-психолог: «Но как семья может влиять на отношение к работе?
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.
Ребенок познает мир во время игры. А когда ребенку играть как не в дошкольном детстве? Работа по ранней профориентации в первую очередь основана в игровой форме и в тесном контакте взрослого и ребенка. Именно в этом возрасте ребенок более впечатлителен, эмоционален, мечтателен. И его будущее, его взгляды на это будущее, его мировоззрение закладывается именно в дошкольном возрасте. А какое оно будет, это зависит от нас взрослых.
Такие мероприятия, как экскурсии, ознакомительные беседы, посещение музея железной дороги, создание альбома о жд. династиях дают детям элементарные знания, помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. А самое главное гордиться за труд родителей.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но профориентационное развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Существует так называемая формула выбора профессии:
Хочу – это интересы, склонности, желания, мечты.
Могу – это психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.
Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если ребёнок сможет совместить свои: ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.
3. Викторина «Знатоки железной дороги» (награждение победителей)
4. Тренинг-игра «Я горжусь своей профессией, потому что…» (заматывание клубочка) Педагог-психолог: «Уважаемые родители! Где бы вы и кем бы вы ни работали, своим детям вы должны преподносить только положительные эмоции о своей работе, ребенок должен понять, что на работу мы ходим не только, чтобы заработать деньги, но и работа должна приносить удовольствие, что мы приносим ту или иную пользу обществу. И тогда ребенок будет гордиться вами, он будет вас уважать, стремиться быть похожим на вас, трудиться в удовольствие и приносить пользу.
Представьте перед собой вашего ребенка, и вы сейчас должны будете ему ответить, почему вы гордитесь своей профессией? («Я горжусь своей профессией, потому что…», или «Мне нравится моя профессия, потому что…»).При этом заматываем нитки в клубок и передаем следующему».
Профессий много на земле-
Шахтер, кузнец, сапожник,
Но мы решили – лучше всех,
Конечно, железнодорожник.
5. Рефлексия. Педагог-психолог: «Уважаемые родители, в завершении попросим вас оставить своё впечатление о нашей встрече в виде смайликов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Викторина «Знатоки железной дороги»
1. Как в старину называли железную дорогу?
а) Жестянка;
б) Чугунка;
в) Серебрянка;
г) Стекляшка.
(Чугунка, железянка.)
2. Как в давние времена называли паровоз?
а) Пароход;
б) Самоход;
в) Дымоход;
г) Пролётка.
(Именно так в «Попутной песне» на слова Н.В. Кукольника и музыку М.И. Глинки называется паровоз.)
3. Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России.
а) Иван VI;
б) Пётр I;
в) Николай I;
г) Александр II.
(В ноябре 1851 года была открыта Петербургско-Московская дорога, построенная за 9 лет русскими инженерами. Заступивший на престол в 1855 году Александр II присвоил дороге название Николаевской – по имени своего отца Николая I, первого царя, начавшего строить железные дороги в России.)
4. В каком году в России был учреждён профессиональный праздник День железнодорожника?
а) В 1896 году;
б) В 1917 году;
в) В 1936 году;
г) В 1985 году.
(День железнодорожника был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. Этот праздник в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня. Праздничная традиция возродилась в СССР лишь через 20 лет забвения – в 1936 году.)
5. Какие поезда были раньше?
а) Бухгалтерские;
б) Докторские;
в) Курьерские;
г) Банкирские.
(Так раньше называли поезда-экспрессы.)
6. Как в позапрошлом веке называли железнодорожников?
а) Ямщиками;
б) Возницами;
в) Путейцами;
г) Подорожниками.
7. Какая из этих профессий существует?
а) Облётчик магистралей;
б) Обходчик путей;
в) Надзиратель дорог;
г) Контролёр перронов.
(Это железнодорожник, регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути.)
8. Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции?
а) Составитель рельсов;
б) Составитель протоколов;
в) Составитель поездов;
г) Составитель чемоданов.
9. Как именуется главный проводник пассажирского поезда?
а) Старшина;
б) Прораб;
в) Бригадир;
г) Сверхпроводник.
10. Как называется добровольное спортивное общество железнодорожников, основанное в СССР в 1936 году?
а) «Локомотив»;
б) «Гудок»;
в) «Семафор»;
г) «Экспресс».
(Ныне Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив» РФСО «Локомотив».)
11. Как называется специалист, управляющий локомотивом?
а) Машинист;
б) Моторист;
в) Диспетчер;
г) Тренер.
12. Как называется предприятие, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог?
а) Ангар;
б) Гараж;
в) Депо;
г) Стойло.
13. Как называется центральная газета железнодорожников, основанная в 1917 году?
а) «Гудок»;
б) «Сирена»;
в) «Свисток»;
г) «Гонг».
14. Какой из этих фразеологизмов рождён НЕ в железнодорожной среде?
а) Переводить стрелки (на кого-либо);
б) Запрыгнуть в последний вагон;
в) Бежать впереди паровоза;
г) Ковать железо, пока горячо.
(«Переводить стрелки» – сваливать свою вину, ответственность на другого. «Запрыгнуть в последний вагон» – не опоздать, успеть, решиться на что-либо. «Бежать впереди паровоза» – опережать события, нарушать нормальный ход развития ситуации. «Ковать железо, пока горячо» – не терять времени, используя благоприятные обстоятельства.)
15. Сколько железных дорог в России (филиалов ОАО «РЖД»)?
а) 5;
б) 13;
в) 16;
г) 21.
(Восточно-Сибирская, Горьковская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Калининградская, Красноярская, Куйбышевская, Московская, Октябрьская, Приволжская, Свердловская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Южно-Уральская.)
16. Железнодорожный вокзал какого российского города является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России?
а) Челябинск;
б) Екатеринбург;
в) Самара;
г) Ростов-на-Дону.
(Высота Самарского вокзала со шпилем составляет 100 метров.)
17. Назовите самый железнодорожный город России, в котором каждый четвёртый житель является железнодорожником.
а) Тамбов;
б) Липецк;
в) Лиски;
г) Балашов.
(Город в Воронежской области, являющийся крупным железнодорожным узлом. На гербе города изображено крылатое колесо – символ решающей роли железных дорог в развитии города.)
18. Назовите маршрут главного поезда страны с именем «Россия»?
а) Москва – Санкт-Петербург;
б) Москва – Нижний Новгород;
в) Москва – Владивосток;
г) Москва – Челябинск.
(Поезд «Россия» является самым протяжённым железнодорожным пассажирским маршрутом на планете, проходящим по территории одной страны. Длина маршрута – 9259 км. Поезд пересекает по суше почти всю Евразию, проходит через 14 областей, 90 городов, 8 часовых поясов. Находится в пути 6 суток.)
19. Какие железные дороги есть в системе ОАО «РЖД»?
а) Игрушечные;
б) Детские;
в) Юниорские;
г) Студенческие.
(Детские железные дороги – это учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников. Всего 25 дорог в России)
20. Какая ДЖД (детская железная дорога) является самой длинной в России?
а) Свободненская ДЖД;
б) Красноярская ДЖД;
в) Казанская;
г) Челябинская.
(В городе Свободный, что в Амурской области РФ. Входит в состав Забайкальской железной дороги. Её длина составляет 11,4 км. Красноярская ДЖД – первая в России «малая» дорога. Её длина является самой маленькой – 1300 м.)
(запасной) Какой из этих русских писателей был инженером-путейцем, работал на строительстве крупнейших российских железных дорог?
а) Мамин-Сибиряк;
б) Гарин-Михайловский;
в) Чехов;
г) Куприн.
(Четвёртая повесть тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского, первые три части которой имеют название «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», так и называется «Инженеры». В честь писателя названа площадь у железнодорожного вокзала Новосибирска и станция новосибирского метрополитена.)
Презентация на тему: Викторина "Знатоки железной дороги"