Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами здоровьесберегающих технологий с детьми
старшего дошкольного возраста
Тема: Путешествие в сказку «Золушка»
Цель: используя технологию «сказкотерапия» учить детей «погружению» в действие сказки, познакомить с моральными чертами характера героев, проявляющимися в отношении к людям, вещам, к труду (трудолюбие – лень, неряшливость – аккуратность и т. д.); способствовать формированию положительных черт характера.
Задачи.
Образовательные:
- закреплять знания детей о составе числа 6, о счёте в порядке возрастания;
- развивать умение ориентироваться во времени;
- расширять представления об эмоциях, развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, пластичность и выразительность движений пальцев рук;
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
В
оспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания и эмпатии;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с применением здоровьесберегающих технологий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова, определяющие отрицательные и положительные черты характера человека.
Оборудование и материалы: групповая комната разделена на зоны по порядку выполнения заданий;
демонстрационный материал: большие иллюстрации по сказке «Золушка» (мачеха и её дочери, Золушка на кухне, Золушка на балу), манекен с длинным бальным платьем, волшебная палочка, 3 часов показывающие разное время, музыкальное сопровождение;
раздаточный материал: тарелки, фасоль (красная и белая), силуэты туфельки, бантики с цифрами от 1 до 6, разрезные картинки «Карета».
Организация детей на занятии: групповая и подгрупповая.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель входит в образе феи с волшебной палочкой в руках. Дети становятся вокруг педагога.
Воспитатель. - Представьте себе, что у вас появилась знакомая Фея.
(воспитатель дотрагивается до каждого ребёнка волшебной палочкой). Прикоснувшись к человеку, она может перенести его в любое место, на любые расстояния. Куда бы вы хотели попасть?
(дети выражают своё желание)
- Если ваши желания будут очень сильными, то когда – нибудь они непременно исполнятся, как у одной сказочной героини Золушки. Но для это, конечно же, придётся немного потрудиться.
- Я приглашаю всех в сказку «Золушка». Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого дотронусь, тот сразу же садится на ковёр и ждёт начала сказки.
(Включается тихая музыка и «фея» мягко, нежно прикасается к каждому ребёнку)
Воспитатель.
Я сегодня вам секрет открою,
Расскажу, где сказка добрая живёт.
Волшебством своим манит нас за собою,
Сладким голосом таинственно зовёт… (дети открывают глаза)
2. Основная часть.
Сказка.
- Жил-был один почтенный и знатный человек со своей дочкой. Первая жена умерла и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет не видывал. И у неё были две дочери, очень похожие на свою мать. Невзлюбили они отцову дочь. А девушка трудилась с утра до ночи: прибирала в доме, еду готовила, за садом следила, и всё у неё получалось, всё ладилось. Звали её Золушка.
Вопрос к детям: «Какая она была?»
(трудолюбивая)
А мачехины дочери целыми днями только и знали, что перед зеркалом вертеться, да ворон за окном считать.
Вопрос к детям: « Какие они были?»
(ленивые)
- Принесёт отец гостинцы дочерям – отцова дочь всех угощает. «Какая она?» - щедрая. А сёстры всё сами съедают, ни с кем не делятся. «Какие они?» - жадные.
- На кого из героев вы бы хотели быть похожими и почему?
(ответы детей)
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот» и превратим отрицательные черты характера в положительные.
(Воспитатель берёт в руки волшебную палочку и называет отрицательную черту характера и передаёт палочку ребёнку, который должен назвать противоположное качество и т. д.)
Лживый – правдивый
Трусливый – храбрый
Злой – добрый
Скупой – щедрый
Ленивый – трудолюбивый
Робкий – смелый и т. д.
- Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с ней казались ещё хуже. Бедную Золушку заставляли делать всю самую тяжёлую и грязную работу в доме: она чистила кастрюли и котлы, мыла лестницы, убирала комнаты. Хотите ей помочь?
Упражнение 1. Чистка кастрюли.
Одной рукой дети «держат» большую кастрюлю, другой – напряжённо, с силой «чистят» стенки и дно кастрюли. Педагог обращает внимание напряжённость мышц рук (руки сильные, крепкие) Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперёд, слушают свисающие руки. Меняют руки и выполняют упражнение ещё раз.
Упражнение 2.Уборка пола.
Дети «смачивают» в ведре тряпку и с силой «отжимают» её. Педагог спрашивает, в какой части рук чувствуется наибольшее напряжение и усталость. Дети бросают тряпку на пол, потряхивают кистями. Руки расслабляются и становятся спокойными, мягкими. Педагог спрашивает, что для них приятнее: напряжение в руках или расслабление. Затем дети «моют пол».
- Вечером, окончив работу, девушка забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сёстры, а затем все в доме, прозвали её Золушкой.
- И вот, как – то раз принц устроил большой бал и созвал туда всех знатных людей королевства. У Золушки стало ещё больше забот и работы. Ей пришлось готовить сёстрам платья, выбирать украшения, перебирать зёрна фасоли и гороха.
-Золушке снова нужна ваша помощь.
Задание 1. «Украсим платье»
Задание 2. «Перебрать зёрна фасоли» (красная и белая)
Работа в подгруппах.
1 подгруппа: прикрепляет бантики к платью в порядке возрастания снизу - вверх.
2 подгруппа: раскладывает фасоль в тарелки, чтобы их было 6, но разного цвета, используя разные варианты (состав числа 6)
После окончания работы, подгруппы детей проверяют друг у друга правильность выполнения заданий.
Воспитатель. Когда все уехали, Золушка закрыла лицо руками и горько заплакала. Ей так хотелось на бал. И вот тут появилась фея и спросила:
- Что с тобой, дитя моё? Тебе хочется поехать на бал, не правда ли?
- Правда…- всхлипывая произнесла Золушка.
Упражнение 4. Горе Золушки.
Воспитатель предлагает детям почувствовать состояние Золушки
(дети изображают на лицах печаль и горе)
- А теперь я вам предлагаю успокоиться и расслабиться.
Самомассаж. Дети легко поглаживают свой лоб, брови, щёки, шею, руки от локтя до кончиков пальцев.
- Что ж – сказала фея Золушке, - я позабочусь о том, чтобы ты побывала во дворце. Принеси мне большую тыкву и мышеловку с мышами. Но с волшебной палочкой феи что – то случилось. После прикосновений к тыкве и мышам, превращений не происходило.
- Ребята, вы готовы помочь фее? Превратим тыкву в карету, а мышей в лошадей.
Дидактическая игра «Собери карету» (дети делятся на 3 подгруппы)
Упражнение 5.Мыши и кони.
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки.
То топочут за столом,
Лакомятся молоком.
На скамейку сесть хотят
И пугают там ребят.
Так и хочется поймать,
А они все шмыг – бежать.
Дети показывают как ведут себя мыши в соответствии с текстом. Как только педагог касается «мышки» волшебной палочкой, она сразу превращается в «коня». «Конь» стоит на месте бьёт копытом и крутит головой.
У коня вьётся грива,
Бьёт копытом он игриво.
Воспитатель. Наконец фея прикоснулась к платью Золушки и оно превратилось в чудесный наряд. Последним подарком были хрустальные башмачки. Фея посадила Золушку в карету и строго настрого предупредила вернуться домой ровно в полночь.
- Дети, чтобы Золушка не забыла о времени, давайте найдём часы, которые показывают время, когда она должна вернуться домой.
( на стене расположены 3 часов, показывающие разное время: 3 часа, 12 часов, 6 часов. Дети выбирают часы, которые показывают 12 часов и объясняют свой ответ, что полночь – это 12 часов)
- И вот Золушка на балу. Все затихли от изумления: так прекрасна она была. Принц сразу же пригласил её на танец. Давайте и мы с вами присоединимся к танцу Золушки и принца.
Упражнение 6. Танец.
Дети танцуют под музыку. Воспитатель обращает внимание на красоту, мягкость, плавность движений. Дети танцуют пока не услышат «бой часов».
Дети слушают, как бьётся их сердце.
Игра «Слушаем сердце»
- Золушка убегала в такой спешке, что потеряла туфельку. Ребята, давайте найдём силуэт туфельки.
Игра «Найди тень туфельки»
(К изображению туфельки выбрать из трёх силуэтов правильный и проверить методом прикладывания изображения к силуэту)
- Молодцы, вы правильно нашли силуэты туфельки. А теперь я предлагаю вам сесть и примерить её.
Упражнение 7. Примерка.
Дети сидят на полу с вытянутыми вперёд ногами. Руки сзади в высоком упоре. Приподнимают правую ногу и с силой, напрягая мышцы, оттягивают носок. Удерживают это положение, насколько возможно, затем расслабляют ногу. Сравнивают ощущения в напряжённой ноге и расслабляются.
- Все примерки были напрасными, туфелька была слишком мала принцессам и придворным дамам. И лишь когда очередь дошла до Золушки, то оказалось, что хрустальная туфелька была точь – в – точь по ножке. Золушку отвезли во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.
Мальчики приглашают девочек на праздничный танец.
Танец «Минуэт»
Рефлексия.
- Дети, вам понравилось в гостях у Золушки? Передавая волшебную палочку, скажите, чему вы научились, что нового узнали, что вам больше всего понравилось? (каждый ребёнок берёт в руки волшебную палочку и делится своими впечатлениями)
Ритуал «выхода» из сказки.
- Мы берём с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему научились. (дети, стоя в кругу, протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что – то берут из круга и прикладывают ладони к груди)
- Я прощаюсь с вами и своим прикосновением возвращаю вас в ваш мир. Закройте глаза и не забудьте мысленно поблагодарить Фею за помощь.
Использован материал:
Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» издательство «Речь»
«Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ» СПб: Речь 2007
Т. В. Ахутина «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход», 2000
А. М. Сивцова «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Методист 2007
Музыкальное сопровождение на усмотрение педагога.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели