Непосредственно Образовательная Деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Культура и традиции мордовского народа».
Описание: Представленный конспект занятия предназначен для педагогов детских садов, старших воспитателей, студентов дошкольных факультетов. Рекомендую использовать в работе по патриотическому воспитанию, ознакомлению с родным краем, национальной культурой и традициями мордовского народа.
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура».
Цель:
Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – поселке Зубова Поляна.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о том, что Мордовия - часть большой страны Россия (познание);
дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство (познание);
продолжать знакомить с историей мордовского края, с достопримечательностями поселка Зубова Поляна (познание);
продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества (социализация);
знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета. Ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», «ступеньки»(художественное творчество).
Развивающие:
Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников (художественное творчество);
развивать интерес к орнаментике женского национального костюма, (художественное творчество);
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст (коммуникация, чтение художественной литературы);
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация);
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа (социализация);
формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам (социализация);
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми (социализация).
Методические приемы.
Словесный.
Наглядный.
Игровой.
Практический.
Материал и оборудование.
Экспонаты мини-музея «Национальная изба».
Куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Образцы элементов мордовской вышивки.
Заготовки для индивидуальной работы (силуэты женской одежды), аудиозапись «Звуки природы».
Акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Тематические альбомы о Мордовии.
Содержание непосредственно организованной деятельности детей.
Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие о том, как люди жили в прошлом, какой у них был быт, традиции, обычаи. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
- Россия.
- А какой главный город России?
- Москва.
- А как называется наша республика?
- Наша республика называется Мордовия.
- А какой главный город Мордовии?
- Саранск.
- А как называется посёлок в котором мы живём?
- Зубова Поляна.
Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Русские, татары, грузины, мордва... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в поселке новых построек:Дворец Спорта, Краеведческий музей, большие красивые дома.
- Какие еще постройки вы знаете?
(Ответы детей).
- Молодцы. Я предлагаю вам посмотреть презентацию о нашем поселке Зубова Поляна. Вспомнить все его достопримечательности.
(Просмотр слайдов)
-А раньше этого ничего не было. Хотите узнать, как люди жили раньше?
Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было ни какой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса были очень богатые.
- Как вы думаете зачем люди ходили в лес?
(Ответы детей).
Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.
- Как вы думаете, чем они ловили рыбу?
(Ответы детей).
Ребята, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили наретом - сплетенная из веток и прутьев, ловушка
(показ иллюстрации).
Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь,просо, гречиху, лен, коноплю. В ступе толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.
Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен. Давайте рассмотрим экспонаты в нашем мини-музее.
Мебель была вся из дерева: это и кровати и лавки, столы.Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.
Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали и делали украшения.
На ногах носили лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.
В каждой избе была печка, в ней готовили пищу. В праздники в каждом доме пекли пшенные блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили позу, это напиток такой, как квас.
Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Посмотрите,у нас в зыбке тоже лежит ребеночек – это девочка Аленушка.Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки. Чтобы наша Аленушка крепче уснула,мы все вместе споем ей мордовскую колыбельную песенку…
Спи, спи, усни, усни,
Моя девочка усни,
Мой ребенок, засыпай,
Спит кукушка, спи и ты.
И синица уж уснула,
И ты глазки закрывай,
Баю, баю, баю, бай.
(Воспитатель с детьми становятся в круг, выполняя движения поют).
Вот она и уснула. Я узнала, что у нашей Аленушки сегодня первый день рождения.
Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий национальный костюм. Придумаем мордовские узоры для одежды Аленушки и подарим его.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему?
( Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:
(Выставляются куклы в мордовской одежде
(мокшанка, эрзянка).
Рубаха – панар
(мокш.), покай
(эрз.).Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня
(мокш), рукават
(эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш.иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером.По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай
(эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение –сюлгам
(мокш.), сюлгамо
(эрз.).Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панга
(мокш.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками,бисером.
Давайте пройдем в мастерские,где я познакомлю вас с элементами мордовской вышивки, у нас для этого есть все необходимое.
( Воспитатель рассаживает детей за столы.)
Создавая костюм, выберите, какие элементы вы хотите использовать для узора. Вы можете создавать узоры из уже знакомых элементов –«крест», «галочка», «ромб» ритмично располагая их.
(Напоминаю способы рисования элементов мордовских узоров)
Также хочу познакомить вас с новыми элементами - «восьмиконечная звезда», «ступеньки».
(Показываю способы рисования)
У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма, рассмотрите их, сейчас мы с вами придумаем красивые узоры для украшения каждой части одежды Аленушки. Вы можете использовать образцы на стенде.
(Воспитатель показывает способы составления элементов узора для каждой части мордовского костюма, напоминает об осанке во время работы, помогает детям).
- Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать?
- Ребята, давайте все вместе рассмотрим наши работы.
-Какие элементы вы использовали?
(Дети объясняют, какие цвета, элементы они использовали.
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность.).
Ребята, я уверена, что Аленушке все ваши костюмы очень понравятся и когда она немного подрастет, их обязательно примерит.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Похожие статьи:
Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы
Герб России. Описание и значение для детей