Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированный урок по истории и географии в рамках ФГОС, 9 класс. Конспект с презентацией

Конспект интегрированного урока по истории и географии в рамках ФГОС
Цель урока: Учащиеся анализируют, как экономико-географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России и на историю освоения территории.
Задачи:
Образовательные:
1. Определить, основные черты ЭГП Северо-Западного района и историю освоения территории;
2. определить, как экономико-географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России;
Развивающие:
- развивают умения планировать свою деятельность;
- выявлять главное при работе с текстом и атласом;
- подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме;
- умения работать в группе;
- выступать публично.
Воспитательные:
1. воспитывать познавательный интерес;
2. воспитывать уважение к своему городу.
Основное содержание: изменение географического и экономико-географического положения во времени. Историческое освоение территории района.
Межпредметные связи: история, литература.
Методы обучения:
- по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).
- по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебные пособия: В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. 9 кл М. Дрофа 2011: учебн. для общеобр. учрежд.Г.С. Камерилова, О.А. Родыгина География 9 Моя Россия Человек и хозяйство. М. Баласс2015: учебн. для общеобр. учрежд. География России 9. В.В. Николина. «Полярная звезда». Просвещение 2018.
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация учителя.
Место урока в теме: Урок: Северо-Запад: «окно в Европу» является 8-ым уроком в теме: « Региональная часть курса», вторым в теме: Северо-Западный район.
Ход урока
Мы продолжаем изучение районов России. Район, о котором пойдёт речь на уроке, вы назовёте сами, ответив на вопросы. Я задам 5 вопросов, каждый последующий вопрос «легче» предыдущего. Готовы?
Сл. 2 (Изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации «Северо-Западный экономический район»)
1. На востоке этого района проживает один из древнейших финно-угорских народов – вепсы, карелы.
2. Здесь самая высокая естественная убыль населения
3. Самый маленький по площади экономический район
4. Район лидирует по концентрации памятников старины на единицу площади
5. На территории района расположен старейший город России.
Сл. 3 - Верно. Это Северо-Западный район. Сегодня первый урок по теме. Какова же цель нашего урока? (ответ: создать образ территории). Пользуясь атласом, определите, какие субъекты входят в состав Северо-Запада?
1. г. Санкт-Петербург
2. Ленинградская область
3. Новгородская область
4. Псковская область
5. Калининградская область (анклав)? что мы можем сказать про Калининградскую область? Почему она отделена от основной территории России?
- Анклав – территория или часть территории одного государства, окружённая со всех сторон территорией других государств. Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом.
- Полуанклав – анклав, имеющий выход в море.
- Что вы знаете о Северо-Западе?
- Что можете сказать о площади этого района?
(Это самый маленький по площади экономический район)
- Определите географическое положение района.
(Омывается водами Балтийского моря, имеет приграничное положение)
- По плану определим особенности ЭГП Северо-Западного района.
Сл. 4 План ЭГП региона: распечатать 3)
1. Приморское положение
2. Выход в море
3. Соседние экономические районы
4. Пограничное положение
5. Транспортное значение
Сл. 5 карта Северо-запада.
Приблизительные ответы:
Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербург возросла, так как Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать по карте)
Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их)
Соседи района – Северный (Европейский Север) и Центральный районы (показать на карте)
Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать по карте)
По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги. Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории.
сл. 6 История освоения района.
- ЭГП района менялось. район был рано заселен, ?? Почему район был рано заселен? (Ответ: так как находился на торговом пути «из варяг в греки». Сл. 7 А какие народы относятся к финно-угорским? (карта народов атлас с. )
4. Как менялось место Северо-Запада в стране по мере освоения его территории?
Ответ: После присоединения Новгорода к России Иван III построил в 1492 г. (в год открытия Колумбом Америки) новый русский порт на Балтике и назвал его в свою честь – Ивангород. Его возвели на правом берегу реки Нарвы, напротив построенной еще датчанами в XIII в., а потом перешедшей к Ливонскому ордену крепости Нарва. Некоторое время русские купцы торговали, базируясь в Ивангороде, но этой торговле мешали Ливония и Ганзейский союз, не желавшие допускать самостоятельного русского мореплавания на Балтике.
В середине XVI в. Иван Грозный, желая получить гарантированный доступ к Балтийскому побережью, начинает Ливонскую войну. Вначале русские войска добиваются успехов, но затем сталкиваются с союзом двух мощных тогда держав – Польши и Швеции – и терпят поражение. Почти все Балтийское побережье остается у шведов. Еще сильнее ухудшилось положение после Смутного времени в начале XVII в., когда шведы захватили весь берег Балтийского моря.
Сл. 8 -11 Здесь находятся древние русские города: Старая Ладога,
сл. 9 -10 Новгород,
сл.11 Псков.
Сл. 12. «Возьмите текст отрывка поэмы Медный всадник» и прочитаем его.
«На берегу пустынных волн.
Стоял он, дум великих полн.
И в даль глядел. Пред ним широко

Река неслася: бедный челн.
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам.
Чернели избы здесь и там.

Приют убогого чухонца:
И лес, неведомый лучам.
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,

Нагою твердой встать при море.
Сюда, по новым им волнам
Все флаги будут в гости к нам.
И запируем на просторе…» А.С. Пушкин.
? « Почему «окно в Европу пришлось прорубить снова?»
Учитель: «О каком событии говорит этот отрывок из поэмы «Медный всадник»?
Ученик: «На берегу «пустынных волн стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен. Город должен защищать Россию от шведов и должен стать «окном в Европу».
« Основание в 1703 году Санкт-Петербурга и победа в Северной войне изменили кардинально весь облик Северо-Запада Европейской России. Впервые за все время своей истории Россия получила широкий выход к Балтике, где уже существовало много портов: Рига, Нарва, Выборг, Ревель (Таллинн)
Сл. 13 Почему понадобилось строить новую столицу на берегу Балтийского моря? (ответ картинка) Ответ: в XVIII в. выход к Балтийскому морю был для России необходимостью, как с экономической, так и с политической точек зрения.
Вначале XVII века выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со Швецией выход на Балтику был возвращен России. После распада СССР роль порта Санкт-Петербург возросла, так как страна потеряла незамерзающие порты Латвии, Литвы. Эстонии.)? Сл.14 картинка. Главный порт в Ленинградской области? Кронштадт
Сл. 15 Картинка ВОВ – Ладожское озеро = «Дорога жизни»
? Какова разница в направлениях торговых связей Москвы и Санкт-Петербурга?
Ответ: Торговые связи Москвы в большей мере континентальны (хотя и есть выходы к путям судоходства) и ориентированы на развитие товарных потоков внутри страны.
Торговые связи Санкт-Петербурга в большей степени морские, ориентированы на Европу. По мере освоения территории Северо-Запада, его роль для России возрастала в связи с увеличением торговых операций со странами Европы. Северо-Запад в истории нашей страны стал «окном в Европу».

Закрепление
Великий русский учёный М.В. Ломоносов считал, что «благополучие, слава и цветущее состояние государства» зависят от развития торговли. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Как этот тезис можно применить к Северо-Западу? Обсудите в группе.
Итоги урока: сл. 16. Рефлексия
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Северо-Запад России
Презентация на тему: Интегрированный урок по географии и истории в рамках ФГОС

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд с ответами для учащихся 8-9 класса "Первая Мировая война" Конспект урока истории в 9 классе с презентацией. Вторая мировая война Конспект урока по истории в 9 классе «Великая Отечественная война» Конспект урока истории, 9 класс. Переход к политике перестройки

Похожие статьи:

Программа факультативного курса для учащихся 9, 10, 11 классов по истории Казахстана

Конспект урока по Новейшей истории в 9 классе

Зачетный тест по истории России для 9 класса на тему: «СССР на пути строительства нового общества»

Квест - игра по станциям в рамках месячника научных открытий для учащихся 6-9 класса
Опубликовано: 1861 день назад (18 ноября 2019)
Просмотров: 3329
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Наталья Валентиновна Терехина # 20 ноября 2019 в 19:29 0
В ходе занятия происходит формирование регулятивных, коммуникативных, познавательных компетенций. Выявляются межпредметные связи, закладываются основы культурологического подхода в оценке явлений и фактов действительности.Происходит активное развитие интеллекта, речи обучающихся.