Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мастер-класс для воспитателей детского сада. Модели НОД для старших дошкольников

Мастер-класс "Модели НОД по теме "Тучка-сердючка" с речевыми играми для детей старшего дошкольного возраста"
Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми с самого раннего возраста. Недаром известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, должно быть упражнение речевое. Именно так считал основоположник концепции раннего музыкального развития, композитор и педагог, Карл Орф .

Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит синтез речи и движения. Вообще, игровая ритмодекламация, наложенная на музыку очень развивает детей.

Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными фонопедическими упражнениями, подготавливающими детей к пению. Базой для этого служит, как правило, детский фольклор, но имеют место и авторские разработки.

Для стимулирования и развития песенного творчества дошкольников стоит уделять внимание обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, и так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Это можно делать в попевках, считалках, дразнилках, закличках, играх-распевках.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, что позволяет детям не только импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал, но и успешно осваивать закономерности строения музыкальных форм и длительностей звуков. Перенесение их после таких музыкально-речевых упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и становится более осмысленным.

Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении даже дошкольниками, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам».

Не стоит отрицать, что пение с движением более сложно для выполнения, но украшает детское выступление. Не менее интересны «звучащие жесты» и в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

Предлагаю вашему вниманию несколько моделей НОД с речевыми играми, организованными в соответствии с временами года всего лишь двумя картинками. Итак, 3 варианта на тему «Тучка-сердючка».
Модель №1 НОД
Слушание инструментальной музыки «Дождик» - музыко-терапия из цикла «Звуки природы».
Педагог: Ой, что это за звуки? (прислушиваются) Вы, ребята, узнали эту музыку? (ответы детей).
Показ пособия «Времена года»в виде часов с кукушкой.
Это волшебные часы, посмотрите, что на них нарисовано (рассматривают, высказываются). Обратите внимание, картинки (времен года) четыре. В каком положении сейчас стрелка? А сейчас? (смена положения) Давайте и мы побудем часиками.
Упражнение-разминка на звучащие жесты «Часы» на русскую народную мелодию.
Прохлопывание ритмического рисунка музыки сначала на четверть, потом на сильную долю, затем на два такта, затем на три, потом «синкоппо». После соединяют руки «домиком» над головой и, вытягиваю шею, произносят «ку-ку» 3 раза, замет кулачками стучат по коленям 3 раза, со словом «бом».
Педагог (открывая картинку на ноутбуке или показывая тучку): Посмотрите, ребята, кажется, к нам тучка в зал залетела. Тучка, как тебя зовут? Что ты тут делаешь? Не отвечает, только сильнее хмурится.
Кажется, я догадываюсь, кто это…
Жила на свете тучка
По имени Сердючка.
Она ни с кем не зналась,
Совсем не улыбалась.
И сыпались из тучки
То градинки-колючки,
То бусинки-дождинки,
Холодные слезинки.
Ребята, почему же тучка хмурится? (предположения детей) А мы с вами умеем хмурится? (ответы детей) Давайте покажем, как мы это делаем.
Мне почему-то тучку жалко? А вам?
Мимическая гимнастика под музыку Бетховена «Весело-грустно» (2 часть).
Что же нам ребята сделать, чтобы тучка перестала хмурится? (предложения детей). Давайте для начала ей улыбнемся. Вот так. Давайте улыбаться под музыку.
Мимическая гимнастика под музыку Бетховена «Весело-грустно» (1 часть).
Мы с вами были сначала грустными. А потом веселыми. Музыка, которую мы слушали, грустила вместе с нами, а потом веселилась, правда? Знаете, она так и называется «Весело-грустно». А написал ее известный композитор Людвиг Ван Бетховен.
Так как же нам развеселить тучку? Маша предложила угостить ее конфеткой, но у нас нет конфет. Может, нам поможет потешка. Ведь, что такое потешка? Правильно, это песенка, чтобы тешить (то есть веселить). Давайте, я вас научу веселой потешке.

Речевая игра-потешка с музыкальными инструментами.
1 вариант.
«Игрушки» О.Бурнашевской,В.Данько
Есть игрушки – хохотушки, - импровизация ритмического рисунка на ложках
Есть игрушки – тарахтушки, - трещётки
Хохотушки всё хохочут, - ложки
Тарахтушки тарахтят. –трещётки
Вместе весело им очень, - дуэт
Расставаться не хотят.
Тарахтушки – хохотушки заразили всех! -
Отовсюду,отовсюду смех !
Дети играют ансамблем заданный ритмический рисунок, произносимый на
«Ха – ха», «тринь-ля-ля» или прочий закрепляемый звук.

2 вариант
Музыкальная сказка «Осенний оркестр».
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одёжке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик.
Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»
По деревьям по шумел,
Громче зазывает, Тремоло бубнов.
Тучки в кучки собирает.
Дождик – динь Колокольчик, дон-дон-дон! металлофон.
Капель бойкий перезвон.
Всё звенит, стучит, поёт –
Осень яркая идёт!
Все инструменты исполняют пьесу «Дождик» Н.Любарского.
Педагог: Заулыбалась тучка. Вот и песенка как раз, давайте ее споем, только сначала распоемся.
Распевка-канон (с металлофоном) «Дождик»:
Кап-кап-кап; (до)
Динь-динь-динь; (ми)
До-дон-дон; (соль)
Вот какой у нас канон. (соль, фа, ми, ми, ре, ре, до)
Исполнение песни «Осень в лесу».
Тучка, а ведь мы знаем веселую игру, от которой тебе и ребятам станет совсем весело.
Музыкальная гимнастика на стульчиках «Виноватая тучка» - 1 вариант.
Игра «Солнышко и дождик» - 2 вариант.


Игра «Дождик» - 3 вариант.
Дождь, дождь, дождь с утра. (Хлопки чередуются со шлепками по коленям.)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте.)
Шлеп по лужам, (Притопы)
Шлеп-шлеп.
Хлоп в ладоши, (Хлопки)
Хлоп-хлоп.
Дождик, нас не поливай, (Грозят пальцем.)
А скорее догоняй!

Игра «Ловишки»
Стала тучка нежною
Стала тучка снежною.
В ней уж не дождинки,
А первые снежинки.
Красивые, пушистые,
Белые, искристые.
Хочет вам их подарить,
Чтобы отблагодарить.
Раздаем бумажные снежинки и прощаемся. (или далее может следовать продуктивная деятельность).

Модель №2 НОД
Слушание инструментальной музыки «Метель» - музыко-терапия из цикла «Звуки природы».
Педагог: Ой, что это за звуки? (прислушиваются) Вы, ребята, узнали эту музыку? (ответы детей).
Показ пособия «Времена года» в виде часов с кукушкой.
Давайте посмотрим на наши волшебные часы (рассматривают, высказываются). Обратите внимание, в каком положении сейчас стрелка? (наступила зима) Давайте и мы побудем часиками.
Упражнение-разминка на звучащие жесты «Часы» на русскую народную мелодию.
Прохлопывание ритмического рисунка музыки сначала на четверть, потом на сильную долю, затем на два такта, затем на три, потом «синкоппо». После соединяют руки «домиком» над головой и, вытягиваю шею, произносят «ку-ку» 3 раза, затем кулачками стучат по коленям 3 раза со словом «бом».
Педагог (открывая картинку на ноутбуке или показывая тучку): Посмотрите, ребята, к нам снова тучка прилетела. Давайте вспомним про нее снихотворение:
Жила на свете тучка
По имени Сердючка.
Она ни с кем не зналась,
Совсем не улыбалась.
И сыпались из тучки
То градинки-колючки,
То бусинки-дождинки,
Холодные слезинки.
Но наша тучка совсем уж не Сердючка. Посмотрите, она принесла нам Ледяные кубики для новой игры.

Речевая игра «Кубики».
Педагог держит один кубик в руках, второй дает детям, стоящим в кругу.
Хором: Кубик катиться по кругу, дарим мы его друг другу.
Под музыку передается кубик, музыка стихает, кубик замирает.
Педагог отдает ребенку и свой кубик со словами:
Кубик к кубику пришел, Здравствуй, я тебя нашел.
Ребенок ритмодикламирует, стуча кубиками друг о друга:
Тук - тук - тук, тук - тук - тук, Ты мой самый лучший друг.
Педагог: Тучка соскучилась по нашим сказкам да песенкам. Вот и песенка как раз, давайте ее споем, только сначала распоемся.

Распевка на звукоподражание «Сказка учит нас играть» с металлофоном:
Сказка учит нас играть,
Всем на свете подражать.
Гусь-гусек, подай голосок!
(все поют «га-га-га» на «соль, фа, ми, ре, до»)
Сказка учит нас играть,
Всем на свете подражать.
Волк-волчок, как поешь, дружок?
(все поют «у-у-у» «соль, фа, ми, ре, до»)
Сказка учит нас играть,
Всем на свете подражать.
Мишка-медведь, начинай реветь!
(все поют «ры-ры-ры» «соль, фа, ми, ре, до»)
Сказка учит нас играть,
Всем на свете подражать.
Петя-петушок, покричи-ка разок!
(все кричат «Ку-ка-ре-ку!»)
Тучка, а ведь мы выучили новую веселую песенку.
Исполнение песни со звучащими жестами «В просторном, светлом зале».
А не хочешь ли, Тучка, с нами потанцевать?
Хоровод «Ледяные ладошки».
Какая ледяная песенка, заморозила наши ладошки. Давайте их погреем.

Дыхательная гимнастика «Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой)
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Какая тучка нежная
Какая тучка снежная.
Не просто в ней снежинки,
Снежинки-балеринки.
Красивые, пушистые,
Белые, искристые.
Хочет вам их подарить,
Чтобы отблагодарить.
Продуктивная деятельность под «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского. Мастер-класс «Как сделать снежинку-балеринку поэтапно с фото и шаблонами».
Модель №3 НОД
Слушание инструментальной музыки «Весенние трели» - музыко-терапия из цикла «Звуки природы».
Педагог: Ой, что это за звуки? (прислушиваются) Вы, ребята, узнали эту музыку? (ответы детей).
Показ пособия «Времена года» в виде часов с кукушкой.
Давайте посмотрим на наши волшебные часы (рассматривают, высказываются). Обратите внимание, в каком положении сейчас стрелка? (наступила весна) Давайте и мы побудем часиками.
Упражнение-разминка на звучащие жесты «Часы» на русскую народную мелодию.
Прохлопывание ритмического рисунка музыки сначала на четверть, потом на сильную долю, затем на два такта, затем на три, потом «синкоппо». После соединяют руки «домиком» над головой и, вытягиваю шею, произносят «ку-ку» 3 раза, затем кулачками стучат по коленям 3 раза со словом «бом».
Педагог (открывая картинку на ноутбуке или показывая тучку): Посмотрите, ребята, к нам снова тучка прилетела. Но сегодня к нам она вместе с солнышком пришла!
Речевая игра «Солнышко».
Ходит солнышко по кругу.
Спит в лесу лосиха,
Мы идем с тобой по лугу (идут по кругу)
Тихо, очень тихо (идут на носочках).
Мы походим по опушке,
Мы найдем тропинку.
Вон сорока на верхушке (останавливаются)
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю, (идут по кругу),
Осторожно, осторожно! – (идут на носочках)
Ящерица дремлет.
И о чем поведал ветер
Листьям дикой груши (касаются правого уха)?
Мы узнаем все на свете (касаются левого уха).
Посиди, послушай (садятся на ковер).
Слушание музыки «Утро» Э.Грига (отрывок).
Педагог: Эта музыка рассказывает о том, как солнышко просыпается, лучиками улыбается всем и деревьям и животным. И вместе с его улыбкой просыпается вся природа и мы с тобой.
Тучка рассказала солнышку о наших песенках. Вот и песенка как раз, давайте ее споем, только сначала распоемся.
Распевка-канон «Капель» с металлофоном:
Кап-кап-кап; (до)
Динь-динь-динь; (ми)
До-дон-дон; (соль)
Вот какой у нас канон. (соль, фа, ми, ми, ре, ре, до)
Тучка, а ведь мы выучили новую веселую песенку.
Исполнение песни со звучащими жестами и колокольчиками «Песенка-капель».
Знакомство с шепотом:
Ночью темень. Ночью тишь.
ТШШШШШШШШШШШ
Солнышко, а где ты спишь?
ТШШШШШШШШШШШ
Может тучка-балеринка
Для тебя кровать с перинкой?
Ветерок дунет теперь
Вот тебе и колыбель!
Колыбель качается,
Сказка начинается…
Музыкальная сказка «Теремок».
Тук-тук молоток – мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей , чтобы было веселей!
Мышка-норушечка , в гости бежит,
Тихо шуршунчиком мышка шуршит.
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками он в барабан застучал.
Вот и лиса к теремочку идёт,
Лисичка – сестричка трещотки несёт.
Серый волчок в бубенцы загремел,
А петушок громко песню запел.
Мишка мохнатый рад новосёлам:
Живёт в теремочке оркестр весёлый!
Оркестр «Добрый мастер».
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры Конспект комплексной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики и координации движени Конспект занятия в старшей группе тема: «Кто со спортом дружен, тому врач не нужен» Конспект занятия в старшей группе по социально-коммуникативному развитию на тему «Доброта»
Сценарий развлечения на тему ЗОЖ для старших дошкольников | Сценарий осеннего праздника по мотивам сказки "Красная шапочка" в детском саду в старшей группе
Опубликовано: 780 дней назад (3 ноября 2022)
Просмотров: 578
+3
Голосов: 3
Анна Валерьевна Шунькова # 4 ноября 2022 в 11:29 +1
Добрый день! Полезная информация! Спасибо!
Анна Александровна Устименко # 5 ноября 2022 в 07:41 0
Какая прекрасная разработка! Она включает в себя все области развития ребенка, несет позитивный эмоциональный заряд.