Музыкальные игры для художественно-эстетического развития дошкольников
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
Игрой может сопровождаться все музыкальное занятие. Даже приветствие педагога с детьми можно начать с игры. Для этого используются различные коммуникативные игры. Например, коммуникативная ритмическая игра
«Здравствуй!», которая сопровождается логоритмическими движениями (например, хлопками, щелчками, шагами и т.д.).
Педагог: Здравствуйте!
Дети: Добрый день!
Педагог: Как дела?
Дети: Хорошо!
Все виды музыкальной деятельности ребенка завязаны на ритмической составляющей, именно поэтому особый акцент в своей работе я делаю на него. Также следует отметить, что ритмические игры хорошо помогают детям с нарушением речи корректировать звукопроизношение.
Следующий вид музыкальной деятельности – это
разминка с выполнением музыкально-ритмических движений.
Игр, которые используются на разминке, - огромное множество. Но объять необъятное невозможно, и даже на самое основное в НОД порой времени катастрофически не хватает. Оптимально, в этом случае, синтезировать виды музыкальной деятельности и использовать игры, решающие сразу несколько задач. Именно с такими играми я хочу вас познакомить.
К примеру, игра
«Хлопаем в такт» применяется для закрепления репертуара слушания, развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движения. Звучит 3-х частная музыка
(по репертуару слушания). Хлопаем сначала на сильную долю. Потом на 2 такта, на 3 и на 4. И в обратном порядке.
Изучать позиции и движения рук и ног тоже можно в игровой форме.
Дуем мы воздушный шарик
(1 позиция).
Вот надулся он какой
(3 позиция).
И поднялся, непослушный
(4 позиция),
Полетел и лопнул. Ой!
(подготовительная позиция)
Загадаю вам
загадки:
Где носки мои, где пятки?
Позиция какая у ног моих? –
Ответ: шестая, вторая.
А сейчас ответьте дети, в какой позиции ножки? –
Ответ: в третьей. И т.д.
При музицировании можно использовать
игры с цветом.
(цветограммы) – развивают память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику, координацию, музыкальный слух, стимулируют к творчеству.
Игры на развитие певческих навыков, просодики используются в распевании и пении песен. Те, что я вам предложу еще и тренируют в игре на музыкальных инструментах, а также закрепляет основы элементарной нотной грамоты.
Распевание «Канон»
Дан-дан-дан, динь-динь-динь, дон-дон-дон
Вот такой у нас канон.
Игра на металлофоне в трезвучии соответственно: до – ми - соль.
При пении можно использовать игры
«Мой веселый микрофончик» (поет тот, у кого бутафорский микрофон в руках),
«Узнай песенку по картинке».
На заключительным этапе занятия часто проводится музыкально-подвижная игра. Моим ребятам очень нравится
«Музыкальный магазин».
Считалкой выбирается ведущий:
Дин-дин-дин-дин.
Открывайся магазин!
Подходите, подходите,
Покупайте, что хотите.
(Ведущий загадывает игрушку: кукла, солдатик, лебедь, слон)
За игрушкой повторяйте,
Кто танцует, отгадайте?
Ведущий танцует, дети угадывают по движениям образ и повторяют пляску.
После того, как дети отгадали, воспитатель говорит слова: «Я игрушку покупаю и с собою забираю», на что игрушка-ведущий отвечает «Прежде чем меня забрать, я хочу ребят догнать!»
Далее следуют «Ловишки».
Игра повторяется несколько раз с другим персонажем.
Таким образом,
музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки. Она объединяет все виды музыкально – художественной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах и служит оптимальным средством для художественно-эстетического развития дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста
Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет
Дидактическая игра для детей старшей группы ДОУ «Музыкальная викторина»
Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет