Вокальный конкурс в виде сюжетно-ролевой игры "Театр" (в контексте технологии позитивной социализации дошкольников «Большая игра» - «Культурно-досуговый центр»)
Автор-составитель: Татаринцева Людмила Николаевна, музыкальный руководитель СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д\с "Огонек"
Аннотация:
В нашем детском саду уже несколько лет практикуется использование новых технологий эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой («Рефлексивный круг», «Клубный час», «Большая игра» и другие) Но именно на перечисленных нам бы хотелось остановить внимание. Мы постоянно ищем новые, более эффективные формы работы с дошкольниками для решения своих педагогических задач. Таким образом, выбрав вектор формирования основ финансовой грамотности у дошкольников, мы в нетрадиционной форме провели конкурс «Осенних песенок букет».
Родилась идея провести этот конкурс в контексте «Клубного часа» - «Большой игры» и она оказалась оригинальной и очень эффективной, так как интегрировала в себе целый комплекс методов и приемов работы воспитателя и музыкального руководителя.
В основе «Большой игры» мы заложили сюжетно-ролевую игру «Театр», но расширили ее до посещения культурно-досугового центра, то есть музыкального зала, где, кроме театра, расположились еще и кафе, лаборатория, музей, танцевальная студия, магазин песенок и попевок. Но в данных экспозициях дети могли быть только посетителями, роли экскурсовода в музей и лабораторию осуществлял воспитатель.
Роль хореографа и официанта – музыкальный руководитель. А вот в «театре» дети исполняли роли кассира, рекламного агента, продавца цветов и актеров.
В период ограничительных мер «Большая игра» организовывалась на одной старшей группе детей в возрасте 5-6 лет.
Содержание:
Цель: формирование основ финансовой грамотности дошкольников в сюжетно-игровой музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать представление детей об оплате труда, цене товара и услуг, денежных знаках, банке
(банкомате) и проводимых в нем операциях
(выдача наличных) -
(познавательное развитие).
2. Содействовать представлению о содержании деятельности людей новых и известных профессий
(кассира, продавца, рекламного агента и актеров театра) -
(познавательное развитие).
3. Дать представления о рекламе, ее назначении –
(познавательное развитие).
4. Закрепить счет до 10, умение соотносить цифру с количеством предметов, «давать сдачу» -
(познавательное развитие).
5. Учить ребят самостоятельно делать выбор, искать и принимать решения, на что тратить деньги -
(социально-коммуникативное развитие).
6. Воспитывать уважение к трудовой деятельности человека любой профессии, бережно относится к ее результату -
(социально-коммуникативное развитие).
7. Развивать у детей навыки социо-культурного взаимодействия
(правила поведения в театре, соблюдение тишины при выступлении, вежливое обращение к сотрудникам, соблюдение очереди и т.д.) -
(социально-коммуникативное развитие).
8. Развивать у детей навыки рационального потребления, планирования трат, экономической безопасности -
(социально-коммуникативное развитие).
9. Развивать творческие способности детей, поддерживать инициативу к публичной демонстрации своих творческих достижений -
(художественно-эстетическое развитие).
10. Познакомить с понятиями: «соло», «дуэт», трио» и практиковать в музыкальной деятельности
(художественно-эстетическое развитие).
11. Стимулировать речевую активность
(куда и как следует обратиться, как выстроить диалог), обогащать речевой запас -
(речевое развитие).
12. Развивать просодику и речевой аппарат в пении, движении под музыку –
(физическое развитие).
Методы и приемы:
Использовались методы: беседа, наблюдение, показ, сюрпризный момент, создание игровой ситуации, чтение стихотворного текста, инструментального сопровождения вокала. Также использовались прямые и косвенные приемы руководства «Большой игрой». Косвенные: внесение игрушек, атрибутов, создание игровой обстановки и пр.; прямые: непосредственно участие, разъяснение, помощь и пр. Из методов
Предварительная работа и план подготовки:
1. Беседы: «Профессии», «Что такое реклама и зачем она нужна», «Откуда берутся деньги?», «Семейный бюджет, доход и расход», «История возникновения театра», «Правила поведения в театре».
2. Просмотр видеофильмов: «Золотой ключик или приключения Буратино», «Работа в банке», «Театр», «Как появились деньги».
3. Экскурсии к сбербанку, культурно-досуговому центру.
4. Изготовления атрибутов к игре
(сумочки, билеты, афиши, деньги, бейджи, вывески к экспозициям «Цветочная лавка», «Касса», указатели, банкомат).
5. Подготовка костюмов, кулис и оборудования: формы для кассира, продавца и рекламного агента; костюмов, микрофонов, ноутбука с аудиозаписями и колонок для артистов.
Работа с родителями:
Папка – передвижка с консультацией «Финансовая грамотность дошкольника».
Игровое оборудование и атрибуты:
Кассир
(ребенок): стол, касса, форма, билеты, денежные знаки для сдачи, ценники, брошюры, программки, бейдж.
Продавец цветов
(ребенок): форма, бейдж, цветы, игровые денежные знаки, касса, ценники.
Рекламный агент
(ребенок): форма, бейдж, афиша, буклеты.
Посетители
(дети): сумочки, пластиковые карты, игровые денежные знаки.
Артисты
(дети): костюмы для артистов, микрофоны.
Непосредственная подготовка к игре
Передвинуть столы и расставить в музыкальном зале для детей экспозиции, атрибуты, предметы – заместители, ноутбук, колонки.
Рефлексивный круг
Воспитатель: Ребята, все мы носим маски, маски нашего настроения. Посмотрите, у меня в руках сейчас маски: веселая и грустная, давайте передадим их по кругу, вы примерите их и скажите, какое настроение у вас сегодня и почему, какая из масок соответствует вашему настроению в данный момент.
Дети выполняют.
Воспитатель: Вот у меня сегодня веселое настроение
(воспитатель одевает веселую маску) потому что сегодня я получила заработанную плату. Что такое заработанная плата?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вот сегодня я буду выдавать вам заработанную плату. Воспитатель раздает банковские карты и сумочки.
Воспитатель: Сегодня на занятии по математике, вы работали, были финансистами и считали финансы, вот вам ваши банковские карты. На этих картах – ваша заработанная плата. А где можно получить по этой карте деньги?
Дети отвечают: в банке, в банкомате.
Воспитатель: Какие есть деньги?
Дети: монеты, купюры, копейки, рубли.
Воспитатель: А на что можно потратить эти деньги?
Дети отвечают: купить игрушки, продукты, одежду.
Воспитатель: Конечно, ребята, но если после покупки всего необходимого остаются деньги, можно потратить их на культурный досуг, то есть на культурный отдых. Какой вы знаете?
Дети отвечают: сходить в музей, в цирк, в театр.
Входит
рекламный агент:
Здравствуйте. Я – рекламный агент. Мы вам предлагаем отличный культурный отдых в нашем центре. Сегодня там будет концерт. Вот афиши и буклеты. Ждем вас в 10.00!
Дети: Так это же реклама.
Воспитатель: А что такое реклама? А какие еще виды рекламы вы знаете?
Дети: брошюры, видео реклама, афиша.
Воспитатель: Ребята, а давайте пойдем в культурно-досуговый центр нашего детского сада – в музыкальный зал?
Дети: давайте!
Ход игры
В музыкальном зале детей встречает музыкальный руководитель, он звонит в колокольчик, объявляя начало большой игры:
Добрый день, мы рады приветствовать вас в нашем культурно-досуговом центре. Сегодня к нам в центр приехал театр. Актеры театра ждут вас на свой концерт. А в антракте будут развлекательные программы. Вы знаете, какие профессии есть в театре?
Дети: продавец цветов, кассир билетов, контролер, артисты.
Музыкальный руководитель: А чем посетители будут расплачиваться в кассе или когда покупают цветы?
Дети: деньгами.
Музыкальный руководитель: Откуда они берутся?
Дети: ответы.
Музыкальный руководитель: А если нет денег в кошельке, где взять?
Дети: в банке или ив банкомате.
Музыкальный руководитель: Хорошо, я вижу, что вы готовы к игре, подходите к банкомату.
Дети играют, получают деньги, проходят к кассе за билетами, в цветочную лавку за цветами и рассаживаются на места согласно купленным билетам.
Музыкальный руководитель:
Талантов много в нашей группе!
Сегодня в театральной труппе
Увидите вы самых лучших!
Так что готовьте ваши ушки.
Мы начинаем наш концерт
«Осенних песенок букет».
Звучат фанфары.
Музыкальный руководитель:
Когда выступает один артист,
Мы говорим: «выступает солист».
Солист Василий исполнит первую песню нашего осеннего букета – «Осень» Л.Олифировой. Встречайте аплодисментами!
Исполняется песня «Осень» Л.Олифировой.
«Дуэто» – два по-итальянски,
А, значит, знаем мы ответ,
Когда поют нам два артиста,
Мы говорим: «поет дуэт»!
Дуэт Кристины и Ксении исполнит вторую песню нашего осеннего букета – «Дождик» М.Парцхаладзе. Встречайте аплодисментами!
Исполняется песня «Дождик» М.Парцхаладзе.
По-итальянски слово «трио»
На русском означает три.
Сейчас споют нам три артиста,
И кто же это, посмотри!
Трио Александры и Софьи и Виолетты исполнит третью песню нашего осеннего букета – «К нам гости пришли» М.Ивенсен. Встречайте аплодисментами!
Исполняется песня «К нам гости пришли» М.Ивенсен.
Музыкальный руководитель:
Ну, вот и подошел к концу
Наш праздничный концерт.
Надеюсь, вам понравился
Наш песенок букет.
Артистов всех на сцену приглашаем.
И кто понравился, тому цветы вручаем.
Дети вручают цветы понравившемуся артисту.
Затем кассир выдает заработанную плату артистам по количеству цветов.
Воспитатель:
Посмотрите, в нашем центре
Есть еще кафе, музей,
Лаборатория, студия танца
Для развлечения детей.
Куда хотите, туда проходите!
Дети свободно перемещаются по пространству зала, выбирая понравившийся вид деятельности в любой зоне, в соответствиями с правилами «Большой игры». По звонку колокольчика «Большая игра» заканчивается, и дети идут в группу на «Рефлексивный круг».
Рефлексивный круг
Воспитатель: Хорошо поиграли? Присаживайтесь на рефлексивный круг.
Дети рассаживаются.
Воспитатель: Давайте передадим наши маски по кругу и расскажем, какую роль вы играли, с каким настроением и что вам больше всего понравилось? Как работали сотрудники в цветочной лавке? В кафе? В театре? И т.д. Будем играть в следующий раз? Какие профессии можно еще добавить в нашу игру? Кем вы хотите быть в следующий раз?
Дети высказываются, передавая маски.
Воспитатель: Все вы сегодня - молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста
Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет
Дидактическая игра для детей старшей группы ДОУ «Музыкальная викторина»
Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет