Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через музыку

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада. Экологическое воспитание дошкольников в различных видах музыкальной деятельности
Автор-составитель: Татаринцева Людмила Николаевна, музыкальный руководитель СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с "Огонек"
- Экология и музыка… Как связаны эти два широких понятия, ведь экология - это наука, а музыка - это один из видов искусств? - вопрос, который часто задают нам родители. Попробуем на него ответить.

Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком понятий, искусство - языком образов. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Таким образом, музыка воссоздает чувственную модель мира, а экология изучает взаимоотношение человека с этим миром, с окружающей его природной средой.

Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности человека к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.

Мы с ребятами в рамках проектной деятельности «Родной природы карнавал» пытались интерпретировать музыку великих композиторов из репертуара по слушанию в продуктивной деятельности. Так родились наши выставки: «Музыка осенних пейзажей», «Вальсы снежных хлопьев», «Звон весенних капелей», «Солнечный хоровод».

Тема экологии всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Так слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя, то бабочкой, то птичкой, то цветком, то снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образов, эмоциональную окраску которым даёт прекрасная музыка.

В музыкально-подвижных играх дошкольники примеряют на себя образы персонажей из цикла пьес «Карнавал животных» К.Сен-Санса, «Музыкальных картинок» Е.Тиличеевой.

Уже в раннем возрасте дети воспринимают образы животных в игрушках, а взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, прибаутки, колыбельные («Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т. д.)
Я, как и многие педагоги, часто используют в НОД проблемные ситуации с животными и птицами в кукольных театрах, где голодного воробушка надо покормить зернышками («Воробей» А. Руббах) , развеселить грустный дождик («Грустный дождик» Н.Любарского), помочь петушку вернуть свой голосок (р.н.п. «Петушок») и т.д. Дети сопереживают котику, который заболел, и радуются, когда он выздоравливает («Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гречанинова)

Дошкольники с удовольствием слушают и поют песенки про животных, птиц и насекомых («Песенка про кисоньку» Б. Брянского, «В траве сидел кузнечик» Н. Носова, «Птичка» Д. Тухманова и т. д.)

Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Познание природы в звуках продолжается в играх «Угадай по звуку», дети отгадывают по голосам – животных и птиц, угадывают звуки ручейка, морского прибоя, дождя, ветра. Дети подражают в песенках голосам животных в играх-распевках.

Глубже почувствовать звуки природы и попытаться их воссоздать можно через элементарное музицирование и импровизации на колокольчиках, треугольниках, металлофонах, а также с помощью инструментов, созданных своими руками. В рамках экспериментирования со звуками мною была создана «Мастерская музыкальных инструментов» из бросового материала. Там дети могут с помощью полиэтилена создать «скрип снега», с помощью металлических ключей - «звук капели», с помощью трубочек – «звук ветра» и т.д.

В процессе занятий формируется и любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети водят хороводы и поют песни о белоствольной русской березке, елочке, листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, о грибочках, овощах, фруктах и т. д.

Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о небе, о деревьях и цветах – обо всем, что нас окружает.

Экология и здоровье – тоже тесно связаны. Формированием навыков ЗОЖ, я участвуя в проекте «За здоровьем - в детский сад». Здоровьесберегающие технологии работы с дошкольниками в этой группе стали включать - валеологические распевки, логоритмику, дыхательную гимнастику, коммуникативные танцы. Совсем недавно, в НОД в рамках этой проектной деятельности я стала использовать элементы эвритмии.

Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Оно заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, сюрпризные моменты, игровая деятельность и т.д.

Важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Я продумываю сценарии таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя участником совместной деятельности, смог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.

Проживание ребенком событий является основой для последуюшего выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях. На праздниках ребенок действует в коллективе сверстников. Здесь он проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами.

Традиционные Осенины могут быть представлены, сюжетом о том, как Волк проказник под елкою лежал, и банки консервные всюду бросал, а Красная шапочка и ребята-зверята учили его любить природу, беречь ее, не вредить. При составлении сценариев экологиеских праздников я часто опираюсь на материал русского-народного творчества, т.е. на фольклор. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой. Но могу проводиться осенние праздники и в виде современных «Огородных мюзиклов», где каждый ребенок – овощ, ягода или фрукт.

Новогодние приключения говорят о прелести русской зимы. Дети могут превращаться в снежинок, зверят, снеговичков, морозят и др. Интересны детям развлечения «Зимние забавы», «С легким паром», «По морозцу да в валенках», «Калядки» и др.

Восьмое марта можно превратить в историю «Кошкин дом», «Как цыпленок маму искал», «Как поросенок собирал для мамы букет» и др.

В рамках социального партнерства мы проводили музыкальные викторины «День Земли», «Аленкины бусы» и экологические акции «Озеленим наш сад», «Поможем птицам», совместно с фольклорной студией «Подсолнушки» - осенние посиделки «В горнице-узорнице» и «Осенних песенок букет», с Храмом Архангела Михаила ставили спектакли к Пасхе, воспевающие весеннюю природу, по сказкам «Гуси-лебеди», «Колобок», с инспектором ГИБДД, с пожарной частью – по сказкам «В дорогу с облаками», «Путаница».

Не так давно, мы стали внедрять в практику клубные часы по системе Гришаевой. Нами были проведены «Масленица», «Экспериментирование с Осенью», «Вовка в тридесятом царстве», которые тоже как результат, имеют экологическое воспитание дошкольников.

Хочется отметить, что праздник это общение и детей и взрослых, светлое, радостное, очень эмоциональное общение. Приобщать к праздникам следует всех сотрудников детского сада, выпускников и родителей. Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания.

В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников:
- с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
- ребёнок осознаёт себя частью природы;
- воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
- формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Валеологическое распевание в ДОУ и дома | Сюжетно-ролевая игра «Театр» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1072 дня назад (15 декабря 2021)
Просмотров: 1764
+5
Голосов: 5
Анжела Львовна Митрахович # 17 декабря 2021 в 17:13 +1
Если заниматься экологическим воспитанием детей с разных сторон, то и результат будет положительный. А совмещение музыки и экологии - это здорово вдвойне! Вами представлен интересный опыт работы. Голос
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 декабря 2021 в 16:42 0
Интересно, креативно и очень полезно. Голос. Жду новых приглашений.
Лариса Владимировна Валитова # 12 января 2022 в 17:09 0
Здравствуйте Людмила Николаевна. Важная тема для решения ее музыкальными средствами, так как музыка имеет очень большое влияние на эмоциональное состояние ребенка. И с ее помощью можно решать любые важные проблемы. Спасибо. Голос!