Цели:
— формировать знания о том, что в природе все взаимосвязано;
— экологическое сознание, культуру ведения диалога;
— развивать внимание, причинностное мышление, речь.
Цветы
Забыли дети про цветы,
Резвились и играли.
В конце недели все цветы
Поникли и завяли.
Так странно.
Вроде бы цветы
Все время поливали,
Но побледнели вдруг они
И хиленькими стали.
Мы переставили цветы
Подальше от мороза.
Но почему-то те цветы
Лишь вызывают слезы.
На полках грустные стоят,
На нас печально все глядят.
Вопросы
— Что случилось с цветами? Почему?
— Какого ухода требуют комнатные растения?
— Почему неправильный уход может привести к болезни или гибели растения?
От семени до семени
Очень трудную задачу
Надо детям разрешить.
Нужно в схеме на листочке
Рост растенья отразить.
Ничего не перепутать,
Что за чем и почему.
Только трудно это сделать
Почему-то самому.
Катя начала с цветенья,
И с проростка Тимофей.
Плод изобразил Сережа,
Семена — Варфоломей.
Схемы разные ребята
Рисовали целый час.
Только почему-то Олю
Похвалили в этот раз.
Вопросы
— Почему все дети, кроме Оли, неправильно нарисовали последовательную схему развития растения?
— В какой последовательности развивается растение?
— Почему плод не может появиться раньше цветка?
— Почему из семени не может сразу появиться взрослое растение?
— Какие условия нужны растению для роста и развития?
Капризная погода
Встали дети утром рано,
А на улице бело.
Все дороги, тротуары,
Даже крыши занесло.
Снова утро. Снова дети
Посмотрели все в окно.
Только белого не видно,
Что-то на дворе темно.
Только ручейки и лужи,
И с утра всем зонтик нужен.
Вопросы
— Почему дети последовательно увидели разные картины за окном утром? Что случилось ночью?
— В какое время года погода часто меняется? В каком месяце осени? В каком месяце весны?
— Почему так важно с утра знать, какая погода будет днем?
Щенок
Мама с папою купили
Для Андрюшеньки щенка.
Наигрался он с щеночком,
В детский сад ушел с утра.
Вечером поел, умылся,
Да и спать скорей пошел.
Утром поиграть с Андрюшкой
Тот щенок не захотел.
Стал он грустным, не резвился,
Лишь поскуливал в углу.
— Вредный ты! — сказал Андрюшка. —
Только знать бы, почему?
Вопросы
— Почему щенок стал грустным, наверное, даже заболел?
— Как относился к щенку мальчик?
— Можно ли обращаться с животными, как с игрушкой? Почему?
— Какую ответственность берет на себя человек, когда покупает кошку, собаку, птичку или другое домашнее животное?
— Какого ухода требуют домашние животные?
— Почему щенка надо обязательно выгуливать три раза в день? Чем его нельзя кормить?
— Почему домашним животным нельзя спать в одной постели с человеком?
— Что значит воспитать собаку?
Камнепад
В горах туристы заблудились,
Они с дороги, видно, сбились.
От страха стали все кричать,
На помощь хоть кого-то звать.
Стреляли даже из ружья,
Но целый час кричали зря.
Людей лишь горы услыхали,
Их не напрасно наказали.
Вдруг сверху камни покатились,
Туристы быстро в грот забились.
Вопросы
— Почему туристы потерялись в горах?
— Почему начался камнепад? Чем он опасен?
— Какие правила поведения в горах вы знаете?
— Что нужно сделать перед тем, как идти в горы, на случай какого-то происшествия?
Птицы прилетели
Прилетели с юга птицы,
Гнезда стали возводить,
Тащат веточки, пушинки,
Чтобы дырочки закрыть.
И в скворечниках порядок
Нужно срочно навести:
Пыль смести, убрать весь мусор
И подстилку разместить.
Вопросы
— Почему птицы прилетели с юга в родные края?
— Почему птицы сразу начинают вить гнезда?
— Почему гнезда птицы вьют в разных местах?
— Какой материал используют птицы для того, чтобы свить гнездо?
— Какие птицы прилетают первыми из теплых стран в наши края?
Птицы осенью
Сколько насекомых летом!
Птицам корма и не счесть.
Вслед за летом пришла осень,
Что же птицы будут есть?
К югу птицы потянулись,
Там есть пища и жилье.
Носятся прощально стаи,
Улетать так нелегко!
Вопросы
— Чем питаются птицы летом?
— Почему осенью птицам приходится улетать в теплые края?
— Почему осенью исчезают насекомые, которыми питаются птицы?
— Где находят свою пищу водоплавающие птицы?
— Почему они улетают позже насекомоядных птиц?
— Почему птицы иногда задерживаются с отлетом на юг?
Весна
Почему-то стал ветер
Не холодным, а теплым,
Солнце светит все ярче,
Припекает сильней.
Быстро тают сугробы,
И ручьи, словно реки,
Разливаются шире
И бегут все быстрей.
Разлилась вдруг река,
Берега все закрыла,
Затопила луга, перелески, поля.
Отогрелась земля,
Набралась нужной влаги.
Перемены такие происходят не зря.
Вопросы
— С каким временем года связаны изменения в природе, о которых говорится в стихотворении?
— Почему весной снег быстро тает?
— Почему весной текут многочисленные ручьи?
— Почему на реках тает лед?
— Почему реки разливаются?
Сезонные изменения
Четыре сезона сменяют друг друга,
И каждый с характером только своим.
Одна из красавиц тепло всем приносит,
Дает вволю влаги за дедом седым.
Приносит с собою свет яркий и долгий,
Снега разгоняет, чтоб грелась земля.
В ней все, что живое опять пробуждает
И жить заставляет, очнувшись от сна.
Другая красавица холод приносит,
И свет отнимает, и греет едва.
Угрюмые тучи по небу гуляют,
Дождем поливая с утра до утра.
Желтеет листва. Листопадом прощальным
Природа готовится снова заснуть.
И лучику солнца, как лучшему другу,
Крылом машут птицы, что тронулись в путь.
А третья красавица дышит морозом,
День самый короткий с собой принося.
Сон долгий под песню пурги навевает.
Ждать долго придется от солнца тепла.
Вопросы
— С чем связаны сезонные изменения?
— О какой первой красавице идет речь в стихотворении?
— Почему весной все оживает?
— Какие условия нужны для растений и животных?
— О какой второй красавице говорится в стихотворении?
— Почему осенью жизнь растений и животных начинает замирать?
— Каких условий нет осенью для успешного развития растений и животных?
— О какой третьей красавице говорится в стихотворении?
— Почему зимой спят растения и многие животные?
— Как можно для растений зимой создать летние условия?
Лето зимой
На улице мороз и вьюга,
Растения под снегом спят,
А в комнате большой и светлой
Цветут и радуют ребят.
Вот декабрист весь в алом цвете,
Фиалки с бархатным листом,
Гераней разные соцветья
И фикус глянцевый кустом.
Ну как же так? Зимою — лето!
Волшебник, видно, здесь живет.
Он заклинанье произносит,
И все цветет, весны не ждет.
Вопросы
— Как вы думаете, действительно ли в групповой комнате живет волшебник?
— Почему же зимой комнатные растения продолжают расти и цвести?
— Какие условия созданы для них?
— Как вы ухаживаете за комнатными растениями?
— Какие комнатные растения есть у нас в группе?
— За всеми ли растениями вы ухаживаете одинаково? Почему?
— В какое время года желательно пересаживать и сажать комнатные растения? Почему?
Печальное путешествие пальмы
Пальму из Африки папа привез,
Мы были рады буквально до слез.
Пальму на даче своей посадили И за здоровьем ее мы следили.
Мы удобреньем ее подкормили,
Листья от пыли водою промыли,
Землю рыхлили, спасали от тли
И натаскали хорошей земли.
Словно на юге, под пальмой мы спали,
В полдень от зноя в теньке отдыхали.
Даже стихи ей свои посвящали,
Песни веселые ей распевали.
Лето закончилось, с пальмой простились,
В город до самой весны удалились.
В мае мы пальмы своей не нашли.
Может, зимою ее унесли?
Вопросы
— Почему стихотворение называется «Печальное путешествие пальмы»?
— Откуда папа привез пальму?
— Как ухаживали за ней члены семьи?
— Почему пальма на даче летом хорошо себя чувствовала?
— Почему весной не нашли пальмы?
— Почему растения, растущие на юге, не растут в средней полосе или на севере?
— При каких условиях они могут расти у нас?
— Что нужно знать, прежде чем покупать растение в другой стране и привозить в нашу страну?
Теплолюбивые и холодостойкие
У нас на даче много роз.
Но мучает меня вопрос...
Все лето розы расцветают,
Их холит мама, поливает,
А с наступленьем холодов
Кусты на зиму обрезает.
Но почему одни кусты
Она так низко подрезает
И хорошенько укрывает,
Ну а другие почему-то
Совсем она не обрезает,
И от мороза те кусты
Ничем она не укрывает?
А с наступлением тепла
Все розы сразу оживают,
И летом, вновь похорошев,
Те и другие зацветают.
Вопросы
— Какой вопрос мучает мальчика?
— Как вы думаете, почему мама по-разному ухаживает за кустами роз?
— Почему теплолюбивые растения весной распускаются позже холодостойких?
— Почему теплолюбивые растения высаживать в грунт весной надо позже холодостойких?
— Почему молодые деревца чаще взрослых деревьев вымерзают в холодные зимы?
Лужи-зеркала
Ночью дождик сильно лил
И всю землю намочил.
Утром солнце рано встало,
Посмотрело сверху вниз:
— Что с землею за ночь стало?
Вот удача, вот сюрприз!
Сто зеркал внизу лежали
И под солнышком сияли.
Отражались в них деревья
И прекрасные цветы,
Фонари, дома, заборы —
Всем хотелось красоты!
Солнцу лужи-зеркала
Очень приглянулись,
И от всей души оно
Жарко улыбнулось.
От такой улыбки лужи
Сразу изменились
И к обеду, обмелев,
Вовсе испарились.
Вопросы
— Почему утром на земле образовались лужи?
— Почему в лужах все отражается?
— Почему к обеду они испарились?
Сосулька
Вниз головой висит сосулька.
От солнца насморк у нее.
То от тепла она заплачет,
То платьице ушьет свое.
Придет мороз, и закалеет,
Немного за ночь подрастет,
Окрепнет телом, потолстеет,
Тяжелой станет — упадет.
Вопросы
— Почему сосулька висит вниз головой?
— Почему сосулька тает?
— Почему сосулька ночью подрастает и становится толще?
— Почему сосулька может упасть?
— Что может случиться, если упадет большая сосулька?
Мороз
Вчера были лужи,
Но что-то случилось.
В природе за ночь Что-то вновь изменилось.
Сосульки толстенные С крыши свисают,
Катки вместо луж,
Воробьи замерзают.
Вопросы
— Почему за ночь произошли такие изменения в природе?
— Почему с сосулек перестала капать вода?
— Почему лужи превратились в каток?
— Почему в гололед надо ходить осторожно?
Засуха
Почему-то трава летом вся пожелтела,
Облетела листва, словно осень пришла.
А земля, словно коркой сухою покрылась,
И осыпался колос пшеницы в полях.
Реки вдруг обмелели, луж совсем не осталось,
И пожары повсюду сжигают леса.
Засыхают луга, сенокоса не будет,
И паляще безоблачны вновь небеса.
Вопросы
— Почему пожелтела и засохла трава, облетели листья?
— Почему высохла и потрескалась земля?
— Что нужно зерновым, чтобы колос был полным и не осыпался?
— Как реки пополняются водой?
— В какую погоду летом бывают лесные пожары? По каким причинам?
— Какие последствия засухи могут быть для домашних животных?
— Как люди борются с засухой?
Беспечные туристы
Туристы как-то в лес пришли,
Костер из веток развели,
Картошки вкусной напекли,
Наелись вволю и ушли.
Затлела рядышком трава,
Сначала дым пошел едва,
Потом огонь заполыхал,
И на деревья он попал.
Огонь поднялся до небес.
Сгорел до углей дивный лес!
Вопросы
— Почему сгорел лес?
— Какое правило не выполнили туристы?
— В какую погоду летом вообще нельзя в лесу жечь костры?
— Почему лесной пожар трудно затушить?
— В какой опасности находятся деревни, которые расположены рядом с лесом?
— Почему сгоревшие деревья надо обязательно убирать из леса?
— Сколько лет будет расти новый лес?
Дождь
На улице льет дождь с утра.
Как же дойдет в сад детвора?
Намочит ноги и простынет,
Подхватит в сырости ангину.
Насквозь промокнет, зачихает.
Что делать,
Может, кто-то знает?
Вопросы
— Почему в холодную, дождливую погоду можно заболеть?
— Как можно защитить себя от дождя и луж?
— Почему обувь в дождь должна быть резиновой?
— Какая должна быть ткань у одежды, чтобы в ней можно было ходить под дождем?
Неволя
Из далекой Антарктиды
В зоопарк везут зверей:
Двух медведей белых-белых
И толстенных двух моржей.
Рады взрослые и дети —
Новоселы хороши!
Обживаются в вольерах
И медведи, и моржи.
Летом солнышку все рады,
Только почему-то вдруг
Заболели мишки разом,
И моржи не ловят круг.
Опечалились все дети:
— Что случилось? Почему?
Мы животных так любили!
Может, взрослые поймут?
Пригласили консультанта
По животным разных стран.
И сказал он очень строго:
— Я б у вас зверей отнял!
Вопросы
— Почему консультант отнял бы животных у работников зоопарка?
— Откуда привезли белых медведей и моржей?
— В каких природных условиях они живут в Антарктиде?
— Почему звери заболели в летнюю жару?
— Какие условия надо создать для дикого животного, чтобы содержать его в неволе?
В лесу весной
В лесу проснулся ежик
И заспанный медведь.
(Дети, перечисляя животных, по очереди отгибают пальцы, сжатые в кулак, начиная с мизинца.)
Сурок проснулся в норке
И начал быстро есть.
(При повторе, начиная с большого пальца.)
Хомяк, открывши глазки,
(Все пальцы резко разжимают, сжимают и разжимают.)
Стал щеки набивать.
Весна всех пробудила.
Не надо больше спать!
Птицы прилетели
С юга прилетели
(Дети соединяют попарно пальцы обеих рук, начиная с мизинца.)
Черные грачи,
Жаворонки, гуси,
Чайки и скворцы,
Зяблики и утки,
Лебеди, дрозды,
(Разъединяют парные пальцы, начиная с большого.)
Ласточки-касатки.
Ждали все весны!
(Скрещивают пальцы обеих рук.)
Пока скворец не прилетел
Занял воробей скворечник,
(Дети из ладоней образуют шалашик.)
Стал скворечник убирать.
(Трут ладонью о ладонь.)
Клювом выбросил подстилку,
(Соединяют и разъединяют сомкнутые пальцы руки и противопоставленный им большой палец (пальцы смотрят вперед).)
Начал перья собирать,
(Делают щипковое движение пальцев одной руки по другой.)
Вымел крылышком шерстинки
(Водят расслабленной кистью вверх-вниз по руке.)
И соломинки убрал,
Ну а пыль, как пылесосом,
Ветром быстро разогнал.
Купание воробьев
Прыгают воробышки —
Прыг, прыг, прыг, прыг.
(Дети имитируют прыжки по столу или по ладони другой руки указательным и средним пальцами, остальные сжаты, в кулак.)
Грязь смывают зимнюю.
(Потирают кулак о кулак.)
Скрип, скрип, скрип, скрип.
В лужице купаются,
Радостно плескаются.
(Постукивают ладонями о стол, переворачивая их то вверх, то вниз.)
А потом — в сырой песок,
(Потирают руки, скрестив их.)
Чтобы грязь стереть он мог.
Снова в лужицу скорей,
Чтоб отмыться побыстрей.
(Скрещивают ладони, изображая крылья птицы, помахивают ими.)
Прилетели журавли
Журавли-журавушки
С юга прилетели.
(Дети ставят предплечья вертикально, ладони под прямым углом к ним.)
Отдохнуть с дороги
На болотце сели.
(Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимают друг к другу и опираются кончиками на подушечку большого пальца (фигура «Гусь» ). Фигуру показывают обеими руками.)
Журавли-журавушки
Крылья развернули.
(Опускают кисть руки вниз, собирают пальцы руки в полубутон, ставят кончики пальцев на ладонь второй руки. Ладони поворачивают к себе, скрещивают руки и переплетают большие пальцы.)
Чтоб воды напиться,
Клювы разомкнули.
(Сжимают пальцы обеих рук, кроме большого, который противопоставляется остальным (клюв открывается и закрывается).)
Словно платье бальное,
Перья перебрали.
(Пальцы обеих рук скрещивают, поочередно скользят пальцами одной руки вверх.)
Под теплом весенним
(Делают упражнение «Фонарики».)
Танец станцевали.
Кленовый сок
Дятел в клене дырочку
По весне долбил,
(Дети постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой, сменяя руки.)
Сок кленовый выпил,
(Делают мягкий кулачок, имитируют питье.)
Чтоб набраться сил.
(Делают крепкий кулачок.)
А за ним синица,
Муха, муравей,
Бабочка, комарик
Прилетел скорей.
(Загибают пальцы на одной руке, начиная с большого.)
Всем хватило сока.
(Все пальцы на руках разомкнули.)
Рады все весне!
(Кисти рук опустили вниз, потрясли ими.)
По весне березка
(Сделали мягкие кулачки.)
Сок нальет и мне.
Ива зацвела
Зацвела в апреле ива.
(Дети по очереди, начиная с большого пальца левой руки, массируют каждый палец сначала на одной, а потом на другой руке.)
В гости к ней спешат скорей
Шмель мохнатый,
Шершень злющий
И трудяга-муравей,
Неуклюжий жук и муха,
Бабочка спешит на мед.
Всех весной накормит ива.
Скоро май цветной придет.
Первоцветы в саду
Лес украшают первоцветы,
(Дети держат раскрытые ладони перед собой, разводят пальцы.)
Но их увидишь и в саду.
На клумбах крокусы-малышки,
(На обеих руках поджимают все пальцы, кроме указательного и большого; образуют из них кольцо.)
Шафраны шапочкой цветут,
(Загибают поочередно пальцы, начиная с мизинца.)
Раскрылись желтые нарциссы,
И гиацинты хороши.
Как радуют цветы весною
После заснеженной зимы!
(Из пальцев обеих рук образуют бутон цветка.)
Первоцветы в лесу
Ты весною в лес пойдешь,
(Дети поднимают руки вверх, расставляют пальцы, скрещивают руки.)
Первоцветы там найдешь:
(На обеих руках сжимают пальцы в кулак, выставляя только указательный.)
Мать-и-мачеху, пушицу,
(Перечисляя первоцветы, правой рукой загибают пальцы по порядку на левой, начиная с мизинца; затем переходят на правую руку.)
Лук гусиный, медуницу,
Волчье лыко и хохлатку,
Перелеску и фиалку.
Ветреницу не забудь
И в лесу культурным будь.
(Энергично сгибают и разгибают пальцы обеих рук.)
Животные в лесу весной
В лесу весной не заскучаешь,
(Дети выставляют перед собой вверх указательный палец руки.)
Весной минута дорога.
Линяют лось, лиса и заяц,
(Щипковым движением пальцев «обирают шерсть» с рук перекрестно снизу вверх.)
У лося вновь растут рога.
(Перекрещивают кисти ладонями вперед, раздвигают пальцы.)
Рождаются весной зайчата,
(Пальцы сжимают в кулак, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, шевелят «ушками».)
Лисята, бойкие волчата,
(Средний, безымянный и большой пальцы вытягивают вперед и соединяют их кончики. Указательный и мизинец поднимают вверх.)
В апреле — рыжие лосята,
(Соединяют пальцы обеих рук лодочкой, большие пальцы поднимают вверх.)
И подрастают медвежата.
(Кулачки подносят к голове, изображая уши.)
Из птиц — ворона впереди,
(Ладони поворачивают к себе, скрещивают руки и переплетают большие пальцы.)
На яйцах в марте уж сидит.
(Машут кистями рук с сомкнутыми или разведенными пальцами-крыльями.)
Терем Весны
Чудный терем у Весны!
(Дети складывают ладони шалашиком.)
В нем узоры хороши.
(Делают круговые движения поочередно каждым пальцем обеих рук.)
Длинные лианы вьются
(Ставят кулак на кулак снизу вверх.)
И цветут вокруг цветы.
(Из пальцев обеих рук делают бутон цветка.)
Ставни, как крыло стрекозки,
(Ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами поворачивают к себе, затем от себя.)
И ковры здесь из травы.
(Скрещивают пальцы обеих рук.)
Весной в городе
Много дел у нас весной:
(Дети раскрывают пальцы на обеих руках перед собой.)
Надо дом покрасить,
(Расслабленной кистью одной руки проводят вдоль другой рукой снизу вверх и сверху вниз.)
Побелить бордюры все,
(По ребру ладони одной руки проводят ладонью другой.)
Грязь убрать из парков,
(Пальцы обеих рук чуть разводят, напрягают, делают движение от себя (выметают ).)
Стрижку сделать всем кустам
(Сжимают в кулак все пальцы, кроме указательного и среднего; раздвигают и сдвигают их, как ножницы.)
И отмыть скамейки,
(Левую руку сгибают в локте и держат вертикально. К нижней части ладони приставляют сжатую в кулак правую руку (большим пальцем к себе). Затем меняют руки.)
А дороги поливалкой
(Кисти рук расслабляют, быстро перебирают пальцами.)
Вымыть, как из лейки!
Первые листочки
Найди первые листочки,
Что повылезли из почек.
(Дети складывают пальцы обеих рук в кулаки, затем разжимают их.)
На сирень ты посмотри,
(Поочередно пригибают пальцы к ладони, начиная с большого.)
Тополек не обойди,
У ветлы постой, березы,
Что весной роняет слезы,
Ты к рябине подойди,
(Ладонью одной руки обнимают кулак другой.)
Клен кудрявый обними.
После разлива
После долгого разлива
Вошли реки в берега.
(Дети ставят ладони обеих рук на ребро, оставив прогал.)
По воде плывут коряги,
За волной бежит волна.
(Соединяют пальцы обеих рук в «замок», делают волнообразные движения сцепленными руками.)
Ветер веет на просторе.
(Трясут расслабленными кистями рук.)
Была речка, словно море,
(Делают волнообразные движения рук от себя вперед.)
А теперь сошла вода,
И опять течет река.
Где в апреле комары?
Где в апреле комары?
Меж сосновых веток,
(Дети раскрывают пальцы обеих рук, кончики пальцев направлены вперед.)
Над поленицею дров,
Солнышком согретой,
(Скрещивают пальцы рук, затем выпрямляют ладони, оставив пальцы, друг над другом вертикально (поленица).)
Над копной соломы прелой,
(Из соединенных пальцев обеих рук образуют «копну».)
Над сухой тропинкой.
(Пальцы обеих рук поджимают, оставляя указательные, которые соединяют кончиками, изображая прямую линию.)
Пляшут комары весной,
(Пошевеливают раскрытыми пальцами обеих рук.)
Чтоб погрелись спинки.
Лесной куст в апреле
Куст лесной во время линьки,
(Дети скрещивают пальцы на уровне верхней фаланги, изображая гребень.)
Словно частый гребешок.
С зайца белый клок он счешет,
(Пальцы сжимают в кулак, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, шевелят «ушами».)
Когда заяц мимо скок,
Рыжий пук с лисы ухватит,
(Средний, безымянный и большой пальцы, вытягивают вперед и соединяют их кончики. Указательный и мизинец поднимают вверх.)
Когда мимо пробежит,
Космы бурые медведя,
Если рядом полежит.
(На расправленную ладонь одной руки кладут кулак второй.)
Виден издали животным
Разноцветный гребешок.
(Еще раз изображают гребешок скрещенными пальцами.)
Только в линьку с него можно
Шерсти начесать мешок.
(Делают упражнение «Вяжем шарфик» — сцепляют мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить; то же поочередно с другими пальцами.)
Когда растаял снег в лесу
Почти растаял снег в апреле,
(Дети кулаком одной руки ударяют о ладонь другой.)
А с ним и четкие следы.
Лишь шишки без семян под елью
(Кончики пальцев обеих рук прижимают друг к другу, ладонями образуют маленькую окружность.)
Да перья птиц везде видны.
(Ладони поворачивают к себе, скрещивают руки и переплетают большие пальцы.)
Подстриженные зайцем ивы
(Сгибают руки в кистях, опускают расслабленные кисти рук.)
Стоят уныло без коры.
Крота длиннющие туннели
То там, то здесь уже видны.
(Руки сгибают в локтях, локти разводят в стороны, одна рука с сомкнутыми пальцами наложена на другую.)
Вот лунки, где проспали сладко
(Делают мягкие кулаки.)
Под снегом рябчики зимой.
Готовый возродиться снова
(Руки поднимают вверх, пальцы раскрывают, качают руками.)
Гудит весенний лес густой.
Апрельские перемены
Какие перемены
В апреле у весны?
Вы можете не верить,
Но выросли грибы.
(Дети накрывают полукруглой ладонью одной руки с сомкнутыми пальцами (шляпка) вытянутый указательный палец второй (ножка).)
Сморчки, строчки пробились
На свет из-под земли.
(Пальцами одной руки проходят сквозь пальцы другой, которые расположены горизонтально (земля), вверх.)
А на березе белой
Сережки зацвели.
(Пальцами рук изображают свисающие ветки.)
Звенят от ветра тихо
Сережки у ольхи,
(Перебирают расслабленными пальцами.)
И ей орешник вторит:
— Ты на мои взгляни!
(Делают упражнение «Очки».)
Пробилась к свету травка,
Нежна и зелена.
(То же, что и в 4—5 строчках, но поменяв руки.)
Всех обогрело солнце,
Всех радует весна!
(Резко сжимают и разжимают пальцы, обеих рук.)
Автор: Алябьева Елена Алексеевна
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Ценность радости и счастья
КВН по экологии в подготовительной группе
Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы
Урок нравственности с элементами экологии в старшей группе детского сада
Елена Юрьевна Агеева # 23 ноября 2017 в 22:05 0 | ||
|
Людмила Николаевна Ворон # 10 декабря 2017 в 18:14 0 | ||
|
Марина Фёдоровна Рубан # 29 апреля 2018 в 17:56 0 | ||
|