Цели:
— дать первоначальное представление о поляне (луге): какие растения растут и какие насекомые живут на лесной поляне;
— научить узнавать на картинках луговые цветы: ромашку, колокольчик, клевер красный (кашку), гвоздику травянку;
— вызвать у детей интерес к изучению травянистых растений.
Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, полотно, разделенное на небо и землю, вырезанные по контуру изображения ромашек, колокольчика, клевера, гвоздики травянки, бабочек, пчел, шмелей, солнца; шапочки цветов, бабочек, пчел.
Предварительная работа: узнать из беседы с детьми, что они знают о луге, какие названия цветов слышали, умеют ли отличать пчелу от мухи, шмеля.
* * *
Воспитатель. Ребята, мы с вами уже многое знаем о лесе и его обитателях. Но лес не только густая чаща и заросли кустарника. Среди деревьев есть светлые, просторные поляны, на которых растут цветы и травы, живут разные насекомые. Давайте попросим Старичка-Лесовичка рассказать нам о лесных полянах, он обязательно нам поможет. Посмотрите, что я приготовила. (Показывает лист, разделенный на небо и землю.) Голубая полоса — что это? Кто догадался?
Дети отвечают.
Правильно, это небо, а зеленая полоса — земля, покрытая травой. Я приготовила еще много картинок. Старичок-Лесовичок будет рассказывать, а мы сделаем большую картину лесной поляны. Что-то наш лесной знакомый задерживается. Давайте скажем все вместе: «Старичок-Лесовичок, мы тебя ждем. Приходи скорее!»
Входит Старичок-Лесовичок, здоровается.
Старичок-Лесовичок. Ребята, я вам много рассказывал о лесе. Вспомните, что в нем растет и кто живет?
Дети перечисляют растения и животных.
Воспитатель. Старичок-Лесовичок, ты, должно быть, часто бываешь на лесных полянах, присматриваешь за цветами и насекомыми, которые там живут? Расскажи нам сегодня о них.
Старичок-Лесовичок. В лесу есть большие и маленькие поляны. Весной, летом и в начале осени поляны покрыты зеленой травой. Здесь растет много разных цветов. Они очень любят солнце, которое греет землю и помогает им тянуться вверх. (Воспитатель помещает солнце на небо.) Какие цветы есть на полянах? Ромашки. Ребята, найдите ромашки.
Двое-трое детей среди других растений находят ромашки и с помощью воспитателя размещают их на полотне.
Какие красивые ромашки. Я знаю о них загадку:
Стоят в траве сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
На полянах еще растут колокольчики. Найдите колокольчики.
Размещают на полотне 2—3 колокольчика.
На полянах встречаются клевер, гвоздика и еще много разных цветов.
Размещают цветы на полотне.
Посмотрите, какая красивая получилась картина. На что похожа поляна? (На разноцветный ковер, скатерть. Дети могут предложить свои варианты.)
Воспитатель. Чтобы хорошо запомнить растения, которые растут на полянах, мы сейчас поиграем, а ты, Старичок-Лесовичок, посмотри на нас. Ребята будут цветочками. (Раздает шапочки.)
Дети рассматривают их и говорят, кто каким цветочком будет.
Под музыку ребята выполняют движения, о которых говорит воспитатель.
Подул ветерок, цветы закачались. Вдруг набежала тучка, пошел дождик, цветочки закрылись. Дождик быстро кончился, выглянуло солнышко, цветочки выпрямились, потянулись к солнцу (и т.д.). Какая прекрасная поляна!
Дети садятся на ковер.
Старичок-Лесовичок. Все люди, и взрослые и дети, любят цветы. Но их еще любят бабочки, пчелки, шмели. Они садятся на цветы и пьют сладкий нектар. Над лесными полянами всегда летает много бабочек и пчел.
Размещают над цветами бабочек, пчел, шмелей.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Танец на поляне». Я приготовила вот такие шапочки. Сейчас мы выберем бабочек и пчелок. (Выбирать следует с помощью считалки.) Бабочки и пчелы выберут себе цветочек, а затем потанцуют с ним.
Игра повторяется 3 — 4 раза. Старичок-Лесовичок спрашивает у бабочек и пчел, какие цветы они выбрали.
Старичок-Лесовичок. Ребята, какие вы умницы и умники! Запомнили названия цветов. Как хорошо поиграли! А у вас во дворе детского сада растет трава? А цветы?
Воспитатель. На нашем участке растет трава, а скоро зацветут одуванчики. Приходи, Старичок-Лесовичок, мы тебе покажем их.
Старичок-Лесовичок прощается с детьми и обещает вскоре прийти и посмотреть, что растет на участке детского сада.
Цели:
— уточнить знания детей о внешнем виде весенней травы и одуванчика, об условиях, необходимых для роста;
— расширить представления о связях в природе;
— воспитывать бережное отношение к растениям и насекомым.
Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, кукла маленького размера — домовенок Кузя или другое маленькое существо, которое могло бы поместиться в сумке, для проведения подвижных игр.
Предварительная работа:
— наблюдать в течение весны за ростом травы, цветов, выяснить, где появилась первая трава;
— показывать солнечные места, объяснять связь между ростом травы и солнечным теплом;
— объяснять пищевую связь между цветами и насекомыми;
— подбирать слова-определения для описания солнца, облаков, ветра, травы и т.д.
Примечание. Воспитателю нужно выбрать подходящий момент для проведения игры: должна быть достаточно высокая и густая трава.
* * *
Перед выходом на прогулку к детям приходит Старичок-Лесовичок, здоровается и веселым голосом говорит.
Старичок-Лесовичок. Сегодня так хорошо на улице. Ласковое солнышко вас зовет играть. А еще на вашем участке расцвели красивые желтые цветочки. Пойдемте скорее.
Дети выходят на прогулку.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, на небо, есть ли солнышко? Где оно? Старичок-Лесовичок сказал, что солнышко ласковое, а как бы вы назвали его?
Дети. Доброе, светлое, яркое, лучистое и т.д. Старичок-Лесовичок. Пойдемте скорее, я покажу, где выросло много травы. (Останавливается в густой, высокой траве.) Здравствуй, травушка-муравушка! Я привел ребят, чтобы они полюбовались, какая ты красивая. Ребята, вы тоже поздоровайтесь с травкой.
Дети здороваются с травкой.
Я сегодня к вам пришел не один, а с маленьким домовенком. (Достает его из сумки.) Его зовут Кузя. Ребята, поздоровайтесь с Кузей.
Дети здороваются с Кузей.
Кузя хочет с вами поиграть. Закройте крепко-крепко глаза.
Воспитатель прячет Кузю в траве.
Откройте глаза. Где же Кузя?
Дети находят куклу в траве.
Почему Кузю не было видно? Какая трава, что можно о ней сказать? Потрогайте траву, как еще можно ее описать? Дети. Высокая, густая, мягкая, нежная, зеленая. Старичок-Лесовичок. Чем травка держится за землю?
Дети отвечают.
Верно, корнями. Зачем ей корни, только чтобы держаться в земле?
Дети отвечают.
Правильно, травка пьет воду из земли и растет. Что еще помогает травке расти?
Дети отвечают.
Конечно, солнце греет землю, травка в теплой земле хорошо растет. Какие вы умницы!
Воспитатель. Ребята знают, что травка живая, ее надо беречь, не рвать зря, не топтать. Старичок-Лесовичок, ребята знают, где расцвели красивые цветы. Они тебе покажут их. Как называются эти цветы? Дети. Одуванчики.
Старичок-Лесовичок. Ребята, вы знаете об одуванчике стихотворение?
Кто-то из детей читает стихотворение:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
О. Высотская
Почему одуванчик сравнивают с солнышком?
Дети отвечают.
Наклонитесь пониже и рассмотрите одуванчик. Какая у него ножка-стебелек? Какие листья?
Дети отвечают.
Кузе скучно стало сидеть в сумке. Давайте поиграем, домовенок еще не видел, как вы умеете играть.
Дети выбирают любую подвижную игру. Старичок-Лесовичок и Кузя присоединяются к ним.
На моей лесной поляне тоже расцвело очень много одуванчиков. Каждый день, как только взойдет солнышко, прилетают бабочки, пчелы, шмели, садятся на цветы и пьют сладкий нектар. Если вы, ребята, не будете рвать одуванчики, на ваш участок тоже прилетят пчелы и бабочки.
Воспитатель. Ребята, мы не тронем цветы! Если мы сорвем все одуванчики, для бабочек и пчел не останется нектара, и насекомые могут даже погибнуть или улетят подальше от нашего участка. Не будем рвать одуванчики, пусть живут и радуются солнышку пусть к ним прилетают бабочки. Мы их не будем ловить и обижать! Старичок-Лесовичок, приходите с Кузей к нам на следующей неделе, и вы увидите, что одуванчиков у нас вырастет еще больше. А сейчас давайте поиграем в веселую игру, а то Кузя опять заскучал.
Дети выбирают любую подвижную игру. После игры гости прощаются и уходят.
Цели:
— дать первоначальное представление о красном клевере — кашке — как луговом, медоносном, лекарственном растении, о его отличительных особенностях;
— объяснить детям пищевую связь пчел и шмелей с растениями;
— воспитывать бережное отношение к цветам и насекомым.
Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, 2 — 3 живых растения красного клевера, баночка меда, картинки с изображением пчелы и шмеля.
Предварительная работа:
— используя иллюстрации, заранее познакомить детей с разными насекомыми: мухой, пчелой, шмелем, бабочкой, муравьем, научить различать их;
-— наблюдать в солнечные дни на прогулках за цветником, бабочками, пчелами, шмелями, которые летают во дворе и садятся на цветы;
— беседовать об образе жизни насекомых: где и как они зимуют, почему появляются весной, что едят, есть ли у них жилье, как спасаются от своих врагов; обращать внимание ребят на то, какие насекомые маленькие, хрупкие, как их легко обидеть, учить любоваться ими и бережно к ним относиться.
* * *
Воспитатель. Ребята, я вчера съела мороженое и у меня заболело горло. Я не стала принимать таблетки, а выпила чай с медом, и боль прошла. Кого мама или бабушка лечила медом? Вам помог мед? Я принесла баночку меда. Посмотрите, какого он цвета. Мед густой (показывает) и очень сладкий. Кто хочет попробовать? Ребята, откуда берется мед?
Дети отвечают.
Входит Старичок-Лесовичок, в руках у него несколько цветков красного клевера.
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ребята! О чем у вас разговор? О меде? Сегодня я хочу рассказать вам о замечательных полевых цветах, из нектара которых пчелы делают душистый, вкусный мед. Кто знает, как называются эти цветы?
(Показывает клевер.)
Дети отвечают.
Многие взрослые и дети называют эти цветы «кашкой». Правильное название — красный клевер.
Воспитатель. Давайте рассмотрим их. На что похож цветок? На помпоны, которые пришивают на шапочки для девочек. У клевера много маленьких цветков, собранных вместе. Получилась круглая головка-помпон. У каждого цветочка на дне сладкий сок — нектар. Кто уже догадался, зачем пчелки садятся на цветы?
Дети отвечают.
Старичок-Лесовичок. В солнечный день над полянами летает много пчел. Эти насекомые очень любят сладкий цветочный сок. У пчелки рот вытянут в маленький хоботок. Она опускает его в цветочек, пьет нектар и в зобике несет его в улей — пчелиный дом. В улье из нектара пчелы делают мед. За лето пчелы запасают так много меда, что хватает и им самим и людям. Любят сладкий сок и шмели. Шмель больше пчелы, он покрыт тонкими волосками, будто одет в шубу.
Воспитатель. Посмотрите на картинки. Шмеля легко узнать: он такой толстый. Я прочитаю стихотворение о кашке и шмеле. Старичок-Лесовичок, ты тоже послушай:
Голодный шмелик
Вздыхает тяжко:
Поесть бы кашки...
Да вот же кашка!
Попробуй, шмелик,
В ней сок медовый —
Шмелям и пчелам
Обед готовый.
Е. Серова
Кого нужно поблагодарить за вкусный полезный мед? Правильно, пчел и клевер, с которого они собирают нектар. А еще кашка-клевер — лекарственное растение. Из его засушенных цветов заваривают чай и пьют от простуды.
Ребята, может быть, у нас на участке растет кашка? Как нам ее узнать? Посмотрите, какие у нее листья. Три маленьких листочка рядом. Старичок-Лесовичок, мы приглашаем тебя на прогулку. Ты поможешь нам найти кашку-клевер на участке?
Дети вместе со Старичком-Лесовичком обходят участок. Найденные растения сравнивают с тем, которое принес лесной гость. Старичок-Лесовичок напоминает о бережном отношении к цветам: не надо без необходимости рвать их, топтать. Будет много цветов — прилетят бабочки, пчелы, шмели попить сладкого цветочного сока, а люди будут любоваться и цветами, и красивыми бабочками, и пчелками.
Воспитатель предлагает детям поиграть (выбирается любая подвижная игра).
Цели:
— дополнить знания детей о луговых растениях;
— воспитывать бережное отношение к луговым цветам.
Оборудование: куклы Старичок-Лесовичок и домовенок
Предварительная работа:
— проводить вместе с детьми наблюдения за цветущими растениями в цветнике или во дворе детского сада, указывать на связь состояния цветов с погодой, наличием насекомых;
— привлекать к уходу за цветами и наблюдению за работой во дворе старших ребят;
— отыскивать на участке дикорастущие цветы, сравнивать их с садовыми, выяснять, почему цветы и травы в природе могут расти без ухода человека.
* * *
Утром воспитатель вывешивает в общей комнате фотографии и картину луга, которую дети сделали, когда Старичок-Лесовичок рассказывал им, что растет и кто живет на лесных полянах. Воспитатель наблюдает за тем, проявляют ли ребята к ней интерес, спрашивает, помнят ли рассказ Старичка-Лесовичка, названия растений.
Входит Старичок-Лесовичок, из его сумки видна голова домовенка Кузи.
Старичок-Лесовичок. Я опять пришел к вам с Кузей. Ему так понравилось у вас в детском саду! Вы добрые дети, любите и бережете природу. Вы много знаете и интересно рассказываете. Кузя хочет, чтобы вы научили его узнавать и правильно называть цветы.
Воспитатель. Конечно, научим! Посмотрите на картину поляны, которую мы сделали с детьми. Кузя, попробуй узнать какие-нибудь цветы, а вы, ребята, внимательно слушайте и проверяйте его.
Кузя все называет неправильно. Ребята, помогите Кузе.
Дети называют цветы на картине.
Расскажите Кузе, как вы узнаете одуванчик, красный клевер, ромашку. О ромашке вы знаете стихотворение. Расскажите его.
Дети читают стихотворение:
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья — словно лодочка!
Л. Куклин
Еще вы знаете загадку о ромашке. Загадайте ее Кузе.
Дети загадывают загадку:
Стоят на поляне сестрички,
Желтый глазок, белые реснички.
Расскажите Кузе, как вы узнаете колокольчики. Вот у меня медный колокольчик. Послушайте, как он звенит. Похож цветок, который растет на полянах, на наш колокольчик? Конечно, похож, только он не звенит. В глубине цветка-колокольчика есть сладкий сок — нектар. Пчелы его любят. Они собирают его, несут в улей и делают мед. К вечеру колокольчики наклоняются, в них прячутся от прохлады маленькие насекомые: жучки, мошки.
Старичок-Лесовичок. Спасибо, ребята, вы научили моего домовенка Кузю правильно называть цветы. На больших лесных полянах растет много разных цветов и трав. Есть поляны ромашковые. Ребята, как вы думаете, почему их так называют?
Дети. Потому что на этих полянах растут ромашки.
Старичок-Лесовичок. Какого цвета ромашковые поляны?
Дети отвечают.
Конечно, они белые с желтыми крапинками — от белых лепестков и желтых сердцевинок ромашки. Есть поляны, на которых растет много-много колокольчиков. Как бы вы назвали такую поляну?
Дети. Колокольчиковая.
Старичок-Лесовичок. Какого цвета колокольчиковая поляна?
Дети отвечают.
Конечно, синего цвета.
Ромашки, колокольчики, клевер, гвоздики и другие цветы растут на полянах, потому что любят солнце и тепло. Они не могут жить в густом лесу, где мало света, где лучи солнца еле- еле пробиваются сквозь ветки елок. Некоторые взрослые и дети стараются собрать из этих цветов огромные букеты. Надо ли так делать? Что может случиться?
Дети отвечают.
Правильно, не будет цветов — не будет бабочек, пчел, жуков, шмелей, потому что им нечего будет есть. Лесные поляны надо беречь.
Воспитатель. Наши ребята знают, что цветы для букетов специально выращивают в садах, теплицах, оранжереях. Эти цветы называются садовые. У нас на участке их растет много. Пойдемте с нами на прогулку. Мы покажем вам цветы, и ребята расскажут, как они за ними ухаживают. Возьмем шапочки цветов и поиграем в игру «Цветочная гимнастика».
Дети, Старичок-Лесовичок, Кузя идут на прогулку. Там продолжается диалог гостей и детей, проводится игра для закрепления представлений о луговых цветах.
Воспитатель говорит, что должен сделать цветок (наклониться, потянуться к солнышку, покачаться и т.п.). Действия выполняют только те дети, на ком надеты шапочки этих цветов.
Примечание. В последующие дни воспитателю рекомендуется выставлять в общей комнате картины (модели) леса и луга, которые дети сделали сами, вести разговоры о том, что растет и кто живет в лесу и на лугу, интересоваться, что еще малыши хотели бы узнать о растениях и животных, кому они могли бы рассказать о том, что знают. Воспитатель должен следить, чтобы дети осознанно усваивали правила поведения в природе.
Таким образом у детей будут формироваться первоначальные представления о луге и лесе как экосистемах, о связях, существующих между растительным и животным миром, возникнет потребность бережного отношения ко всему живому.
Цели:
— уточнить представление детей о внешнем виде божьей коровки, способах передвижения, питании, роли в природе;
— уточнить представление детей о внешнем виде земляного червя, способах передвижения, питании, роли в природе;
— воспитывать бережное отношение к маленьким живым существам.
Оборудование: куклы Старичок-Лесовичок и домовенок Кузя, спичечный коробок с 2—3 живыми божьими коровками, стеклянная банка, коробка, в которую мог бы поместиться домовенок Кузя, картинки с изображением бабочек, жуков, дождевого червя.
Предварительная работа:
— на прогулках познакомить детей с божьей коровкой, понаблюдать, как она медленно ходит, как взлетает: поднимает красные верхние крылышки, затем расправляет тонкие, прозрачные, которые находятся под ними;
— выучить с детьми закличку: «Божья коровка, улети на небо...»;
— рассмотреть дождевого червяка, узнать, как он передвигается по земле, показать, где живет, рассказать, что ест;
— внушить детям мысль о том, как важно бережно относиться к маленьким существам.
* * *
В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается.
Старичок-Лесовичок. Я сегодня пришел к вам не один, а с домовенком Кузей. Вон он выглядывает из моей большой сумки. Ребята, я хочу, чтобы вы его чему-нибудь научили. Он все путает. Вот кого-то поймал и посадил в коробок. Кузя, кто у тебя в коробке? Поговорите с ним, а я отдохну.
Кузя. У меня в коробке очень красивые червячки. Послушайте, как они скребут там ножками!
Воспитатель прикладывает коробок к уху, дает послушать ребятам.
Воспитатель. Но у червячков нет ножек, правда, ребята? Покажи, Кузя, своих червячков.
Кузя. Пожалуйста, посмотрите, только осторожно, они могут улететь.
Воспитатель. Ребята, разве червяки летают? (Открывает коробок.) Здесь божьи коровки. А это жучки или червячки?
Дети отвечают.
Божьим коровкам плохо в коробке. Посадим их в стеклянную банку, положим туда листочек и рассмотрим их. Как они раскрашены? Какого цвета головка? Есть ли ножки? Похожа ли божья коровка на дождевого червяка?
Дети отвечают.
Мы видели червяков на прогулке. Найдите нужную картинку и расскажите Кузе, как можно узнать червяка. Какого цвета червяк? Есть ли у него ноги? Как он передвигается? Как ползает?
Дети отвечают.
Кузя. Я запомнил: божья коровка — жучок, на червяка не похожа.
Воспитатель. Кузя, зачем ты божьих коровок поймал и в коробок посадил?
Кузя. Я с ними играть буду, а коробок — домик для них.
Воспитатель. Ребята, хорошо ли божьим коровкам в коробке?
Дети отвечают.
Кузя, у нас есть вот такая коробка, ты в нее как раз влезешь. Мы тебя закроем в ней и ты станешь там жить, это будет твой домик.
Кузя. Нет, нет, не хочу! Там душно, темно, никого и ничего не видно. Хочу жить в лесном домике у Старичка-Лесовичка. Я отпущу божьих коровок!
Воспитатель. Ребята, Кузя понял, что он неправильно поступил. Я хочу прочитать стихотворение. Кузя, слушай внимательно:
Платье в горошек у божьей коровки.
Божьей коровке плохо в коробке.
Божью коровку пальцем не трогай.
Пусть уползает зеленой дорогой,
Пусть улетает синей дорогой.
Божью коровку, не надо, не трогай!
Ю. Воронский
Что же нам делать с коровками, которых поймал Кузя? Может быть, выпустить в комнате? Хорошо ли им будет?
Дети объясняют, почему коровкам будет плохо в комнате.
Возьмем их с собой на прогулку и выпустим там, где есть трава и цветы.
Кузя. Что едят божьи коровки?
Воспитатель. Они едят насекомое тлю. Тля — маленькая, зеленая, поселяется на нежных листочках и высасывает из них сок. Если тли разведется много, дерево, куст или цветок могут погибнуть.
Кузя. Значит, божьи коровки — полезные жучки, они лечат растения, спасают от вредителей. Я этого не знал.
Воспитатель приглашает детей на прогулку. В этот момент отдохнувший Старичок-Лесовичок решил узнать, чему дети научили его домовенка Кузю. Ребята рассказывают о божьей коровке: как она выглядит, чем питается, где живет. Затем Старичок-Лесовичок и Кузя вместе с детьми выходят на прогулку.
Воспитатель дает задание ребятам поискать куст или какое-то другое растение и посадить на него божьих коровок. Одну коровку сажает на руку и дети хором говорят:
Божья коровка, черная головка,
Улети на небо, принеси нам хлеба,
Черного да белого, только не горелого!
Старичок-Лесовичок благодарит ребят за помощь в воспитании Кузи. Гости прощаются и уходят.
Цели:
— дать первоначальное представление (на примере одуванчика) о том, какие приспособления имеют растения для распространения семян;
— расширить представление детей об одуванчике как об одном из самых распространенных лекарственных растений нашей природной зоны;
— учить детей использовать полученные знания в общении с родителями, друзьями.
Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, шапочки-одуванчики для игры.
Примечание. Занятие проводится, когда одуванчики покрыты семянками с белыми пушистыми зонтиками.
* * *
На прогулке воспитатель с детьми наблюдают за погодой, затем он предлагает пойти на поляну и полюбоваться одуванчиками. При виде отцветших одуванчиков эмоционально восклицает: «Ой, где же одуванчики? Что с ними случилось?»
Ребята замечают среди одуванчиков Старичка-Лесовичка, он здоровается с ребятами.
Старичок-Лесовичок. Я тут давно сижу, вас поджидаю. Хочу узнать, догадаются ребята или нет, куда пропали красивые желтые одуванчики.
Воспитатель. Кто догадался?
Дети отвечают.
Правильно, никуда одуванчики не исчезли, как росли на поляне, так и растут. Они отцвели и превратились в белые пушистые шарики. Осторожно потяните за белый хохолок. Посмотрите, у пушинки, как будто на тонкой ниточке, висит семечко. Подумайте, зачем семечку хохолок-пушинка? Подуйте на одуванчик. Догадались?
Дети отвечают.
Правильно, пушинка помогает семечку улететь подальше от поляны, на которой вырос одуванчик. Семечко опустится на землю, потом из него вырастет новый одуванчик. Старичок- Лесовичок, правильно ребята ответили? Вот какие они умники и умницы! А у тебя на лесной поляне одуванчики тоже превратились в белые шарики?
Старичок-Лесовичок. Конечно, ветер разносит семена по всем полянам. Ребята, наверное, не знают, что одуванчик — лекарственное растение. Корни и листья одуванчика сушат, заваривают как чай и пьют от простуды и чтобы был хороший аппетит. В настой добавляют мед или любой сладкий сироп. Вот какое это замечательное растение, красивое, и полезное, и растет всюду: на лесных полянах, в парках, на улицах города.
Воспитатель. Об одуванчике люди придумали много загадок, а поэты написали стихи. Послушайте:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Е. Серова
Одуванчик серебристый,
Как чудесно создан он:
Круглый-круглый и пушистый,
Солнцем теплым напоен.
На своей высокой ножке
Поднимаясь к синеве,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Л. Квитко
Давайте, ребята, выучим загадку, и вы сможете загадать ее своим друзьям и родителям:
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
А сейчас поиграем. (Раздает шапочки цветов.) Вы все будете одуванчики, а я — ветер. Слушайте внимательно мои слова и показывайте то, о чем я говорю. Дует легкий ветерок, одуванчики чуть-чуть качаются. Ветер подул сильнее, сорвал пушинки, они закружились. Кружатся, летают. Ветер затих, и пушинки-семечки опустились на землю.
Если детям игра понравилась, ее можно повторить 2—3 раза. Старичок- Лесовичок хвалит ребят за веселую игру, прощается и уходит.
Цели:
— дать представление об устройстве городской улицы:
• дома расположены в ряд,
• вдоль домов — пешеходные дорожки — тротуары,
• вдоль дорожек — деревья, кусты, клумбы, фонарные столбы,
• посередине улицы — дорога для машин,
• на перекрестке дорог — светофоры и полосатые дорожки — переходы,
• на улицах есть все необходимое для удобства жителей: магазины, аптеки, больницы, детские сады и школы и т.д.;
— повторить и закрепить с детьми элементарные правила поведения на улице.
Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, атрибуты для конструирования улицы: модели домов, деревьев, кустов, пешеходных дорог, переходов, светофоров, фонарей и т.д., фигурки матери и ребенка, других людей, разные виды машин для игры на построенной улице.
Предварительная работа:
— устраивать целевые прогулки по микрорайону детского сада, знакомить детей с устройством улицы: объяснять назначение тротуаров, проезжей дороги, светофоров;
— рассказывать о правилах поведения для пешеходов и водителей;
— беседовать с детьми о роли деревьев, кустов, травы (газонов), цветов на улицах и около домов;
— рассматривать иллюстративный материал (городская улица, виды транспорта).
Примечание. Занятие проводится в конце мая и является подготовительным к курсу игр для детей 5 лет.
* * *
В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается и испуганным голосом говорит.
Старичок-Лесовичок. Как страшно ходить по улицам города! Я чуть не попал под машину. Хорошо, что она остановилась, люди пошли через дорогу и я вместе с ними. У меня в лесу все не так: никаких машин нет, звери ходят по тропинкам. Я бываю где хочу, никого не боюсь.
Воспитатель. Мы как раз хотели построить из домиков городскую улицу, а потом поиграть. Садись, Старичок-Лесовичок, мы будем строить и все тебе объяснять. Ты узнаешь, что по городу совсем не страшно ходить, если знаешь правила.
Посмотри, как много игрушечных домов. В городе и деревне дома строят по порядку. Сейчас ребята поставят дома в ряд и расскажут, почему их так строят.
Дети отвечают.
Правильно, чтобы люди могли быстро найти свой дом. У нас получилась длинная улица. У каждой улицы есть название, а у домов — номер. Ребята, кто знает адрес нашего детского сада? Свой домашний адрес?
Дети отвечают, воспитатель тоже может сказать свой адрес.
Вы знаете, что вдоль домов идет дорога. Она называется «тротуар», по нему ходят люди. Посередине улицы — широкая дорога для машин. Ребята, назовите, какие машины вы видели на улицах.
Дети отвечают.
Правильно, машин в городе много: грузовые, легковые, автобусы, троллейбусы, трамваи. Машины не заезжают на тротуар. Там, где заканчивается одна улица и начинается другая, сделаны переходы для людей. Чтобы машины останавливались и пропускали людей, у переходов поставлены светофоры. На светофоре загораются сигналы: красный, желтый, зеленый. Если зажегся красный свет — идти нельзя. Для машин в это время горит зеленый свет — они могут ехать. Затем загорается желтый свет, чтобы пешеходы приготовились к переходу, затем — зеленый и люди переходят улицу.
Старичок-Лесовичок. Очень трудно запомнить, когда стоять, когда идти!
Воспитатель. Совсем не трудно. Ребята уже запомнили. Они даже знают стихотворение:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков
Старичок-Лесовичок. Ваши дети — умники и умницы. Все знают. Я видел на улице еще и фонари. Зачем они нужны?
Воспитатель. В городе люди ходят по улицам не только днем, но и поздно вечером и даже ночью. Ребята, зачем нужны фонари?
Дети отвечают.
Правильно, когда на улице темно, фонари освещают людям дорогу.
Дети ставят светофоры и фонари на построенной улице.
Старичок-Лесовичок. Зачем на улицах деревья и кусты, трава, клумбы с цветами? Они должны расти в лесу
Воспитатель. Деревья очень нужны в городе. Ребята это знают.
Дети отвечают. Воспитатель может подсказывать, если дети затрудняются с ответом.
Летом деревья дают тень, а зимой защищают от холодного ветра. А еще на деревьях и кустах кто-то живет. Ребята, расскажите Старичку-Лесовичку, кто там живет, и покажите картинки.
Дети отвечают.
Видишь, Старичок-Лесовичок, не все птицы живут в лесу. В городе много воробьев, голубей, ворон, синиц. Зимой из леса прилетают снегири, сороки, галки. На деревьях и кустах живут бабочки и жуки.
Дети расставляют вдоль тротуара деревья, кусты, цветочные клумбы. Посмотрим, какая у нас получилась улица: длинная, прямая. В этом доме живут люди, в этом находится магазин, в нем жители покупают хлеб, молоко, колбасу, другие продукты. В следующем здании — больница и аптека, где можно купить лекарства. Вот детский сад, школа. Тут дети учатся.
Сейчас я расскажу и покажу, как надо вести себя на улице. Вот мама с дочкой вышли из дома. Они идут по тротуару, дошли до конца улицы, посмотрели на светофор. На нем зажегся красный свет. Что надо сделать маме и дочке?
Дети отвечают.
Правильно, остановиться и ждать, когда зажжется зеленый свет. Посередине улицы по дороге едут машины, для них сейчас горит... какой свет?
Дети отвечают.
Правильно, зеленый. Зажегся зеленый свет для пешеходов, машины остановились, мама с дочкой по переходу перешли улицу и направились в детский сад.
Старичок-Лесовичок, ты запомнил, как надо переходить улицу? Гулять по городу не страшно, но надо обязательно соблюдать правила.
Воспитатель дает ребятам различные машины, фигурки людей для игры на построенной улице.
Старичок-Лесовичок благодарит детей за объяснения и может поиграть с ними в городскую улицу. Когда игра заканчивается, он прощается с детьми и уходит.
Автор: Фeдoтoва Александра Михайловна
Игра «Комнатные растения» для детей подготовительной группы
Игра «Звёздный час» в детском саду. Подготовительная группа
Игра «Знатоки природы» для старших дошкольников
Брейн - ринг для дошкольников 6-7 лет
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Марина Александровна Чайченко # 25 января 2018 в 23:00 0 | ||
|
Индюкова Ольга Владимировна # 3 февраля 2018 в 21:55 0 |
Очень интересные занятия! Можно проводить летом на прогулочных участках. Вот только мёд я бы не стала давать пробовать, у некоторых детей на него аллергия. |
Ольга Владимировна Индюкова # 4 февраля 2018 в 21:59 0 | ||
|
Вера Васильевна Бажора # 9 февраля 2018 в 11:17 0 |
Марина Фёдоровна Рубан # 29 апреля 2018 в 12:05 0 | ||
|
Светлана Васильевна Лю # 2 июня 2018 в 11:50 0 |