Конкурсы

Урок нравственности с элементами экологии в старшей группе детского сада

Конспект занятия для детского сада. Старшая группа. Тема: «Не причиняй вреда другому»

Часть I

Педагог:

— объясняет, какие качества присущи доброму человеку, а какие — злому, просит детей перечислить их (добро — все положительное, хорошее, полезное; зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру);

— спрашивает, на какие поступки способен добрый человек по отношению к близким людям, окружающим, животным; вместе с детьми приводит примеры;

— задает вопросы:

• способен ли на такие поступки злой человек?

• что мы понимаем под словом «вред» (поясняет и уточняет: вред — ущерб, порча). Как называется человек, приносящий вред?

• как поведение людей, приносящих вред, влияет на всех нас?

• в окружении каких людей вы хотели бы жить?

Помните! Только благодаря добрым людям продолжается жизнь на Земле.

ЭТИКА

«Рогатка и воробьиное гнездо»

Семилетний Юра пришел в детский сад с рогаткой. На прогулке он сел под кустом и стал наблюдать за воробьями, которые весело чирикали, перелетая с ветки на ветку.

Вдруг все воробьи поднялись и куда-то улетели. Остался только один, он чирикал тихо и ласково. Потом стал клювиком чистить перышки. Юра прицелился и пустил в воробья камешек из рогатки. Мальчик попал в головку. На листья брызнула кровь, а воробьиное тело упало на куст.

Юре стало страшно. «Неужели это я сделал?» — подумал он. Вдруг он почувствовал, как кто-то положил ему на плечо руку. Юра оглянулся: это была Ольга Ивановна, воспитательница. Все дети осуждающе смотрели на Юру.

Ольга Ивановна раздвинула ветки, и мальчик увидел в кустах сирени воробьиное гнездо. Из гнезда выглядывали пять птенчиков. Голые, беспомощные, они жалобно пищали, протягивая клювики.

— Теперь они остались без мамы, — тихо сказала воспитательница.

Юра стал бледный и молчаливый.

— Ну, что же, иди играй, — вздохнув, сказала Ольга Ивановна. — А завтра придем, посмотрим на птенцов. Помочь им никто не сможет...

Ночью Юра почти не спал. Ему мерещились птенцы, которые жалобно протягивали клювики, ожидая маму.

На следующий день Ольга Ивановна подошла к Юре и спросила:

— Ну что, пойдем еще раз посмотрим на птенцов?

Юра заплакал.

В. Сухомлинский

Вопросы

• Чему учит рассказ «Рогатка и воробьиное гнездо? (Никогда не причинять вреда другому.) Понял ли это Юра?

Часть II

Экознак «В лесу смотри под ноги»

В лесу нужно быть аккуратным, ходить осторожно: под твоими ногами могут пострадать мелкие животные, ценные растения и т.д.

ИЗУЧАЕМ РАСТЕНИЕ

Первоцвет (баранчики) — дикорастущее травянистое растение, относится к семейству первоцветных. Растет в светлых лесах, на полянах, лугах. Цветет в апреле — мае.

Красивые желтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля, который выходит из прикорневых листьев — морщинистых, яйцевидной формы, с волнистыми краями. У цветков венчик трубчатый, с отгибом, чашечка колокольчатая.

На цветки садятся шмели и бабочки с длинным хоботком. Листья первоцвета богаты витамином С и могут быть использованы для приготовления салатов, супов.

Название свое растение получило за ранее цветение и морщинистые листья. Соцветие похоже на связку ключей — отсюда его народное название «ключики». Растение лекарственное.

* * *

У этого растения

Чудесное строение:

Листья волнистые,

Как шерсть у барана,

И зацветает оно

Очень рано!

«Лесная мозаика»

— Тетушка Сорока, — обратился Зайка к белогрудой птице с длинным черным хвостом. — Вы случайно не знаете, где растут баранчики-ключики? Говорят, в лесу их можно встретить только весной.

— Правильно говорят, — ответила белобокая.

— А зачем тебе нужны эти баранчики с ключиками?

— Да вот Лисенок рассказал мне сказку про Буратино, который открыл своим ключиком дверь в каморке папы Карло. Я тоже хочу найти ключики. Слышал, что их еще называют баранчиками. Но сколько ищу, никаких ключей не нахожу, — грустно произнес Зайка.

— Да что ж их искать, — улыбнулась птица, — вон они, перед тобой!

Зайчик посмотрел вокруг. На всей поляне на длинных стебельках росли желтые яркие цветы.

— Так это же растение, а не ключи, — удивленно посмотрел он на чернокрылую.

— Правильно, — Сорока перелетела на другую ветку. — Баранчиками их называют за то, что листья покрыты бархатистым пушком. Они мягкие, как шерстка молодого барашка. — А видишь, как цветки высоко подняты на стебельке? — продолжила длиннохвостая. — Они собраны вместе, будто связка маленьких золотых ключиков.

— Я догадался! — обрадовался Зайка. — Поэтому эти самые баранчики и называют ключиками!

— Правильно! Молодец!

— Но этими цветками никакую дверь открыть нельзя, — вздохнул малыш.

— Почему нельзя? Желтыми цветками, — Сорока слетела с ветки на землю, — этими ключами весна отпирает двери теплу и солнцу!

— Здорово! — улыбнулся Зайка.

В. Зотов

Вопросы

• Почему растение получило название «баранчики-ключики»? Как еще его называют?

• Где оно встречается?

• Когда на нем появляются цветки?

• Какие двери «отпирает» весна баранчиками-ключиками?

Автор: Чернякова Валентина Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Ценность радости и счастья

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Экологические праздники в ДОУ. Конспекты

КВН по экологии в подготовительной группе

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Елена Корикова # 16 марта 2018 в 20:46 0
Хорошо подобрано разнообразие художественного слова. Нравственную тему необходимо включать в образовательный процесс дошкольного учреждения. Дома,не во всех семьях уделяют этому место.
Наталья Геннадьевна Комиссарова # 5 ноября 2018 в 21:32 0
Материал подобран интересный, очень поучительные сказки, присутствует знак. Непонятна структура занятия.