Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание младших дошкольников

Экологическое воспитание в детском саду
Формирование элементарных экологических представлений у младших дошкольников
Автор: Ченцова Татьяна Александровна, воспитатель МКДОУ детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области
Описание материала: Предлагаю вам опыт работы по экологическому воспитанию. Данная работа будет полезна воспитателям групп младшего и среднего возраста. Этот материал раскрывает методику работы по экологическому воспитанию дошкольников младшегно возраста.
Формирование элементарных экологических представлений у младших дошкольников
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, ведь дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Это и подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно экологическому воспитанию детей, фундамент которого составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Учитывая вышесказанное, я выбрала тему моей работы: «Формирование элементарных экологических представлений у младших дошкольников», и целью является: заложить первые ориентиры в мире природы и научить детей не причинять вред окружающей среде. Для ее достижения выделила следующие задачи:
- развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через формирование экологического мировоззрения;
- формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных;
- развивать практические трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными, обитателями центра природы;
- воспитывать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе.
Работая по этому направлению, я изучила множество методической литературы, статей, современных образовательных технологий (здоровьесберегающая, индивидуально-ориетированная, социоигровая, технология экспериментирования), которые использую в своей работе. В процессе формирования элементарных экологических представлений мной выделены  такие  формы  работы с детьми: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Комплексно реализовать ряд задач, стоящих передо мной, мне помогает использование разнообразных методов и приёмов.
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды в группе. Дети легче и быстрее  усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы; библиотека; муляжи овощей и фруктов; мини-коллекции семян, ракушек, камней; дидактические, настольно - печатные игры; игры – инсценировки; подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных. Также в группе имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком. Для получения первичных знаний, ознакомления с природой, закрепления навыков детей, я разработала зону «Деревенский дворик» состоящую из муляжей домашних животных. В группе живут попугай Кеша, аквариумные рыбки (гуппи), которые оказывают релаксационное действие на детей – это экосистема, на её примере я доступно и наглядно показываю детям наиболее простые связи живых организмов между собой и средой обитания. Организовала ряд наблюдений за обитателями этого маленького водоема, старалась сформировать у детей чувства ответственности за его жителей. На подоконниках группы и в центре природы я расположила комнатные растения, где мы с детьми наблюдаем за ростом цветов, реакцией на изменение их жизни. Для ухода за цветами и нашими питомцами,  в центре имеется необходимый инвентарь.
Знакомство с окружающим миром начинаю с наблюдений. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем поясняю, рассказываю, помогаю понять увиденное.
Для развития логики, мышления, самовыражения у детей нахожу разнообразные варианты и пути решения образовательных задач. Занятия
провожу по подгруппам, с использованием наглядного материала, индивидуальных раздаточных пособий. Занимательную деятельность начинаю с игровой мотивации. Для расширения и углубления  знаний детей по теме  систематизировала на цифровых носителях материалы по живой и неживой природе, составила презентации «Времена года», «Домашние животные» и др. Наглядность в сочетании с моим эмоциональным пояснением, расширяет кругозор детей, формирует новые образы о природе. В результате процесс обучения становится привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.
Каждое утро с детьми я провожу «Зарядку для ума», в которой использую разнообразные экологические задачки, загадки, творческие задания, которые способствуют активизации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.
Значительную долю знаний о жизни природы передаю детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Эти занятия посвящаю ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые представлены в ближайшем природном окружении. Темы занятий классифицировала на «домашние и дикие животные», «птицы», «насекомые», «мир растений», « охрана природы». Работая над этой темой, большое значение уделяю развитию познавательных интересов детей. Объединяю различные области знаний детской деятельности: творческие, мыслительные, речевые, художественные с другими видами деятельности,  при этом формирую экологические представления.
Для развития гуманистических черт личности ребенка, способности сопереживать, бережно относиться к природе  провела природоохранные акции «Кормушка», «Встреча первых цветов», организовала ресурсосберегающие акции «Береги водицу нашу», «Волшебная капля».
Большое внимание уделяю прогулкам, включая: наблюдение, художественное слово, подвижную игру, трудовую деятельность, исследовательскую деятельность и индивидуальную работу. С целью эстетического развития прогулочные участки оформляю тематически: летом из бросового материала сказочными героями, в зимнее время участки превращаю в сказочные городки.
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе,  научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала  уголок для родителей, где разместила материал экологического содержания. Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в областных, районных мероприятиях; природоохранных акциях. За участие имеют награды. Большое участие родители принимали в озеленении группы.
В работе с детьми повышаю свое педагогическое мастерство: изучаю методическую литературу, опыт педагогов, выступала на педагогическом совете, разработала и провела консультации для педагогов, составила презентации, провела открытые занятия, разработала и реализовала проекты, приняла участие в смотрах – конкурсах.
Формируя элементарные экологические представлений у детей, достигла следующих результатов: при формировании экологического мировоззрения, дети получили первоначальные азы, научились понимать и ценить природу, высокий уровень знаний  увеличился на 55%; при ознакомлении с условиями роста растений и жизни животных, высокий уровень увеличился на 60%;
По трудовым навыкам и умениям ухаживать за растениями и животными, высокий уровень повысился на 80%.
Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на  развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за  природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Конспект НОД в средней группе по теме Осень Экологический проект во 2 младшей группе

Похожие статьи:

Экологическое воспитание детей дошкольников

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Формы и методы работы с родителями и детьми раннего возраста
Опубликовано: 3920 дней назад (30 марта 2014)
Просмотров: 12638
+3
Голосов: 3
Головина Татьяна Сергеевна # 30 марта 2014 в 15:01 +1
Формирование элементарных экологических представлений у младших дошкольников - хорошая и благоприятная тема для дошкольников. Мне вообще очень нравится все, что связано с экологией. Уже точно знаешь, что ваши детки придут в 1 класс и будут понимать в таких вопросах. Много интересных  игр и полезных мероприятий можно провести с такими детьми. Вы молодец!
Людмила Витальевна Нестеренко # 26 апреля 2014 в 19:11 0
Экологическое воспитание - важная ступень в воспитании детей дошкольного возраста. И важно то, что вы привлекаете родителей.