Валеологическое распевание как элемент здоровьеформирующих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ и дома
Автор-составитель: Татаринцева Людмила Николаевна, музыкальный руководитель СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д\с "Огонек"
Актуальность: Валеология — это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная ее задача — научить человека формировать и беречь своё здоровье с самого детства. Таким образом, на сегодняшний день актуально использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии
(по Хамицевич Т.М.) – это система мер по охране и укреплению здоровья, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьеформирующая технология (по Н.К.Смирнову) – это психолого-педагогические программы и методы, направленные на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка, мотивации на ведение ЗОЖ, представления о здоровье как о ценности.
Валеологическое распевание является частью здоровьеформирующих технологий, так как направлена на формирование привычки
(навыка) подготовки голосового аппарата к пению, укрепления психического и физического здоровья путем мышечной и эмоциональной координации, потребности развития своих способностей, ведения здорового образа жизни.
Задачи валеологического распевания: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, готовить их к пению, создавать психологический настрой на занятие, повышать интерес к предстоящей деятельности, к развитию детьми своих музыкальных и творческих способностей.
Для валеологического распевания я использую фонопедические упражнения, физвоказ и валеологические песенки-распевки.
Фонопедические упражнения (В.В.Емельянов) – это специальные упражнения, направленные на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани. Мы их проводим с помощью голосовых карт.
Физвокализ (А.И.Попова) – это упражнения с использованием голоса, сочетающиеся с определенными действиями в горле, когда путем вибрации от голоса и напряжения мышц происходит массаж внутренних органов, усиление лимфотока, расширение грудной клетки. Они направлены на гармонизацию звукообразующего комплекса человека.
Что же представляют собой валеологические песенки-распевки?
Валеологические песенки-распевки - это доступные для восприятия и воспроизведения тексты
(М.Картушина, А.Евдотьева), наложенные на музыку в мажорном ладу. Приятная мелодия, легкий слог поднимает настроение детей, создают позитивный тон в коллективе, улучшают эмоциональный климат на занятии. Распевки могут сопровождаться самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Валеологическое распевание всегда проводится стоя. Желательно проводить его в кругу. Правильная певческая позиция при распевании является залогом качественного развития детского голосового аппарата, к тому же направлена на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки.
Стоя петь мы начинаем,
Установку проверяем:
Сразу плечи расправляем,
Спину ровно выпрямляем.
Руки вниз все опускаем,
Голову не задираем.
Ноги ровно у ребят
На полу всегда стоят.
Валеологические песенки-распевки - это особые ритуалы, которые вы могли наблюдать на музыкальных и логоритмических занятиях. Их вы с легкостью можете использовать и дома.
Одни могут быть однокуплетными, например:
Здравствуйте.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
(разводят руки в стороны)
Добрый день!
(ладони сложены на груди)
Здравствуйте!
(разводят руки в стороны)
Здравствуйте, здравствуйте, всем привет!
(машут рукой)
Здравствуйте слышим в ответ!
(опускают руки)
Другие – многокуплетными:
Доброе утро!
Доброе утро!
(поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее!
(разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее.
(хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки.
(выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми,
(постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки
(движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
(потирают ушки)
И здоровье сбережем
(разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Некоторые, только двустрочными, например:
Добрый день.
«Добрый день! Добрый день!
Заниматься нам не лень!»
Мне нравятся двустрочные распевки, так как они позволяют, работая над расширением голосового диапазона, проследить повышение тональности.
Одни, могут служить побудками, например:
Просыпайтесь!
Ладошки просыпайтесь, похлопайте скорей!
Ножки просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрем,
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!
Всем, всем, всем!»
Другие, ритуалом прощания, например:
До свидания.
Молодцы мы все, друзья.
(гладят себя по голове)
До встречи, до свидания.
(машут рукой)
Таким образом, использование валеологического распевания и на каждом музыкальном занятии, и дома позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей основы здорового образа жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Музыкальная гостиная в детском саду
Музыкальная гостиная в детском саду. Струнные музыкальные инструменты
Музыкальное воспитание детей в семье
Похожие статьи:
Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет