Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Автор: Шваб Екатерина Валерьевна музыкальный руководитель МБДОУ Лоухский детский сад
Описание материала: Материал может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей, родителей.
Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов.
В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:
•Развлекательную (развлечь, воодушевить, поднять настроение)
•Коммуникативную: доброжелательного отношения друг к другу
•Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей
•Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры
Игровые приёмы я использую в качестве занятия или его части (введение, объяснение, закрепление пройденного материала – дидактическая игра, упражнения).
Довольно сложным разделом в музыкальном воспитании детей является
«Восприятие ( слушание) музыки».
В разделе «Восприятие музыки» с первой младшей группы на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке. Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д
Именно зрительная наглядность помогает мне быстро и доступно донести содержание произведения, запомнить его составные части, и т. д.
В младших группах в качестве наглядности чаще использую мягкие игрушки, иллюстрации, кукольный и настольный театр, маски, шапочки, ширмы разных видов.
Вот, например ширмочка с изображением домика. В этом случае можно проводить
игру «Кто в домике живёт?» с целью, чтобы дети по музыкальному отрывку узнали, кто находится в домике. Также можно с помощью ширмы проводить игры с музыкальными инструментами, в качестве закрепления дети узнают на слух звучание музыкального инструмента.
Очень хороши для закрепления маски, шапочки. На этапе закрепления дети могут сами инсценировать различные по характеру короткие музыкальные произведения двухчастной формы. В качестве примера можно взять произведение «Слон и Моська» Арсеева из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. На первую часть музыки идёт слон - выходит ребёнок, изображающий слона (музыка медленная, тяжелая), на вторую часть музыки выбегает «Собачка», бегает вокруг слона и лает. А вот каким способом изобразит ребёнок этих героев, это уже зависит от его фантазии. Очень интересное зрелище - наблюдать как дети преподносят образ того или иного героя.
В качестве закрепления можно это же произведение играть на шумовых музыкальных инструментах. На музыку «слона»- играет ребёнок на барабане, на музыку «собачки»- играет ребёнок на погремушке, колокольчике.
На данной фотографии дети средней группы исполняют произведение П.И.Чайковского "Полька"
Начиная со средней группы, при слушании музыкального произведения на стенде обязательно присутствует портрет композитора написавшего музыку, карточки с составными частями произведения и сама иллюстрация данного произведения.
Со второй половины учебного года дети начинают знакомиться с жанрами музыки. Для этой цели использую
«Музыкальный светофор».
С целью обучения детей с новыми музыкальными произведениями я предлагаю музыкально - дидактическую игру
«Цветик - семицветик».
Если на начальном этапе - это просто отдельные картинки, иллюстрации с изображением самих произведений. На каждое произведение я придумываю небольшую сказочную историю, так детям проще и легче запомнить его содержание, в старших группах дети могут сочинять свои истории, подбирать героев и сюжеты сказок.
На этапе закрепления - это и цветок с лепестками, который лежит на столике. Дети поочерёдно могут открывать один лепесток и называть, какая музыка нарисована на данной картинке, тут же показать композитора написавшего это произведение, рассказать его содержание по карточкам.
Можно эту игру варьировать, поиграть во втором варианте.
Это уже игра «Собери цветок».
Расположить картинки на стенд обратной стороной («лепестка), играть по принципу «Угадай мелодию». Кто из детей отгадывает произведение на слух, тот и снимает лепесток со стенда и показывает его детям, далее кладёт на стол к сердцевине цветка. И в качестве закрепления показывает композитора написавшего произведение, рассказывает по карточкам его содержание.
В итоге у детей в непринуждённой игровой форме накапливается всё больше знаний в таком сложном разделе «Восприятие музыки»
И как пишет О.П. Радынова « Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом»
Рекомендуем посмотреть:
Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет
Активные методы обучения начинающих музыкантов
Консультация музыкального руководителя для родителей в детском саду
Фольклор и его роль в творческом развитии детей
Похожие статьи:
Изучение нотной грамоты через сказку
Музыкальное воспитание детей
Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет