Статья на педагогическую тематику, посвященная начальному музыкальному обучению в школах искусств, музыкальных школах, досуговых центрах.
Автор: Большакова Лилия Викторовна, преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ № 1» Красносулинского района
Описание материала: Актуальность темы обусловлена высокой миссией - открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку. Наиболее эффективное решение этой задачи связано с опорой на принцип образно-игрового вхождения в музыку, которое заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии.
Цель - развитие у малышей творческого начала.
Задачи - эмоционально окрашивать окружающий мир, сохранять свою уникальность в процессе становления в обществе (социализации ребенка)
- способствовать раннему развитию ребенка (развитие слуха и слуховой памяти) через комплексную музыкальную деятельность.
- обучать родителей, педагогов эффективным способам творческого взаимодействия с ребенком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
- формировать готовность к дальнейшему обучению.
- развивать музыкальные способности, музыкальное восприятие, музыкальный вкус в наиболее благоприятный период развития ребенка.
Методика опирается на современные психолого-педагогические концепции в области развития детского творчества, эстетического и художественного воспитания.
Активные методы и образно-игровые принципы в обучении начинающих музыкант
Возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании.
Главный вопрос музыкальных занятий с начинающими: как заинтересовать, увлечь ребенка музыкой. Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Но особое значение оно приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь каких-либо результатов. Чтобы запечатлеть в сознании ученика больше интересной информации, я стараюсь сделать так, чтобы как можно больше чувств приняли участие в этом запоминании. Запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. Поэтому так важно показать ученику связь мира искусства с его личным миром, приобщая ребенка к музыке на личностно-значимом для него материале.
Наряду с элементарной нотной грамотой есть нечто более важное – это музыкальная грамотность. Музыкальная грамотность – это, в сущности, музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения нотной грамоты. Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения. Ведь в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Музыкальное искусство имеет свои законы движения ритма, гармонии, формы.
А как естественнее ввести ученика в мир музыкальных образов? Наиболее эффективное решение этой проблемы связано с опорой на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии. Например, начать можно с пантомимы. Это занятие интересно и полезно детям в любом возрасте, особенно тем, у кого плохо с воображением. Поскольку музыка – искусство интонационно-ритмическое, то вне образа достичь желаемого результата, т. е. передать характер интерпретируемой музыки, невозможно.
С первых же дней занятий в репертуар ребенка ввожу упражнения и пьесы, связанные с конкретными образами. Программность и конкретная образность – характерная черта детских пьес, проступающая даже в тех случаях, когда программа не обозначена. Фортепианная программная музыка для детей имеет давние и богатые традиции. П.Чайковский, С. Прокофьев, Р. Шуман, Г.Свиридов, С. Майкапар, А. Хачатурян, , Б. Барток, А.Гречанинов, Р.Щедрин, С Баневич и другие композиторы создали прекрасные образцы детской музыки, специфическим качеством которой является именно ее программность. Стараюсь не навязывать ученику какого-то однозначного программного соответствия, что может снизить полет детской фантазии. Ведь инициативу ребенка пробуждают, как раз, образы и сравнения, которые найдены им самим в совместной работе с педагогом.
В отношении практического познания юным пианистом технических приемов, роли ритма, тембра, лада - также трудно переоценить значение художественного образа. Например, на простом примере упр. «Паровоз» (сборник И. Корольковой «Крохе-музыканту» 1 часть) ребенку даются сразу несколько понятий: длительности нот, паузы, их взаимосвязь. Он знакомится с изобразительными интонациями в музыке, одновременно с этим дается понятие музыки как временного искусства, в отличие от других видов искусств, с которыми следует провести параллель. Пьесы с программным содержанием играют значительную роль и в развитии темброво-динамического слуха. Метафора, ассоциация образа способствует развитию слухового воображения. Если говорить о технически полезных в учебном процессе пианистических «формулах», которые встречаются в программных пьесах, то можно упомянуть и примеры пальцевых репетиций, гаммообразных построений, игры двойными нотами, перекрещивание рук, аккордовой фактуры, педализации и другие виды техники.
Подводя итог всему вышесказанному, нельзя не отметить, что музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые педагогом – все должно подвести ученика к пониманию того, что, изучая музыку, он изучает жизнь.
Считаю, что работа над развитием слуха и слуховой памяти нужно вести по двум путям:
1) накопление ребенком мелодических слуховых впечатлений (запоминание, подбирание, чтение с листа, транспонирование, творческие задания.)
2) элементарное осознание накопленных впечатлений (анализ направления и структуры мелодии, нахождение тоники, функций тональностей, ладо-тональные соотношения).
Эти два пути должны взаимно дополнять друг друга.
Услышать в реальном звучании, представить себе «в уме» и снова воспроизвести в реальном звучании на определенной высоте - таков процесс подбирания.
Подбирание по слуху – это самый первоначальный период, первое подведение ребенка к инструменту до освоения им нотной записи, а так же период «накопления запаса музыкальных впечатлений» до начала систематического обучения игре на инструменте.
Подбирание и транспонирование содействуют развитию звуковысотного слуха.
Уже начиная с первого класса, главная роль отводится освоению гамм, которые, вместе с арпеджио и аккордами продолжают сохранять значение основных фундаментальных формул, которыми должен овладеть каждый будущий пианист.
Я считаю, что каков бы ни был предмет, прежде всего, он должен развивать человека, раскрывать его безграничный потенциал. Преподавателю важно быть внимательным и бережно подходить к воспитанию и развитию личности. Все люди талантливы, нужно глубоко почувствовать ребенка, создать для него комфортную развивающую среду и бесконечно любить.
В своей методике я опираюсь на методику Татьяны Смирновой - это методист-новатор, первопроходец по пути принципиально нового направления в музыкальном образовании. Она является автором методик "Воспитание искусством" и "Интенсивный метод обучения игре на фортепиано". Так же она является автором "Программы "Класс специального фортепиано", которая рекомендована Министерством культуры для использования в музыкальных школах России, и "Интенсивного курса по фортепиано. Учебного пособия ALLEGRO. Когда речь идет о музыке как искусстве и методике обучения музыке детей дошкольного возраста, было бы непростительно обойти вниманием этого автора, потому что ее идеи, сама суть направленности обучения идет вразрез со всем, что вы слышали ранее или представляли на примере своих занятий музыкой в обычных музыкальных школах.
Некоторые цитаты из ее книги "Воспитание искусством или Искусство воспитания"
...Наше дело маленькое и очень большое в то же время - играть так нашу изумительную, чудесную фортепианную литературу, чтобы она нравилась слушателю, чтобы она заставляла сильнее любить жизнь, сильнее чувствовать, сильнее желать, глубже понимать...
...Считаю, что одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. Стремясь сознательно к этому, я в то же время не хочу свести себя к нулю как человека, как личность; хочу только перестать быть милиционером, гувернёром, тренером и хочу остаться одним из многих жизненных двигателей ученика...
...Я же учитель, а значит должна пробудить мысли и чувства ребенка, развить его артистизм, научить исполнять музыку. Я учитель, а не ремесленник, а значит должна не только обучать, но и воспитывать...
Как можно заниматься развитием чувств посредством искусства, например, классической музыки? На первом этапе необходимо подвести итог практически накопленному эмоциональному опыту детей, научить их конкретизировать свои чувства и выражать их при помощи слов, дать им необходимый словарный запас, который позволит подняться на следующий уровень. На занятиях я знакомлю своих учеников с этюдами Шопена. Можно обратиться и к произведениям других композиторов. Важно лишь, чтобы пьесы имели много общего, например, жанр, темп, использование всех регистров клавиатуры и были непродолжительны. Тогда детям будет интереснее почувствовать, выявить именно эмоциональное разнообразие пьес: контрасты и оттенки настроений.
В начале урока я включаю запись этюдов Шопена, и мои ученики танцуют, импровизируя под музыку. Как всегда, когда музыка нравится детям, одного прослушивания оказывается недостаточно, и они просят повторить этюды еще раз. Я соглашаюсь и предлагаю: "Пока вы танцуете, придумайте названия этим этюдам". В перерывах между произведениями записываю все названия. Мы не отдаем предпочтения какому-то одному названию, не можем сказать, чье название лучше, удачнее, потому, что каждый ребенок передает в нем именно свое самое сильное впечатление.
После этого следует обсуждение: я спрашиваю (и внимательно выслушиваю ответ каждого ребенка):
Преподаватель - А что вы чувствовали, когда танцевали первый этюд?
Ученик - Радость, силу, энергию...
Преподаватель - А второй?
Ученик - Легкость, воздушность, он очень стремительный... как ветерок дует или бабочки летают... (если начинают появляться образные сравнения, нужно помочь детям перевести их в определения).
Преподаватель - А третий?
Ученик - Нежность, покой, удовольствие... Потом стало плохо, страшно...
Преподаватель - Видите, как много слов каждый из вас знает!
Следующий этап - это, слушая музыку, сосредоточить внимание на своих ощущениях и подобрать слова, которые бы их определяли. Задача непростая: дети пытаются объяснить свое чувство мимикой, движением, находят образное сравнение, описывают ситуацию, в которой возникает подобное чувство, и в этот момент я называю новое для них слово - то, которое они так долго искали. Обращаю ваше внимание: понятие должно приходить раньше, чем слово, его определяющее. Тогда очень хорошо запоминается чувство, да и слово, определяющее его. Когда же мы даем сначала слово, пока еще ничего не значащее, кроме сочетания гласных и согласных, а потом даем готовое объяснение ему (то есть мы исключаем желание понять свое состояние и найти ему определение), то ребенок направляет внимание на запоминание слова, а точное значение его порой забывает.
Постепенно на занятиях можно начинать читать стихи, которые близки по настроению этюдам. Прочитав стихотворение, можно спросить: какой этюд созвучен с этим стихотворением? Как и музыка, стихи - глубокие, "взрослые" - Ф.Тютчева, А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Фета.
Еще одно упражнение, которое хорошо использовать на занятиях с детьми - это "Выразительные движения", оно помогает им уже самостоятельно вызывать в себе определенное чувство и удерживать его некоторое время. Дети назвали это упражнение "Игра в скульптуры". Суть его в том, что взрослый произносит любое слово, означающее какую-либо эмоцию, чувство, а дети должны выразить его смысл своим внешним обликом, "изобразить" скульптуру. Если они еще не знают, что такое скульптура, то надо обязательно объяснить, используя серию вопросов, чтобы понимание пришло как бы "изнутри", а не было навязано взрослым. Можно показать репродукции из книг и слайды, и, рассматривая их, обсудить выразительные средства (для начала - жест, позу, мимику и т.п.). В попытке объяснить что-то всегда важно вывести детей на самостоятельные размышления и выводы. Это можно сделать с показом, с обсуждением, с попыткой повторить изображенную на картинке скульптуру и т.д., а затем всем вместе кратко подвести итог".
Каков бы ни был предмет, прежде всего, он должен развивать ребенка, раскрывать его безграничный потенциал. Для этого важно быть внимательным, стараться творчески подойти к столь тонкому процессу, как воспитание личности. Все дети талантливы, важно глубоко чувствовать ребенка, создать для него развивающую среду и бесконечно любить.
1. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. Л.: Сов.комп., 1980
2. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.: Музыка, 1995
3. Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. М.: Сов.комп., 1986
4. Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. М.: Музыка, 1992
5. Смирнова Т. «Интерпретация» из серии бесед «Воспитание искусством или искусство воспитания. Москва 2001.Аллегро
Рекомендуем посмотреть:
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Консультация по музыке для родителей в детском саду
Конспект ОД по игровому сольфеджио для детей 5-6 лет на тему "Природа звука. Тембры в музыке"
Похожие статьи:
Обучение детей музыке. Музыкальное образование и развитие детей
Изучение нотной грамоты через сказку