Игровое сольфеджио как технология развития музыкальности детей дошкольного возраста
Всем известно, что в наши дни основное время на музыкальных занятиях отводится подготовке к утренникам и развлечениям, которые порой превращаются в шоу для родителей. И непосредственно развитие музыкальных способностей детей в классическом понимании отходит на второй план. Мы считаем, что эту тенденцию можно преодолеть, включая в планы занятий элементы игрового сольфеджио. Особенно это актуально для детей с особыми образовательными потребностями - для музыкально одарённых детей.
Итак, сольфеджио ставит перед собой несколько задач: развитие вокально-интонационных навыков, воспитание чувства ритма и метра, развитие музыкального слуха и памяти (слуховой анализ, восприятие лада и тембра), творческих навыков и освоение теоретического материала (основы музыкальной грамоты). Целью реализации данных задач является по Б. Асафьеву формирование творческого «активного образно-мыслящего слуха». Именно в дошкольном возрасте формируются ключевые компетенции будущей личности, в том числе и при дальнейшем выборе ребёнком профессии музыканта. Поэтому сложно переоценить значимость сольфеджио, как и в целом музыкального развития, для детей. Учитывая, что ведущей непосредственной деятельностью дошкольников является игра, в собственном педагогическом процессе мы отдаём предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей. Исходя из этих тезисов, мы формулируем такую педагогическую технологию как «игровое сольфеджио».
В данной методической работе мы представляем вашему вниманию конструкт образовательной деятельности по музыкальному развитию, в котором, в том числе, приводим методические рекомендации по применению игрового сольфеджио с детьми подготовительной к школе группы.
Конструкт образовательной деятельности (тематический модуль «Музыка»)
Автор: Бунтури Татьяна Николаевна
Возраст: 5-6 лет
Тема: «Природа звука. Тембры в музыке».
Форма организации: подгрупповая до 10 человек.
Виды деятельности: музыкальная деятельность.
Оборудование: музыкальный зал, фортепиано, проектор+экран, ноутбук+усилители звука, комплект дидактических материалов.
Хронометраж: 20-25 минут.
Цель: развитие музыкальности детей.
Задачи:
-обогатить общие музыкальные представления детей,
- развить слуховое и ладовое восприятие,
- повысить точность интонирования,
- активизировать творческие проявления в игровом музицировании.
- расширять образно-ассоциативный ряд и словарный запас детей по теме «Тембр»,
- тренировать музыкальную память, слух,
- вызвать эмоциональный отклик,
- закреплять умение петь в ансамбле,
- работать над артикуляционным аппаратом, дыханием, крупной и мелкой моторикой,
- развивать коммуникативные навыки.
Планируемый результат: обогащение музыкальных представлений детей, развитие специфически музыкальных способностей – чистоты интонации, чувства ритма, ладового и слухового восприятия, активизация эмоциональной сферы и творческой инициативы детей.
План деятельности:
1) Музыкальное приветствие. На подгрупповых занятиях в подготовительной группе можно использовать распевку «Звонок» (Фролова «Сольфеджио. Подготовительный класс»). Такое начало позволяет настроить детей на предстоящую деятельность, запустить механизм слухового восприятия и внимания и собрать их голоса в унисон. Песенка пропевается как a capella, так и с сопровождением, по очереди по цепочке по одной фразе либо все хором. Варианты исполнения могут быть разными в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
2) Разминка. Следующим этапом занятия является артикуляционная и дыхательная гимнастика, которая является неотъемлемой частью работы педагога над правильным звукоизвлечением и дикцией детей. Мы предлагаем упражнение «Чайник» (Рыбкина, Шеверева «Как сказать мяу»). Оно способствует активизации дыхания и формированию продолжительного выдоха.
На слоги «Пы-пы-пы» - положить руки на пояс, туловище слегка наклонить вперёд, при этом очень активно произносить «пы» (воздух должен как «взрывать» сомкнутые губы).
На слог «Пу…» - 1 вариант: поднести руки ко рту ладонями вверх, губы сложить трубочкой и выполнить как можно более долгий выдох, как бы остужая чай в блюдце;
2 вариант: сложить кулачки трубочкой (носик чайника) и на выдохе поднимать трубочку снизу вверх, голос вместе с движением рук глиссандирует вверх и тянет в высоком регистре звук «у», пока педагог не «выключит чайник».
3) Беседа о звуках музыкальных и немузыкальных. Природа звука.
Игра «Угадай, что внутри». Детям предлагается выбрать одно из яичек от киндер-сюрпризов с различными звучащими наполнителями, потрясти и по звуку отгадать, что находится внутри. Дополнительно проговорить характеристики этого звука (шуршащий, звенящий, хрустящий, льющийся, металлический, гремящий, сыпучий и т.д.).
4) Пение песенки «Весёлый музыкант» (сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко) с движениями. Дети поют и имитируют игру на разных музыкальных инструментах (скрипка, балалайка, барабан).
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!
5) Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото». Дети слушают музыкальные фрагменты, угадывают тембры, находят маленькую карточку с изображением музыкального инструмента и заполняют общие карточки «лото».
6) Инсценировка «Музыканты» (сл. и муз. Г.Ф. Вихаревой). Каждому ребёнку выдаётся шумовой или музыкальный инструмент на выбор – деревянные ложки, бубен и дудочка. Дети свободно музицируют в импровизационной форме либо по видеопартитуре.
Посмотрите-ка на нас,
Музыканты мы сейчас.
Ложки расписные –
Вот они какие!
Посмотрите-ка на нас,
Музыканты мы сейчас.
Бубны расписные –
Вот они какие!
Посмотрите-ка на нас,
Музыканты мы сейчас.
Дудки расписные –
Вот они какие!
Посмотрите-ка на нас,
Музыканты мы сейчас.
Дружно с музыкой живем
И ничуть не устаем!
7) Завершение занятия, рефлексия. Дети обсуждают с педагогом, что им запомнилось, что больше всего заинтересовало, какие задания им хотелось бы повторить вновь, какими впечатлениями они поделятся с друзьями и родителями.
Занятие по игровому сольфеджио выстроено в соответствии с заданной целью, логически, последовательно и подчинено одной теме. Оно включает в себя чередование различных видов деятельности, чтобы достичь хорошего темпа и динамики коммуникации и избежать утомляемости детей. В том числе в процессе музыкальной деятельности происходит интеграция с разными образовательными областями (познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
В процессе сольфеджио активизируется самостоятельная музыкальная деятельность детей, создаются условия для диалога с детьми. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизирует мыслительную и речевую деятельность детей. Педагогу необходимо направлять детей на поиск поставленной задачи, помогать приобретать новый опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой и закреплять у них ситуацию успеха. Кроме того, в конце занятия важно провести рефлексию для детей, проанализировать результаты. При апробации данного методического материала дети проявили познавательную активность, использовали имеющиеся знания и умения, были заинтересованы, внимательны, организованы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для старшей группы по теме: Осень
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Активные методы обучения начинающих музыкантов
Консультация по музыке для родителей в детском саду
Похожие статьи:
Конспект открытого занятия по вокалу с детьми 5-7 лет
Изучение нотной грамоты через сказку
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево
Конспекты занятий в старшей группе детского сада
Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе. Музыка - сокровище небес