Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

О значении комплексного подхода в работе над интонацией у начинающих музыкантов

Из опыта работы педагога ДШИ. О значении комплексного подхода в работе над интонацией у начинающих музыкантов
Автор: Бунтури Татьяна Николаевна, преподаватель МБУК ДО "ЕДШИ № 6 имени К.Е. Архипова", г. Екатеринбург
Описание материала: Данный материал представляет собой статью методического характера, адресованную педагогам дополнительного образования, преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств, а также студентам музыкально-педагогических учебных заведений и заинтересованным родителям. В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с развитием музыкального интонирования у детей, начинающих обучение музыке в образовательных организациях.
Цель: Развитие и поддержка творчества начинающих музыкантов.

Музыкальная интонация рассматривается в контексте данного доклада как комплексное явление. Работа над интонацией – основа основ для каждого музыканта, и исполнителя, и теоретика. Стоит признать неоспоримую научно-методическую ценность этого нелёгкого ежедневного творческого труда. Опираясь на благородное стремление упростить эту задачу в будущем, обратимся к сенситивной поре становления личности человека – в период детства.

Развитие интонирования происходит не само по себе, а только в комплексном процессе формирования музыкальных навыков. Это связано с самой природой интонации. Интонация вбирает в себя множество свойств – это и звуковысотность, и метроритмическая сторона, ладовые, тембровые характеристики, динамические и стилистические особенности, и многое другое. Соответственно для точного музыкального интонирования необходимо в той или иной мере чувствовать и понимать эти свойства в их целостном проявлении – конкретной музыкальной интонации. Простейшие интонации, близкие человеческой речи, ребёнок чувствует интуитивно. Ещё в младенчестве он гулит, лепечет, пробует возможности своего голоса, даёт первые определённые голосовые реакции, раскачивает гласные звуки (отсюда вытекает общепризнанный принцип расширения певческого диапазона при обучении детей пению). Но если мы хотим, чтобы первые подражательные пробы ребёнка впоследствии развились в нечто определённо музыкальное, нужно понимать, как задать нужный курс детским способностям и направить свои усилия на создание естественного и комфортного для ребёнка музыкального окружения.

В условиях современной образовательной организации художественно-эстетической направленности можно и нужно привлекать все ресурсы, от кадровых до материально-технических, дабы приблизиться к той модели музыкального развития индивидуальности каждого из юных учеников, которая позволит воспитать новое культурно мыслящее поколение. Отметим, что текущий период (с 2018 по 2027 годы) в Российской Федерации объявлен Десятилетием детства, одной из ключевых целей которого является «создание благоприятных условий для гармоничного развития детей». Цикл музыкально-теоретических дисциплин – это та педагогическая база, что наделена всеми характеристиками для осуществления всестороннего подхода к свершению намеченного выше плана и достижению положительного результата. Е. Назайкинский рассматривает «систему [теории музыки] как нечто целое, не делящееся на дисциплины и области: это Вселенная, состоящая из множества звёзд…». В рамках данной статьи мы ограничимся лишь начальной ступенью музыкального образования и определим специфическую значимость таких предметов как «Слушание музыки», «Сольфеджио» и «Ритмика».

Слушание музыки – двигатель интонирования. Для развития чистой интонации ребёнку необходимо слушать музыку. Иными словами, чтобы ребёнок пел, он должен слышать пение и музыку извне. Желательно, чтобы это было чистое пение и образцовая музыка, если мы говорим о классическом музыкальном образовании. Но в первую очередь это, несомненно, музыкальная среда, которую ребёнок воспринимает в семье, дома. Будь то мамина колыбельная или папин панк-рок. Дети накапливают свой первоначальный слуховой багаж именно из бытовых мелодий и звучаний, окружающих его мир. Сюда же можно отнести и первично немузыкальные звуки, к примеру: слуховой опыт ребёнка мегаполиса, очевидно, будет пополняться техногенными звуками – непрекращающийся гул машин, шумы строительные и звуковой рекламы, и др. Непременно ребёнок впитает и звуки, которые слышит на природе – шум листвы, ветра, переклички птиц или журчание ручья, в деревне – разноголосый хор домашних животных. И миллион других звучаний – все они отпечатываются в чистом сознании юного человека, жадно впитывающего всю информацию, приходящую извне. Поэтому на начальном этапе знакомства с музыкальным искусством главную роль играют родители, именно они на многие годы создают и контролируют ту звуковую среду, в которую ребёнок будет погружён большую часть своего времени.

В обучении интонированию на уроках сольфеджио необходимо придерживаться системного подхода. Один из законов гегелевской диалектики становится золотым правилом сольфеджио – количество переходит в качество. Это значит, что системный подход обеспечит гарантированный прогресс. Вспомним, что пение – это процесс в первую очередь физиологический, и в нём трудно будет переоценить значимость мышечной памяти. Подобно спортсменам, музыкантам нужны их специфические тренировки слуха, голосового аппарата, артикуляции, чувства ритма и так далее. Именно регулярные занятия сольфеджио позволяют вывести музыкальность ребёнка на новый качественный уровень, потому как на них происходит планомерная детальная разносторонняя проработка мельчайших элементов музыкальной речи, что естественно приводит к более осознанному самостоятельному музицированию – пению, игре на музыкальном инструменте, а также сочинению собственных опусов.

Музыкальная ритмика даёт импульс движению детей не только в буквальном смысле, но и стимулирует мозговую деятельность от ритмических упражнений к эмоциональному интеллекту. Ритмическая сторона стоит особняком среди других элементов музыкальной ткани. Ритм может существовать как абсолютно самодостаточный «строительный материал» для создания художественного образа. Возможность проживания детьми ритмических явлений посредством движения раскрывает необъятные перспективы творческих поисков и экспериментов, активно задействует эмоционально-волевую сферу. Все эти факторы в совокупности подводят к интенсивному накоплению и естественному насыщению «интонационного словаря» маленьких музыкантов. Движение под музыку - одна из разновидностей художественной деятельности, направленных на вовлечение в аналитический процесс, подключение интеллекта и «умных эмоций», а также и на формирование музыкальной отзывчивости. Именно способность дать эмоциональный отклик, восприимчивость к музыке признаны главным показателем музыкальной одарённости (Б.Теплов, Д.Кабалевский, К.Орф).

Здесь хотелось бы зафиксировать внимание педагогов на потребности в углублении индивидуализации образования. По нашему мнению, миссия наставника будущего музыканта состоит в том, чтобы выявить точки роста, дифференцировать необходимую творческую траекторию, выбрать верную педагогическую тактику и подобрать эффективные педагогические технологии для конкретного ребёнка. Стартовыми предпосылками становятся его индивидуальные музыкальные задатки, уровень развития его способностей, сформированность навыков и других важных факторов, влияющих на процесс воспитания и обучения: возраст, темперамент, характер восприятия информации, потребность в самовыражении через музыку и другие особенности личности.

Исходя из высказанных выше тезисов, можем сделать следующий вывод: целесообразность комплексного подхода в работе над интонацией у начинающих музыкантов очевидна. Данная методическая концепция полностью соответствует парадигме современного музыкального искусства и уверенно утверждает свою практическую значимость как способ личностного развития и формирования ценностно-смыслового отношения детей к музыкальным произведениям в процессе педагогически организованной художественной коммуникации.

Практические материалы, конспекты образовательной деятельности, разработанные и апробированные в соответствии с концепцией комплексного подхода, опубликованы в моём личном блоге. С ними можно ознакомиться и внедрить в свою профессиональную деятельность по следующим ссылкам:
https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-bunturi/muzykalnyi-kvest-po-doroge-v-izumrudnyi-gorod.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-bunturi/o-muzykalnyh-palchikovyh-igrah.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-bunturi/konstrukt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-igrovomu-solfedzhio-na-temu-priroda-zvuka-tembry-v-muzyke.html

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией
Конспект ОД по игровому сольфеджио для детей 5-6 лет на тему "Природа звука. Тембры в музыке" | Конструкт образовательной деятельности в ДШИ. Тема: «Что такое музыка?»
Опубликовано: 434 дня назад (15 сентября 2023)
Просмотров: 340
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Валентина Петровна Чурепкина # 17 сентября 2023 в 20:19 +1
Голос! Желаю больших успехов в вашей творческой деятельности! +3
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 декабря 2023 в 13:59 0
Интересно, будет полезно для педагогов. ГОЛОС!