Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конструкт образовательной деятельности в ДШИ. Тема: «Что такое музыка?»

Конструкт образовательной деятельности «Что такое музыка?». Технология «Синквейн»
Автор: Бунтури Татьяна Николаевна, преподаватель МБУК ДО «ЕДШИ №6 им. К.Е. Архипова», г. Екатеринбург.
Описание материала: Данный материал представляет собой план-конспект вводного урока по слушанию музыки для реализации в группах детей первого года обучения в детской музыкальной школе или школе искусств либо может быть использован как тематический урок в общеобразовательной школе к Международному Дню Музыки.
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, преподавателям музыкально-эстетического профиля, студентам музыкально-педагогических вузов.
Центральным методическим приёмом данного урока является «синквейн». Эта своеобразная «игра слов» помогает решить ряд педагогических задач, способствует творческому мышления, раскрытию индивидуальности ребёнка, расширяет культурный кругозор и словарный запас учащихся. Кроме того данная технология позволяет детям научиться выделять главное, следовать алгоритму, получать быстрый результат.
Цель: развитие музыкальности детей младшего и среднего школьного возраста.
Материально-техническое оснащение урока: аудиоаппаратура для воспроизведения музыкальных фрагментов, учебная доска и мел, альбомы для рисования или бумага А4, цветные карандаши, ручки.


Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучать предмет под названием «Слушание музыки». Как вы думаете, что мы будем делать на наших уроках? /дети отвечают/ Правильно, конечно мы будем слушать чудесную музыку, которую уже много веков создают люди.
А знаете ли вы, как называется профессия человека, который сочиняет музыку? /дети отвечают/ Эта профессия называется «композитор». Поэты пишут стихи, писатели – сказки и рассказы, художники пишут картины, а композиторы – музыку. Но прежде, чем мы услышим её волшебные звуки, давайте обсудим, а что же такое музыка? /дети высказывают свои предположения/.
Если мы заглянем в словарь, то прочитаем там, что музыка – это вид искусства. Какие ещё виды искусств вы знаете? /дети отвечают – изобразительное, хореографическое, театр, литература, кинематограф и тд/ В чём же особенность именно музыкального искусства? /ответы детей/ Действительно, музыка состоит из музыкальных звуков, то есть имеет звуковысотную сторону, а также разворачивается во времени.
Предлагаю каждому из вас составить небольшое стихотворение, о том, что же такое музыка? И хотя мы будем придерживаться общей схемы, ответ на наш вопрос получится у всех разный и неповторимый! Потому что для каждого человека музыка – это что-то своё, особенное.
Технология «Синквейн»
Педагог /в процессе объяснения правил записывает на доске тему и примеры слов/:
1. Под первым пунктом запишем тему нашего синквейна – «Музыка».
2. Далее столбиком подбираем два имени прилагательных, которыми можно назвать музыку. Музыка КАКАЯ? (нежная, мелодичная, ритмичная, любимая, завораживающая и тд).
Примечание: в этот момент урока у некоторых детей возникают заминки, сомнения в своих мыслях. В таких случаях обязательно проговариваем, что в данной форме работы нет «правильного» или «неправильного» ответа. Это творческая работа на выявление личного отношения каждого ребёнка к музыкальному искусству, они могут писать то, что чувствуют, высказывать те идеи, которые близки лично им.
3. Следующим пунктом необходимо придумать три глагола, которые можно отнести к нашей теме. Музыка ЧТО ДЕЛАЕТ? (звучит, вдохновляет, волнует, успокаивает, бодрит и тд).
4. Под пунктом «четыре» вписываем своё отношение к музыке буквально в четырёх словах, это может быть своё ПРЕДЛОЖЕНИЕ либо ЦИТАТА («Музыка – душа моя» М.И. Глинка, «Музыка – универсальный язык человечества» Г.У. Лонгфелло, «Музыка – высшее в мире искусство» Л.Н. Толстой и другие).
5. В последней строке необходимо сделать ВЫВОД, резюме одним словом – существительным. Что такое музыка лично для вас? Можно применить СИНОНИМ к слову «музыка» или ассоциацию: искусство, мелодия, профессия, хобби, наслаждение, удовольствие и другое.
Педагог: Итак, ребята, у каждого из вас сегодня получились настоящие музыкально-поэтические шедевры! А сейчас пришло время самой Царицы Музыки! Мы послушаем песню о вечной любви к музыке в исполнении Муслима Магомаева «Верни мне музыку» (А. Бабаджанян-А. Вознесенский).
Далее детям предлагается самостоятельно творчески оформить синквейн на альбомном листе на свой вкус, украсить его тематическими рисунками, орнаментами, проявить креативность мышления. Кому-то из ребят необходимо домыслить свою работу, возможно, что-то отредактировать, изменить слова на более подходящие по смыслу.
По окончании отведённого времени желающие могут презентовать результаты своей деятельности перед остальными учениками, обычно дети делают это с удовольствием и внимательно слушают друг друга, так как этот творческий обмен даёт возможность найти точки соприкосновения в их представлениях о мире музыки.

В завершение моей методической работы представляю вашему вниманию образцы детских творческих работ, созданные благодаря вышеописанной технологии. Урок прошёл чётко по плану, дети были максимально вовлечены в учебный процесс, поставленные задачи были полностью реализованы. Поэтому считаю достаточно перспективной траекторию по включению технологии «синквейн» в освоение следующих тематических блоков содержания образовательной программы.



Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре Открытый урок «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеон
О значении комплексного подхода в работе над интонацией у начинающих музыкантов | Планы-конспекты в ДШИ. Сентябрь-октябрь
Опубликовано: 427 дней назад (21 сентября 2023)
Просмотров: 603
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Любовь Новоселова # 22 сентября 2023 в 18:27 0
Добрый вечер, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей методической разработкой, она мне понравилась. Материал доступен и понятен. Очень красочные работы получились у детей. Поздравляю Вас с новой публикацией и ставлю голос!
Ирина Николаевна Назаренко # 23 сентября 2023 в 06:13 0
Здравствуйте, Татьяна Николаевна, благодарю за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Мы молодец, и смелый, творческий педагог! Самые сложные и в тоже время увлекательные - это творческие уроки, занятия; по детским работам видно - вы достигли цели; работы детей яркие, разнообразные, креативные. Удачи вам, примите голос!