Конструкт образовательной деятельности «Что такое музыка?». Технология «Синквейн»
Автор: Бунтури Татьяна Николаевна, преподаватель МБУК ДО «ЕДШИ №6 им. К.Е. Архипова», г. Екатеринбург.
Описание материала: Данный материал представляет собой план-конспект вводного урока по слушанию музыки для реализации в группах детей первого года обучения в детской музыкальной школе или школе искусств либо может быть использован как тематический урок в общеобразовательной школе к Международному Дню Музыки.
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, преподавателям музыкально-эстетического профиля, студентам музыкально-педагогических вузов.
Центральным методическим приёмом данного урока является «синквейн». Эта своеобразная «игра слов» помогает решить ряд педагогических задач, способствует творческому мышления, раскрытию индивидуальности ребёнка, расширяет культурный кругозор и словарный запас учащихся. Кроме того данная технология позволяет детям научиться выделять главное, следовать алгоритму, получать быстрый результат.
Цель: развитие музыкальности детей младшего и среднего школьного возраста.
Материально-техническое оснащение урока: аудиоаппаратура для воспроизведения музыкальных фрагментов, учебная доска и мел, альбомы для рисования или бумага А4, цветные карандаши, ручки.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучать предмет под названием «Слушание музыки». Как вы думаете, что мы будем делать на наших уроках? /дети отвечают/ Правильно, конечно мы будем слушать чудесную музыку, которую уже много веков создают люди.
А знаете ли вы, как называется профессия человека, который сочиняет музыку? /дети отвечают/ Эта профессия называется «композитор». Поэты пишут стихи, писатели – сказки и рассказы, художники пишут картины, а композиторы – музыку. Но прежде, чем мы услышим её волшебные звуки, давайте обсудим, а что же такое музыка? /дети высказывают свои предположения/.
Если мы заглянем в словарь, то прочитаем там, что музыка – это вид искусства. Какие ещё виды искусств вы знаете? /дети отвечают – изобразительное, хореографическое, театр, литература, кинематограф и тд/ В чём же особенность именно музыкального искусства? /ответы детей/ Действительно, музыка состоит из музыкальных звуков, то есть имеет звуковысотную сторону, а также разворачивается во времени.
Предлагаю каждому из вас составить небольшое стихотворение, о том, что же такое музыка? И хотя мы будем придерживаться общей схемы, ответ на наш вопрос получится у всех разный и неповторимый! Потому что для каждого человека музыка – это что-то своё, особенное.
Технология «Синквейн»
Педагог /в процессе объяснения правил записывает на доске тему и примеры слов/:
1. Под первым пунктом запишем тему нашего синквейна –
«Музыка».
2. Далее столбиком подбираем два имени прилагательных, которыми можно назвать музыку. Музыка
КАКАЯ? (нежная, мелодичная, ритмичная, любимая, завораживающая и тд).
Примечание: в этот момент урока у некоторых детей возникают заминки, сомнения в своих мыслях. В таких случаях обязательно проговариваем, что в данной форме работы нет «правильного» или «неправильного» ответа. Это творческая работа на выявление личного отношения каждого ребёнка к музыкальному искусству, они могут писать то, что чувствуют, высказывать те идеи, которые близки лично им.
3. Следующим пунктом необходимо придумать три глагола, которые можно отнести к нашей теме. Музыка
ЧТО ДЕЛАЕТ? (звучит, вдохновляет, волнует, успокаивает, бодрит и тд).
4. Под пунктом «четыре» вписываем своё отношение к музыке буквально в четырёх словах, это может быть своё
ПРЕДЛОЖЕНИЕ либо ЦИТАТА («Музыка – душа моя» М.И. Глинка, «Музыка – универсальный язык человечества» Г.У. Лонгфелло, «Музыка – высшее в мире искусство» Л.Н. Толстой и другие).
5. В последней строке необходимо сделать
ВЫВОД, резюме одним словом – существительным. Что такое музыка лично для вас? Можно применить
СИНОНИМ к слову «музыка» или ассоциацию: искусство, мелодия, профессия, хобби, наслаждение, удовольствие и другое.
Педагог: Итак, ребята, у каждого из вас сегодня получились настоящие музыкально-поэтические шедевры! А сейчас пришло время самой Царицы Музыки! Мы послушаем песню о вечной любви к музыке в исполнении Муслима Магомаева
«Верни мне музыку» (А. Бабаджанян-А. Вознесенский).
Далее детям предлагается самостоятельно
творчески оформить синквейн на альбомном листе на свой вкус, украсить его тематическими рисунками, орнаментами, проявить креативность мышления. Кому-то из ребят необходимо домыслить свою работу, возможно, что-то отредактировать, изменить слова на более подходящие по смыслу.
По окончании отведённого времени желающие могут
презентовать результаты своей деятельности перед остальными учениками, обычно дети делают это с удовольствием и внимательно слушают друг друга, так как этот творческий обмен даёт возможность найти точки соприкосновения в их представлениях о мире музыки.
В завершение моей методической работы представляю вашему вниманию
образцы детских творческих работ, созданные благодаря вышеописанной технологии. Урок прошёл чётко по плану, дети были максимально вовлечены в учебный процесс, поставленные задачи были полностью реализованы. Поэтому считаю достаточно перспективной траекторию по включению
технологии «синквейн» в освоение следующих тематических блоков содержания образовательной программы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору
Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре
Открытый урок «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеон