Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Папка - передвижка "Речевое развитие дошкольников"

Логопедическое пособие. Папка «Речецветик»
В современном мире наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И общее недоразвитие речи – это наиболее тяжелый, часто встречающийся с наиболее разнообразным проявлением речевой дефект у детей. Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития детей. Согласно ФГОС ДО принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий.
Данное пособие предназначено для логопедов, психологов и воспитателей дошкольных учреждений, а также для родителей, заинтересованных в полноценном гармоничном развитии своего ребенка.
Системная работа с использованием игр «Речецветика» будет способствовать развитию всех компонентов речи и сделает занятия в детском саду и дома интересными и увлекательными.
Цель пособия: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
• Знакомить детей с понятиями «буква», «звук», «слово»;
• Знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
• Автоматизация звуков речи;
• Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
• Расширение и обогащение словарного запаса и развитие навыков связной речи;
• Развитие и совершенствование грамматического строя речи;
• Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления.
В последние годы контингент детей дошкольного возраста значительно изменился. Особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ (а именно детей с ОНР, с ТНР).
Проблема недоразвития речи современных детей актуальна. Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого воспитанника.
Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению, или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату. Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.
Пособие «Речецветик», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции.
В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.
Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.
Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.
Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.


Ниже приводятся примеры игр папки «Речецветик»:
«Артикуляционная гимнастика»
Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Предлагаем ребенку рассмотреть карточки с изображением артикуляционных упражнений, выбрать упражнения, которые помогут, например, завести моторчик или помогут зашипеть змейке.

«Звук, буква, слово»
Цель: познакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слово», закрепить правильную артикуляцию звуков, умение подбирать слова на заданный звук.

«Спой песенку»
Цель: закрепить понятие «гласный звук»; закреплять правильную артикуляцию гласных звуков и умение определять звук по его графическому обозначению.
Предлагаем ребенку расшифровать, пропеть песенку из звуков.

«Звуковая дорожка»
Цель: отрабатывать поставленный звук изолированно, закреплять навыки слогового чтения.

«Где спрятался звук»
Цель: развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове; развивать умение дифференцировать звуки.

«Предлоги»
Цель: учить понимать значение предлогов: на, в, за, между, под, из-под, и т.д.; дифференцировать предлоги, правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по сюжетным и предметным картинкам.

«Составь предложение»
Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание, развивать умение определять количество слов в предложении.

«Поварята»
Цель: учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Развивать связную речь.

«Где чей домик»
Цель: углублять и расширять знания о различных видах животных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищах. Умение соотносить изображение живого существа с местом его обитания, правильно называя его. Развивать воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление.
Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование дидактических пособий в сочетании с традиционными методами позволяют не только значительно повысить эффективность обучения, но и достичь максимального качества освоения предоставляемых знаний. Такое комплексное использование средств обучения всех видов создает благоприятные условия для решения основной задачи обучения – улучшение качества подготовки ребенка в соответствии с требованиями современности. Работа не прекращается, я продолжаю совершенствовать свой «Речецветик».
Фото приложение










Список литературы:
1. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2014. – 232 с.
2. Игротерапия в логопедии: звуковые превращения. Логопедические игры для закрепления произношения трудных звуков / С. В. Ихсанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 186 с.
3. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : /пособие для учителей-дефектологов/ М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 128 с.
4. Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе/ авт. – сост. Л.Е. Кыласова. – Учитель, 2017. – 332 с.
5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 240 с.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическое пособие для детей старшего дошкольного возраста своими руками Многофункциональное логопедическое пособие для развития речи у детей Логопедическое пособие из фетра для детского сада своими руками. Радуга Логопедическое пособие "Чей хвост, Чья морда?" из фетра для детского сада своими руками
Опубликовано: 1777 дней назад (13 января 2020)
Просмотров: 4696
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!