Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Какой бывает вода»
Автор: Роднова Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 128" г. Рязань.
Описание материала: предлагаю Вам конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Какой бывает вода". Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детских садов. Познавательное занятие направлено на развитие интереса детей к исследовательской деятельности, изучения свойств, состояний воды, обучению бережному отношению к воде.
Цель: Расширять и обобщать знания детей о значении воды в природе и жизни человека.
Задачи:
- развивать интерес к опытническо-исследовательской деятельности;
- знакомить со свойствами воды, разнообразными её состояниями;
- вовлекать детей во внеситуативное общение;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей:
познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материал и оборудование:
глобус, одноразовые стаканчики, термос, кукла-капитошка, стекло, пластмассовые палочки, значки-капельки, сок, молоко, вода.
Предварительная работа:
загадывание загадок, чтение стихов, проведение опытов с водой, игры, занятия, словарная работа.
Ход проведения занятия.
1.Оргмомент.
Воспитатель читает стихотворение Т.Шорыгиной «Вы узнали воду»:
и сугроб, и снегопад,
белоснежный водопад,
капля в чашечке цветка,
кучевые облака,
то туман в осенней мгле,
то узоры на стекле,
то сосульки, то капели
что весною зазвенели,
иней хрупкий, ледяной,
что укрыл леса зимой,
в лужице осколки льда –
это все вода, вода!
Педагог предлагает детям посмотреть на глобус, какого цвета больше всего на нем, правильно – голубого, это цвет воды. Посмотрите есть большие пятна – это океаны, поменьше – моря и озера, а синие ниточки это реки. Вода в них разная, в океанах и морях соленая, в реках – пресная.
2. Экспериментальная деятельность.
Предлагаем детям попробовать на вкус воду, обычную и подсоленную и рассказать о своих ощущениях (безвкусная, соленая, невкусная, неприятная и т.д.).
Затем приглашаем детей к водопроводному крану, включаем его ненадолго, опрашиваем откуда здесь вода (ответы детей), заключение воспитателя: вода по трубам пришла из реки, озера, или ее добыли из под земли. Как вы думаете, на земле много воды? Правильно – много, но больше воды соленой, чем пресной. А какую воду мы пьем? (пресную). Поэтому ее надо беречь. А как мы ее бережем? (не оставляем кран открытым, наливаем столько воды, сколько можем выпить, следим чтобы водяные приборы были исправны и т.д.).
Послушайте еще одно стихотворение «
Какой бывает вода»:
кто ребята знает,
какой бывает вода?
горячей, словно кипяток,
я руку ей чуть не обжег!
холодной, просто ледяной –
в глубокой проруби зимой.
вода бывает дождевой.
отвечу без подсказки,
бывет мертвой и живой
в старинной русской сказке.
и еще я не сказала
что вода бывает талой!
когда солнышко печет
когда тает снег и лед,
но вот то интересно:
вода бывает пресной.
и в озере, и в роднике,
и в реке, и в ручейке.
и конечно каждый знает,
что в морях вода без края,
но пить ее нельзя –
она соленая друзья.
вода бывает чистой
прозрачной, ключевой,
сверкающей, лучистой,
на солнце золотой!
Ответьте мне ребята: какой же бывает вода? (горячей, холодной, ледяной, дождевой, талой, соленой, пресной, чистой, прозрачной и т.д.).
А так ли все это? Я предлагаю вам стать «Учеными» и провести опяты с водой.
Опыт 1. «Вода прозрачная».
Даем детям стаканы с водой и молоком, предлагаем опустить пластмассовые палочки в оба стакана, в каком она видна (с водой), в каком нет ( с молоком).
Вывод – вода прозрачная.
Опыт 2. «У воды нет вкуса».
Дети пробуют воду, молоко, сок, сравнивают их по вкусу.
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 3. «У воды нет запаха».
Дети нюхают воду, духи, дезодорант.
Вывод: у воды нет запаха.
Опыт 4. «Пар – это вода».
Открываем термос с горячей водой, обращаем внимание на пар, идущий из термоса. Чтобы доказать, что пар – это вода, держим над ним стекло, на стекле появляются капельки воды.
Вывод: пар – это вода.
Опыт 5. «Вода жидкая – может течь».
Детям дают два стаканчика, в одном вода, предлагают перелитьиз одного в другой, она льется.
Вывод: вода жидкая и может течь.
Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Дети определяют, какая вода в предложенных трех стаканчиках.
Вывод: вода бывает разной температуры.
3. Внеситуативное общение.
- зачем нужна вода
- кто пьет воду
- кто живет в воде
- как использовать воду дома
После обсуждения предложенных тем, воспитатель обобщает все высказанное детьми, задает вопросы, добавляет.
4. Физкультминутка «Льется чистая вода» (слова сопровождать движениями).
льется чистая водица,
мы умеем сами мыться,
порошок зубной берем,
крепко щеткой зубы трем,
моем шею, моем уши,
после вытремся мы суше,
поверни головку вправо,
поверни головку влево,
поверни головку вниз,
капитошке улыбнись.
5. Игровой момент.
Воспитатель вносит куклу-капитошку.
Капитошка:
Здравствуйте, ребята! Я водяная капелька, я очень всем нужна! Покапаю, покапаю – получится вода!
Капитошка предлагает детям попутешествовать по группе, покажет где живут ее сестрички капитошки.
Первая остановка – игровой уголок.
Здесь нужна вода? Да! (мыть игрушки, кукольную посуду и т.д.). Прикрепляем здесь значок-капитошку.
Вторая остановка – природный уголок.
Кому здесь нужна вода? (растениям). Прикрепляем и здесь значок капитошки.
Третья остановка – моечная.
Здесь для чего нужна вода? (мыть посуду). Прикрепляем значок капитошки.
Четвертая остановка – туалетная комната.
Зачем здесь вода? (мыть руки, лицо). Прикрепляем и здесь значок капитошки.
Пятая остановка – чайник с водой.
Что здесь за вода? (питьевая, кипяченая). Чтобы дети пили здесь. Тоже ставим значок капитошки.
6. Артикуляционная гимнастика.
- как бежит вода из крана (ш-ш-ш)
- как шумят морские волны (ш-ш-ш)
- как плачет сосулька за окном (кап-кап-кап)
7. Отгадайка.
Капитошка приготовила загадки, которые связаны с темой воды.
1.Меня ждали, меня звали, показался – побежали (дождь).
2. Кругом вода а с питьем беда (море).
3. Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (река).
4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем – ищем, ищем – не найдем (роса).
5. Драгоценным ожерельем спать ложится на деревья. Без труда отыщет кров среди веток и стволов (снег).
6. Кто всю весну по крыше бьет да постукивает? И бормочет, и поет, убаюкивает (дождь).
Капитошка хвалит детей и предлагает поиграть в игру «Ходят капельки по кругу» (под музыку).
Воспитатель – тучка, дети – капельки дождя - капают, резвятся, прыгают, танцуют, затем собираются в ручеек: парами, тройками, четверками. затем в одну колонну (река), замыкают колонну в круг (море). Мама-тучка зовет их к себе, они расцепляются и бегут к тучке.
Капитошка хвалит детей, раздает им значки-капитошки, дети прикрепляют их там где есть вода. Капитошка прощается и уходит.
Воспитатель подводит с детьми итог образовательной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования
Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование