Роль народной музыки в развитии личности ребенка
Автор: Силков Иван Николаевич, концертмейстер ансамбля народной песни «Румяные щёчки» г.Иваново
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики О.А.Апраксина, НЛ.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Г.С.Виноградов, и др. В частности, Н.Я.Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к
народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни»
Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек
Личность и ее психологические особенности формируются в детском возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка. Организуя обучения и воспитание необходимо принимать во внимание некоторые врожденные, природные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы, наличие музыкального слуха, чувства ритма и так далее.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к нему. С каждым днем возрастает интерес к окружающему; появляются новые интересные игры, сначала сюжетные, а потом и ролевые. В них ребенок воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, игра способствует всестороннему развитию ребенка, развитию его восприятия, воображения, мышления. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, в доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он эмоционально откликается на выразительные интонации музыки.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, она помогает в воспитании личности, она необходима каждому ребенку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. И чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки необходимо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствуют занятия народной музыкой.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов. Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного и младшего возраста получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. Основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую под силу педагогам дополнительного образования, работающим в ансамбле народной песни.
На занятиях в ансамбле подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал. Параллельно осуществляется знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание можно уделить русскому народному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для педагога важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, знакомить с музыкальной культурой своего народа.
Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;
2. учет возраста и особенностей конкретного ребенка, в том числе, его общего и музыкального развития;
3. учет специфики восприятия музыки детьми ;
4. Поощрение активности и интереса ребенка к восприятию народной музыки.
Многолетний опыт работы с детьми позволяет достаточно определенно утверждать, что работу по музыкальному воспитанию подрастающего поколения можно и нужно начинать с раннего возраста. Подрастая, дети систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с народной музыкой. Результатом обучения является не только то, насколько правильно и выразительно ребенок исполнил песню или пляску, но и то, в какой степени у ребенка возник интерес к занятиям, полюбил ли он музыку, стал ли стремиться к самостоятельной музыкальной деятельности.
Для достижения цели музыкального воспитания ребенка следует начинать занятия с обучения детей слуховому восприятию музыки. Этот раздел включает в себя знакомство, как с вокальной, так и инструментальной музыкой. Причем, самым увлекательным для детей является слушание русских народных инструментов, как в записи, так и в «живом исполнении».
При прослушивании музыки в исполнении оркестра следует обращать внимание детей на особенности звучания каждого музыкального инструмента. При исполнении вокальных произведений также нужно уделять внимание характеру и содержанию песни. Желательно сравнить звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе музыкального развития педагог может предложить ребенку ассоциативные образы, а с возрастом у обучающегося появится свое видение и чувствование музыкального произведения. При прослушивании музыки обязательно следует использовать иллюстрации из детских книг, репродукций русских художников, заклички, загадки,потешки, прибаутки…
Короткие тексты потешек легко усваиваются детьми, даже без дополнительного заучивания. Динамичность, образность вызывают у них желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры.
На занятиях важно использовать такой прием как «прослушивание музыки», где целесообразно использовать метод сопоставления: несколько раз дети слушают «живое исполнение» песни или инструментального произведения, а затем воспринимают уже знакомую им музыку в оркестровом звучании, при этом узнавая музыкальные инструменты, особенно солирующие. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания. Этот прием помогает ребенку при каждой новой встрече с произведением, будь то вокальная или инструментальная музыка, испытывать радость, узнавая что-либо новое, ранее не отмечавшееся.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками крайне полезно использовать наглядно-зрительные приемы. Например, в виде театрализованного представления, где используются народные костюмы и другая фольклорная атрибутика. В старшем возрасте чаще следует использовать иллюстрации; таким образом, их представления о картинах природы («На горе-то калина»), шуточные(«Долговязый журавель»),о труде человека («Во кузнице») дополняются средствами изобразительного и музыкального искусства.
Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что слушание народной музыки – это активный вид музыкальной деятельности. Активность выражается во внутренней готовности к ее восприятию, к умению не только слушать, но и слышать. Подобные свойства народной музыки могут быть использованы при воспитании ребенка, формировании его нравственности и мировоззрения.
Особый вид музыкальной деятельности – пение. Это наиболее доступный исполнительский вид. Петь дети любят, охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.
Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов помогает педагог, и часто дети и сами быстро находят им синонимы..
Организуя музыкальное образование и воспитание детей, следует знакомить их с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна.
Например, дети подготовительной группы очень любят песню «У медведя во бору» и исполняют ее с большой выразительностью.
В репертуар младших школьников следует включать песни напевные, задушевные; легкие, подвижные; задорные плясовые.
Весь процесс обучения следует организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. И если использовать игровые приемы и доступный материал, дети будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.
Если работа по обучению детей пению поставлена методически верно, педагог искренне и доходчиво объясняет и показывает изучаемый материал, то дети с удовольствием будут посещать музыкальные занятия, постепенно изучая богатый репертуар народных песен. Они полюбят слушать песни и сами станут их петь во время игр. Народные песни способствуют расширению кругозора детей и одновременно обогащают их запас слов, порой исправляют их произношение и, несомненно, воспитывают в них чувство коллективизма.
Следующим направлением работы музыкального руководителя детского ансамбля народной песни являются музыкальные танцевальные занятия. Дети, как младшего школьного возраста, так и более взрослые очень любят танцевать. Малыши особенно охотно танцуют сами и с удовольствием смотрят на танцы старших детей и взрослых, отражая отдельные движения танцев в своих творческих играх. Живой интерес к танцевальным движениям в народной песне позволяет широко использовать всю палитру выразительных средств для достижения целей эстетического воспитания детей. Обучая воспитанников народным танцам, мы знакомим их с одной из важнейших отраслей народного творчества.
Как уже говорилось выше, народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми младшего и среднего возраста. В народных сказках, загадках, песнях, плясках, в узорах народных мастеров созданы художественные образы, близкие детям.
По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей, они помогают знакомить обучающихся с обычаями своего народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость. Не менее увлекательными для детского восприятия являются задорные плясовые и весёлые шуточные песни и танцы.
В процессе обучения народным танцам следует знакомить детей с элементарными понятиями о народном искусстве (танец, песня, хоровод, использование народного костюма и народных инструментов, которые использовались в танцевальных произведениях.); В этом случае у детей активнее развивается музыкальность, движения становятся ритмичными, грациозными.
Вместе с тем, использование народных плясок порой представляет для ребёнка некоторые затруднения. Поэтому народный танец нужно так адаптировать, где-то изменить или упростить, чтобы он был доступен младшим школьникам , но при этом не исказить характера и народного колорита. На этом пути необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. танец должен быть невелик по объему;
2. несложный по композиции;
3. построен на понятных и характерных движениях;
Задача музыкального руководителя – сохранить у детей первоначальный живой интерес к пляске, эмоциональность восприятия, желание настойчиво и старательно над ней потрудиться. На занятии необходимо ставить перед детьми конкретные задачи, обращать их внимание на новые детали образа, движения, музыки. Для поддержания и углубления интереса детей к народной пляске следует использовать показ всей группе удачное исполнение движения одним ребенком или несколькими детьми; использовать соревнование групп в выразительном выполнении. Такие показы и проверки следует сопровождать анализом и оценкой детьми исполненных движений пляски, их соответствия музыке, их выразительности и правильности.
В исполнении народных танцев большую роль играет костюм. Необходимо стараться использовать не только элементы, но и, по возможности, народные костюмы в целом. Это и яркие пестрые сарафаны, красные косоворотки, красивые кокошники, различного цвета платки на голову, картузы. На ежедневных занятиях это, конечно, сделать непросто, а порой и невозможно, но на прогонах, генеральных репетициях и, конечно, на выступлениях, делать это нужно непременно!
Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности детей – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Каждая игра должна имеет четкую педагогическую направленность, при помощи которой можно учить ребенка воспринимать музыку и передавать в движение ее содержание и особенности. При этом одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятия, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Особенно детям нравится играть на русских народных инструментах. Дети быстро осваивают игру почти на всех народных музыкальных инструментах, так как они в основном являются шумовыми и главная трудность заключается в правильном исполнении ритмического рисунка.
Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх) с элементами фольклора. При проведении развлечений с использованием русской народной музыки и поэтического жанра следует определять
следующие задачи:
1. показать детям интересные зрелища;
2. наполнить их впечатлениями, доставить положительные эмоции от увиденного;
3. дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность.
Игровая деятельность повышает жизненный тонус ребенка, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Большое место в этом занимает народная музыка.
Формы игровой деятельности очень разнообразны: проведение концертов, на которых исполняются песни, игры, стихи, разученные на занятиях; сказки – драматизации, тематические вечера, игровые блоки.
Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, к красоте родной природы, родной речи и напевов.
Очень важно отметить, что результаты музыкального воспитания детей, становление эстетически развитой личности во многом зависят от того, как поставлена задача воспитания в семье. Поэтому следует знакомить родителей с методикой нашей работы, приемами и средствами, способствующими выработке музыкальных навыков. Использовать самые разнообразные формы общения с родителями: беседы, консультации, открытые музыкальные занятия, организация концертов, тематических и календарных праздников.
В завершении, следует сказать, что с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии народной музыки, обогащают личность, её духовный мир. Ведь музыка украшает жизнь, делает ее более интересной. И в этом, безусловно, большую роль призвана сыграть народная музыка!
ЛИТЕРАТУРА.
1.А.В. Кокуева. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа"
2.С.Ю. Куликова. "Детям о традициях и праздниках русского народа."
3. Ширяева. «Фольклорные праздники» - методическая разработка.
4. Г.Федорова. «Заглянет солнце и в наше оконце» - СПб.: 1997.
5. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997.
4. Остроух. «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей».
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фольклорного праздника для школьников
Фольклорная зарисовка "Берещенье"
Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором
Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Фольклорный праздник в начальной школе