Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности: Откуда берётся звук
Посмотрите внимательно на эти рисунки (воспитатель показывает детям изображения животных, которые прислушиваются к чему-то).
Что общего вы заметили у этих животных?
Дети: У них "ушки на макушке”.
Воспитатель: Они все прислушиваются.
Воспитатель: Как вы думаете лучше слышно, если уши большие?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: В какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей бабушки?
Чтобы отвечать на этот вопрос надо узнать, как появляется звук
Чтобы узнать, как появляется звук, проделаем опыт. Прижмем металлическую линейку одним концом к столу, а за другой дернем. Раздастся звук.
Меняя длину свободного конца линейки, можно получить звуки более низкие, грубые или более высокие.
Привяжем тонкую проволоку или леску к чему-либо и дернем за нее. Снова раздастся звук. Что вам напоминает натянутая леска? Струну гитары, балалайки.
Приложим ладонь к своему горлу и начнем что-нибудь говорить. Что вы ощущаете рукой? Горло дрожит.
И линейка, и леска, и горло дрожали, колебались и заставляли дрожать воздух возле себя. Эти колебания воздуха достигли нашего уха, и мы услышали звук.
Выходит, что если дрожит, значит — звучит. Но почему же не раздается звук, если мы начинаем, например, размахивать рукой? Дело в том, что человеческое ухо слышит звук, если за 1 секунду совершается не меньше 20 и не больше 16000 колебаний. А так быстро размахивать рукой мы не сможем.
Причем, чем больше колебаний, тем выше звук (тоньше). У каких зверей низкие, “сердитые" голоса?
Дети: У медведя, льва, тигра.
Воспитатель: А высокие, тонкие? У мыши, птиц, комара
У людей самый низкий голос называется бас. Самый высокий голос у мужчин — тенор, у женщин — сопрано.
Как выдумаете, почему комар, когда летит — пищит, а когда сядет — молчит?
(Ответы детей)
Воспитатель: В полете комар быстро машет крыльями — отсюда и звук. Почему комар издает высокий звук, а пчела низкий?
Как вы думаете, одинаково ли жужжит пчела, когда летит из улья и обратно?
Когда пчела летит обратно, ей тяжело, и она реже машет крыльями, значит звук при дороге в улей ниже.
А теперь попробуем отвечать, почему лучше слышно, если уши большие? Мы узнали, как появляется звук, как он распространяется. Представьте, что идет дождь и вы хотите набрать дождевой воды в банку (воспитатель поднимает лейку высоко над банкой и начинает лить из нее воду). Много ли воды попало в банку?
Что можно сделать, что бы в банке оказалось больше воды? Поставить в нее воронку.
Опыт повторяют, но уже с воронкой и количество собранной воды сравнивают.
Теперь попробуйте приставить воронку к уху острым концом (лучше, если у каждого ребенка будет своя воронка). Воспитатель отходит и начинает что-либо говорить шепотом. Почему лучше слышно?
Дети: В широкий конец воронки попадает больше звука.
Попробуйте поворачивать свою воронку в разные стороны. В каком случае слышно лучше? Когда она направлена в сторону звука.
(Ответы детей)
Попробуйте объяснить, зачем зайцу большие уши?
Зачем животные, прислушиваясь, поворачивают голову в разные стороны?
Даже человек, когда хочет что-то лучше услышать, прикладывает руку к уху.
Понаблюдайте за своими домашними питомцами — собаками и кошками.
Воспитатель: Как сделать звук громче?
Попросить детей взять расческу и дернуть за один зубчик. Раздастся писк, но очень слабый. Теперь попробуйте перекладывать расческу к столу, и подоконнику... Звук стал громче. Приставьте расческу к воронке. Громко?
Дети: Да
Воспитатель: Почему? Когда зубчик дрожит, он заставляет дрожать и воздух вокруг себя. Но зубчик маленький и мало воздуха начинает дрожать, поэтому звук тихий. А когда приставим расческу к воронке, она тоже задрожала. Но воронка большая и воздуха заставляет дрожать много. Получается громкий звук.
Для усиления звука служат и деревянные “футляры” у музыкальных инструментов. У каких? У гитары, скрипки, балалайки, виолончели, пианино и др.
Звук распространяется не только по воздуху. Попробуйте стукнуть по батарее в одной комнате, в другой вы отчетливо услышите удар. Вспомните сказку, в которой один из героев прикладывал ухо к земле и слышал топот бегущей лошади, хотя самой лошади еще не было видно.
Можно приложить ухо к рельсу и услышать звук далеко идущего поезда.
Похожие записи:
Опыты для детей старшей группы «Звук играет в прятки»
Технологическая карта ООД по познавательному развитию: Свойства снега
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе летом
Отчёт воспитателя по опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ