Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: Осень

Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Осень проходит, зима на пороге..."
Автор: Елкина Светлана Николаевна
Тема занятия: «Осень проходит , зима на пороге…»
Задачи занятия:
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно их подмечать.
- Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными явлениями в природе и образом жизни растений и животных.
- Познакомить с особенностями природы осенних месяцев.
- Развивать умение наблюдать и исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. -
- Воспитывать чувство любви к природе родного края.
Оборудование, необходимое для занятия: письмо от Айболита , иллюстрации с изображением русской природы , отражающие характерные признаки сентября, октября, ноября ( выводятся через проектор на экран); календарь природы; игрушечные фигурки животных – зайца, белки, лисы, медведя, ежа, волка.
Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, перелётные птицы, листопад, зимующие птицы, зимняя спячка.
Организация детей: полукругом сидят на стульчиках, на физкультминутке встают в круг.
Предварительная работа: ведение календаря наблюдений; наблюдения на прогулках и экскурсиях, знакомство с детской художественной литературой об осени; рассматривание картин известных художников посвящённых осенней тематике; изготовление поделок и рисование на тему «Осень».
Ход занятия:
I часть.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие, которое мы совершим по осенним месяцам. А ещё мы получили вот это письмо , в нём Айболит просил проверить, все ли звери подготовились к зиме. Айболит – врач не простой, ребята, кого он лечит? (зверей, животных). А вы знаете, как называются эти врачи? (ветеринары). Как вы думаете, где они работают? (на ферме ,в ветлечебницах, в зоопарках, в цирке, везде где есть животные). Так вот, Айболит очень беспокоится за зверей и попросил нас проверить, все ли они подготовились к зиме и для этого нам нужно отправиться в осенний лес. Но перед тем как мы туда попадём, нам необходимо проехать три станции по осенним месяцам. Вы готовы? Тогда, в путь!
II часть.
Воспитатель: Первой остановкой нашего путешествия будет «Сентябрь».( на экране изображения сентябрьской природы) Его в народе называют «хмурень». Как вы думаете, почему? (потому, что в сентябре уже нет такого тепла как летом; небо часто покрывается тучами, становится тяжелее, хмурится; идут дожди). Воспитатель: в сентябре дуют сильные ветры и за это его называют «ревуном». А ещё этот месяц называют «златоцветом» и «листопадником». Почему , как вы думаете? (потому что, что в сентябре желтеют листья и, лес стоит как золотой, потом листья начинают падать, идет листопад и т.д).
Воспитатель: Посмотрите на наш календарь наблюдений. Как мы назовём сентябрь, который был в этом году? (ревун, хмурень). Почему? Расскажите, чем радует нас сентябрь? (сентябрь радует нас урожаем в саду, в огороде, в поле, лесу). Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Попробуйте объяснить эту пословицу (сентябрь – первый месяц осени, начинает холодать, день становится короче, и птицы начинают собираться в тёплые края).
Воспитатель: Какие птицы улетают от нас? За отлетом каких птиц мы наблюдали у пруда ?(ласточки, дрозды, скворцы, грачи, журавли, дикие гуси и утки и т.д.).
Воспитатель: Следующей остановкой нашего путешествия будет «Октябрь» (на экране картины Октября).Воспитатель: В народе называли этот месяц «мокрохвост», «ветродуй», «грязник». Как вы думаете, почему? (Потому что в октябре чаще идут дожди, дуют сильные ветры, на улице слякотно , сыро и грязно).
Воспитатель: Вспомните какая погода была в октябре , посмотрите в календарь наблюдений. Как бы мы назвали прошедший октябрь: «мокрохвост», «ветродуй» или «грязник»? Почему? (Воспитатель выслушивает ответы детей).
Физкультминутка «Ветер и деревья»
В октябре дуют сильные – пресильные ветры. Давайте представим, что мы деревья (дети поднимают руки вверх, изображая ветви деревьев). Подул лёгкий ветерок (дети слегка покачивают кистями рук). Ветер начался дует всё сильнее и сильнее (дети покачиваются, делая сильные взмахи руками). Ветер превратился в ураган, он приклоняет деревья к земле (дети делают наклоны до пола). Но теперь ветер стихает, стихает (дети уменьшают интенсивность движений) и совсем стих. После игры дети садятся на свои места.
Воспитатель: Следующей и последней остановкой нашего необычного путешествия будет «Ноябрь». Ноябрь – последний месяц осени. На экране картины природы в ноябре) А какой сейчас месяц? (ноябрь). Давайте попробуем описать ноябрьскую погоду. Какая она? (Дети рассказывают о погоде в ноябре). Воспитатель: Ноябрь в народе называли «полузимник», как вы думаете, почему? (Потому, что зима ещё не наступила, а первые её признаки уже появляются, например, выпадает снег, по утрам замерзают лужицы).
Воспитатель: В давние времена про тот месяц говорили «ледовый кузнец». Кто скажет, почему? (на речках появляется лёд, лужи, озёра и пруды покрываются льдом).
Воспитатель: Если вы окажетесь на берегу водоёма, когда на воде появился первый лёд , ни в коем случае на ступайте на него! Это очень опасно! Лёд ещё очень тонкий и может проломиться!
Воспитатель: В это время ближе к людям перебираются птицы. Кто знает, какие? (снегири, синицы). Про снегирей говорят: «снегири прилетели – на крыльях зиму принесли!». Эта птичка появляется тогда, когда выпавший снег уже не тает. Синицы и снегири живут в лесах, но с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках и селах для них есть рябина, калина, боярышник , семена деревьев и кормушки , в которые люди специально насыпают корм для птичек. Вот и мы с вами тоже будем всю зиму подкармливать птиц. Вспомните какие птицы прилетают к нашей кормушке.( синицы, снегири, воробьи, поползни, щеглы, вороны…)
III часть.
Воспитатель: А теперь, заглянем в наш лес, проверим, как дикие животные приготовились к зиме.
На коврике полукругом рассажены игрушки, изображающие лесных зверей. Дети выбирают себе игрушку и составляют рассказ каждый о своём животном.
Воспитатель: Интересные рассказы у нас получились, а главное правдивые , я думаю, что Айболит будет рад, что мы ему помогли , мы обязательно напишем ему письмо с вашими рассказами . А наше путешествие подошло к концу, нас ждет второй завтрак и мы отправляемся на прогулку!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада Конспект занятия в старшей группе. Мы на Севере живём Из опыта работы воспитателя со слабослышащими детьми Интегрированное занятие в средней группе ознакомление с окружающим + аппликация

Похожие статьи:

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Октябрь

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Ноябрь

Опубликовано: 2348 дней назад (21 ноября 2017)
Просмотров: 8070
+2
Голосов: 2
Елкина Светлана # 21 ноября 2017 в 14:40 0
Интересная разработка , как раз для обобщающего занятия в конце ноября по теме "Осень". Понравилось , то что Светлана опирается на имеющийся у детей опыт наблюдения за птицами ( отлёт птиц, кормление птиц).Замечательно, что у неё есть такая возможность , ведь для детей это такие эмоции наблюдать за птицами в естественной среде обитания, тем более такое событие , как отлёт.
Татьяна Митрофанова # 22 ноября 2017 в 13:05 0
Занятие в целом не плохое, орг.момент,сам ход занятия направлен на обобщение имеющегося у детей опыта наблюдений ,связан с историческими народными названиями осенних месяцев.Будет полезным в работе,с спасибо за материалk
Елена Алексеевна Агуреева # 22 ноября 2017 в 15:32 0
С удовольствием ознакомилась с содержанием занятия.Оно получилась интересным и познавательным.Дети получили удовольствие от встречи с осенью.Вы подобрали интересный материал,методически грамотно его использовали для обогащения словарного запаса детей, использовали народные названия природных явлений и месяцев,для развития связной речи и творческих способностей.Вы создали условия для эстетического воспитания,бережного отношения к окружающей природе.