Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мы на Севере живём» для детей старшей группы
Шихова Альфира Фаридовна МБДОУ №4 «Снегурочка», Воспитатель
Задачи:
Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре;
Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте
Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты), их образе жизни; Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека;
Развивать связную речь детей, любознательность;
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него Предварительная работа: Чтение рассказов ,сказок о Севере, проведение национальных игр, заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами(охота, рыболовство, оленеводство; Знакомство с орнаментами народов Севера
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных Севера:, песня «Мы поедем мы помчимся… »; проектор, ноутбук, экран, презентация «Мой край родной»
Здравствуйте ребята ! Сегодня к нам на занятие прилетел Карлсон, и он оказывается, ничего не знает о Крайнем Севере. Давайте мы с вами расскажем и покажем, где мы с вами живём.
Воспитатель: Скажите как называется наш округ ?
Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.
Воспитатель: Столица нашего округа?
Дети:Город Салехард.
Воспитатель: На какой реке стоит наш город?
Дети: На реке Обь
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Салехард
Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове?
Дети: Надым.
Дети: Новый Уренгой.
Дети: Муравлено.
Дети: Лабытнанги.
Дети: Губкинский
Воспитатель: Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»?
Дети: Край земли .
Воспитатель: Правильно ребята, скажите, какие коренные жители живут на Ямале?
Дети: Ханты, ненцы, сель купы.
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята мы с вами отправимся на экскурсию в тундру к жителям Севера. И расскажем Карлсону все , что мы знаем о Севере.
Скажите, на чём мы с вами можем отправиться в тундру?
Дети: На оленях.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени .
Воспитатель: Кто сможет Карлсону рассказать о Северном олене
Дети: Северный олень это могучее, красивое животное…..
Воспитатель: Георгий нам рассказал о северном олене, скажите, а как называют маму олененка?
Дети: Важенка.
Воспитатель: Кто расскажет про важенку?.
Дети: У важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть, крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя корм для себя и своего олененка. Олени помогают своим хозяевам выжить в тундре.
Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень трудолюбивое животное и очень красивое.
Игра «Хлопни раз, хлопни два»
Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост». Молодцы ребята!
Воспитатель: А вот и могучий красавец Севера олень (показ презентации «Мой край
родной» И так поехали.
Музыкальное сопровождение Песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении группы «Самоцветы»
Воспитатель: А пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие ягоды растут на
Севере, и какую пользу они приносят.
Дети: В тундре растет морошка, брусника, голубика, клюква, черника.
Воспитатель: Во всех этих ягодах много витаминов .Черника улучшает зрение, клюква её еще называют «северным лимоном» используют при различных простудных, воспалительных, инфекционных заболеваниях, для снижения температуры, морошку используют для поднятия иммунитета, бруснику и голубику используют при заболеваниях желудка, почек, печени . ( просмотр презентации).
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев.
Как называется их жилище?
Дети: Чум.
Воспитатель: А какую форму имеет чум?
Дети: Чум имеет форму конуса и покрыт шкурой оленя .
Воспитатель: Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега.
Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы.
В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу.( просмотр презентации)
Воспитатель: А вот и хозяйка чума девочка Хо мани. Давайте поздороваемся.
Ребята Хо мани хочет рассказать вам о ненецких играх, в которые они играют с детьми:
Игра «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура.
Подвижная игра «Ловля оленей».
Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки
Поймать оленя в круг
Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга
Подвижная игра «Хейро» в переводе с ненецкого языка хейро это солнце.
Правила игры: Дети идут по кругу приставным шагом. Руками делают
равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”, хейро должен их коснутся. До кого дотронулся тот выходит из игры.
Игра «Важенка и оленята»
На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины –
играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.
На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи).
Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
(показ презентации, игры «Каюр и собака», «Важенка и оленята»,
«Ловля оленей» , «Хейро» и предлагает поиграть в ненецкие игры
Воспитатель: Ребята Хо мани предлагает поиграть в ненецкую игру «Важенка и оленята».
Воспитатель: Ребята мы с вами поиграли, а в остальные игры мы с вами поиграем на прогулке. Нам надо дальше продолжить нашу экскурсию и познакомить Карлсона с жизнью народов Севера.
Скажите, чем занимаются коренные жители Севера?
Дети: Коренные жители Севера занимаются охотой, рыболовством, оленеводством.
Воспитатель: Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.
Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название. (показ)
Попробуйте эти названия угадать.
1.Черная птица меня не боится,
Моргнет удивленно и каркнет … (ворона)
2.Наступил мой каблучок
На березовый … (сучок)
3.Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост её краса
Это хитрая …(лиса)
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.
Воспитатель: Ребята, а какую одежду и обувь они носят?
Дети: Они носят малицу, ягушку, кисы, шьют их из шкуры оленей.
Воспитатель: Ребята народности Севера очень гостеприимный народ . Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают .Хо мани хочет вас угостить полезной и вкусной ягодой брусникой.
Ребята давайте попрощаемся с Хо мани .Скажем ей спасибо , сядем на своих быстрых оленей и опять окажемся в детском саду. Закрываем глаза (под музыку).
Вот мы с вами и в садике Карлсон благодарит вас за то, что вы так много нового рассказали ему о Севере. Он прощается с вами ему надо дальше лететь и узнать, что же интересного есть в других странах.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе
Из опыта работы воспитателя со слабослышащими детьми
Интегрированное занятие в средней группе ознакомление с окружающим + аппликация
Конспект НОД в средней группе «Наш детский сад»
Похожие статьи:
Сценарий интегрированного занятия в старшей группе
Комплексное занятие в старшей группе детского сада по ФГОС
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Сутки
Конспект интегрированного занятия – путешествия на тему «Зима» в старшей группе
Конспект интегрированного занятия на тему «Деревья» в старшей группе