Цель занятия: формировать умение составлять речевое описание предметов, формулировать вопросы об их качествах и свойствах, расположении, назначении.
Оборудование и материалы: веревочки (прыгалки), наборы разноцветных геометрических фигур из картона, цветные карандаши.
Часть I. Почемучкин заболел
Цели: развитие слухового восприятия, формирование коммуникативных умений (общение по телефону).
Дидактическая игра «Телефон». Дети делятся на две команды, садятся на ковер спиной друг к другу. Между членами разных команд протягиваются веревочки. (Дети не должны знать, кто их партнер.) Пояснить, что веревочки выполняют роль телефонных проводов.
Ребенок первой команды по сигналу педагога дергает за веревочку. Тот, кому «позвонили», отвечает: «Алло. Я вас слушаю». Звонивший произносит фразу: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста...» (называет имя ответившего ребенка)». Если его имя названо верно, ребенок отвечает: «Это я (я вас слушаю)». Если звонивший не угадал, с кем говорит, ему отвечают: «...нет дома, позвоните позже» или «Вы не туда попали».
Далее «звонят» дети второй команды. Чтобы они вступили в игру, педагогу нужно перераспределить веревочки в руках детей первой команды.
Почемучкин (звонит по телефону). Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Представляете, у меня снова началась эта странная болезнь, из-за которой меня и прозвали Почемучкиным. Из меня просто сыплются обрывки вопросов: что? Где? Почему? Зачем? Мне кажется, когда я научусь правильно задавать вопросы, я буду получать на них ответы и моя «почемучкина болезнь» пройдет. Поможете мне?
Педагог. Думаю, Почемучкин прав. Очень важно уметь правильно задавать вопросы.
Часть II. Кто? Что? Где? Какой? Сколько?
Цели: развитие вербального воображения, формирование умения формулировать вопросы; выявление степени сформированности и дифференцированности представлений детей о характеристиках предметов (размер, форма, цвет, материал).
Педагог. Предлагаю вам, ребята, вспомнить, о чем, о каких качествах предметов можно задавать вопросы.
Оборудование и материалы: наборы карточек, различных по размеру, цвету, величине.
Игра «Предъявите пропуск». Дети получают наборы карточек. Выбирается водящий. Он занимает место в центре площадки для игры. Педагог произносит: «Могут пройти все, у кого есть синие карточки (прямоугольники, большие круги, маленькие треугольники, три одинаковых фигуры и т. д.)». Игрокам нужно предъявить требуемый «пропуск» или попытаться пробежать мимо водящего. Всем добравшимся до финиша задается вопрос: «Что общего у всех ваших пропусков?» Нужно ответить одним словом: «Цвет (форма, размер, количество)». Ответы детей помогают педагогу составить опорную схему для следующей игры.
В гости к детям приходит Почемучкин. Он приветствует воспитателя и детей.
Педагог. Смотри, Почемучкин, мы готовились к встрече с тобой (указывает на схему). Мы научим тебя играть в интересную игру, которая поможет тебе вылечиться от «почемучкиной болезни».
Оборудование и материалы: одинаковые картинки-раскраски по количеству детей и еще одна для Почемучки.
Дидактическая игра «Сто вопросов на рисунке». Дети и Почемучкин получают одинаковые картинки-раскраски. Нужно задавать вопросы обо всем, что изображено на рисунке. Можно раскрашивать только то, о чем задан вопрос и о чем получен ответ. Вопросы задают до тех пор, пока картинка не будет полностью раскрашена.
Предложить детям рассказать Почемучкину, как нужно раскрашивать, чтобы получилась красивая картинка.
Задача Почемучкина — расширить круг традиционно формулируемых детьми вопросов (что это? Кто это? Какого цвета? Какой формы? Из чего сделан? Зачем нужен? Чей? Почему? Что находится выше (ниже, левее, правее)? Сколько?). Предложим детям порассуждать о том, что любят неодушевленные предметы: что любит ковер? (Быть чистым.) Что любят книги? (Чтобы с ними обращались аккуратно, не мяли и не рвали страницы.) (И т. д.)
Итог занятия. Почемучкин выздоравливает, благодарит детей за помощь. Поскольку он не успел к началу занятия, просит детей рассказать о том, что они делали на занятии.
Игра «Что мы делали — не скажем». Рассказывать нужно без слов, используя мимику и жесты. Почемучкин «рассказывает» о том, как прошло его утро: причесывается, чистит зубы, звонит по телефону и т. д. Если дети затрудняются выполнить задание, «рассказывать» будет педагог, а дети постараются озвучить «рассказ».
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж
Мария Анатольевна Блинова # 3 мая 2017 в 20:50 0 |