Задачи:
— развивать восприятие, внимание, память и мышление, фразовую речь при ответах на вопросы, умение свободно и легко излагать свои мысли, координацию речи и движения, мелкую моторику, творческое воображение;
— активизировать словарь по теме «Зима»;
— закреплять представления об изменениях в живой и неживой природе, навык звукового анализа, навык решать ребусы по первым буквам слов;
— воспитывать любознательность, интерес к новому, любовь и бережное отношение к природе и всему живому;
— формировать навыки конструктивного взаимодействия;
— создавать позитивный эмоциональный климат в группе.
Оборудование: таз с водой, бумажки; аудиопроигрыватель; круг из картона голубого цвета, прищепки голубого или белого цвета; картинки с изображением предметов (замок, индюк, машина, арбуз, сыр, ножницы, ель, гусь, кот, арбуз, торт, облако); три разрезные картинки по теме «Зима. Природа»; белая бумага, цветные карандаши; мяч, кегли.
* * *
Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.
Логопед. Послушайте стихотворение:
Однажды приснился Василию сон,
Как будто куда-то отправился он...
С подругой Маринкой, с собакой Батоном
В сибирской тайге они дышат озоном.
Огромное озеро с чистой водой —
Нигде не найти красотищи такой!
Теснятся вокруг ледяные торосы.
От холода даже вороны белесы.
Байкал и могуч, и широк, и глубок.
Зимой — изумительно ровный каток.
Скалистые тропы по склонам петляют...
Места эти люди давно охраняют.
Кедровки, дрозды, свиристели, кукушки,
Куницы, медведи, олени, лягушки...
И кто же такого богатства наследник?
Все люди и звери, ведь здесь заповедник!
Психолог. Васе приснился удивительный сон! Он подумал: почему ему такой сон приснился?
Логопед. Решил Вася посмотреть в календаре, чем этот день знаменателен, и увидел, что 11 января отмечается Всероссийский день заповедников и национальных парков.
Психолог. Этот праздник отмечают во всем мире люди, которые берегут и спасают природу. Сегодня мы тоже станем экологами, лесниками, егерями, которые помогают сохранить наши заповедники, парки и леса.
Логопед. В заповедниках и национальных парках живут редкие животные, птицы, растут деревья и растения. Многие из них занесены в Красную книгу.
Психолог. А еще в заповедниках и национальных парках могут происходить необычные природные явления. Например, горы со снежными вершинами и горячие источники.
Упражнение «Снежинки»
Логопед. Но у нас в стране есть заповедные места, в которых зима очень холодная. И тогда люди спасают и поддерживают животных и растения. Давайте вспомним, что происходит зимой. Называйте зимние приметы — и прикрепляйте прищепку на голубой круг из бумаги. Помните, что у снежинки шесть лучиков.
Психолог. Всегда в России существовали заповедные места. Но люди не берегут свою природу. Давайте, мы исправим эту ситуацию.
Игра «Найди лишнее»
Психолог. Я вам предлагаю найти слова, подходящие к слову «мусор».
Словарный материал: лед, снег, иней, грязь; карп, сазан, ил, лосось; кедр, пень, сосна, пихта; крапива, клюква, морошка, брусника; лыжи, коньки, санки, машина; книга, тетрадь, фантики, ручка; лужа, мороз, снег, сосулька.
Логопед. Ребята, мы путешествуем по России зимой, в это время года часто бывает очень холодно. Чтобы не замерзнуть, я предлагаю вам следующую игру.
Хороводная игра «Зима»
Ах, зима, зима, зима! Дети ходят по кругу, взявшись за руки.
Замела снежком дома. Продолжают движение, делая полуприсед и взмахивают кистями рук.
И метели закрутила, Кружатся вокруг себя, руки на поясе.
Реки льдами замостила! Наклоняются вперед, двигают руками из стороны в сторону.
На деревьях бахрома, Поднимают руки вверх, разводят их в стороны, пальцы врозь.
Ах ты, зимушка-зима! Хлопают.
Психолог. Молодцы! Вася со своими друзьями во сне оказался на Байкале — самом глубоком и чистом озере в мире! Это заповедное место. Но в последнее время Байкал стал не таким чистым.
Упражнение «Очищаем озеро»
Психолог. В тазиках — вода с Байкала. Она стала не очень чистой. Нужно очистить воду, пока она не замерзла зимой и не превратилась в грязный лед. Для этого вы должны выполнить задание: с помощью прищепок вытащить мусор из воды.
Упражнение «Ребус»
Логопед. Ребята, следующее задание. Нужно разгадать ребус. А помогут вам в этом картинки. Первая буква каждой из них поможет «собрать» слово.
Словарный материал:
• Зима (замок, индюк, машина, арбуз).
• Снег (сыр, ножницы, ель, гусь).
• Каток (кот, арбуз, торт, облако, кот).
Дети разгадывают ребусы.
Психолог. Как хорошо вы разгадываете ребусы. А сможете вы помочь нам сложить картинки, которые разорвал северный холодный ветер?
Упражнение «Сложи картинку»
Психолог. Давайте разделимся на три команды. Каждая команда должна сложить свою картинку.
Дети выполняют задание.
Логопед. Как вы слажено работаете в команде. Значит, вы дружные. Но мы продолжаем наше путешествие по российским заповедникам и национальным паркам. Часто в таких местах проводят зимние праздники, зимние забавы. Вот и мы с вами поиграем.
Игра «Звуковой боулинг»
Логопед. Разделимся на две команды. У первого игрока — средний мяч, напротив каждой команды — кегли синего и зеленого цветов. Прокатывая мяч и сбивая кеглю (синего или зеленого цвета), надо назвать слово (зимние явления природы) на соответствующий согласный звук (твердый или мягкий). Выигрывает команда, назвавшая больше слов и сбившая больше кеглей.
Словарный материал: снег, мороз, ветер, пурга, вьюга, метель, лед, сугроб, льдина, холод и т.д.
Дети выполняют задание по инструкции логопеда.
Психолог. Люди стремятся сохранить природу. Существует Красная книга, в которую занесены редкие животные и растения. Но есть природные места, которым тоже нужна защита. Предлагаю создать свою Красную книгу заповедных мест в Москве. Нарисуйте их.
Дети выполняют задание.
Логопед. Ребята, мы с вами совершили зимнее путешествие по заповедникам. Вы узнали много интересного о природных богатствах нашей Родины. Теперь вы будете бережно относиться к природе. До новых путешествий!
Авторы: Гуцал И. Д., Мищенко Г. В.
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Нет комментариев. Ваш будет первым!